Дело <№..>а-230/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 июня 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Казакова Д.А.
секретарь Завгородняя Р.РЎ.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Санамян Самвела Гришевича Рє департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Краснодарскому краю, заинтересованные лица ГБУ РљРљ «Крайтехинвентаризация – Краевое БТРВ», Санамян Рћ.Р“., администрация РђР±РёРЅСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения, администрация муниципального образования РђР±РёРЅСЃРєРёР№ район РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной.
установил:
Санамян С.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью 3255,1 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, равной рыночной стоимости.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.
РћС‚ представителя административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец Рђ.Р”., действующей РЅР° основании доверенности, поступило ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие представителя Р”РРћ.
В ходе подготовки от представителя административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д., действующей на основании доверенности, поступили возражения на административное исковое заявление, в котором указала на отсутствие у департамента имущественных отношений Краснодарского края полномочий по проверке достоверности сведений, указанных в отчетах, правильности применяемых при оценке методик, а также иные полномочия, направленные на проверку сведений, влияющих на определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
От представителя административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренкова Д.Л., действующего на основании доверенности, поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором также указал на отсутствие у департамента имущественных отношений Краснодарского края полномочий по проверке достоверности сведений, указанных в отчетах, правильности применяемых при оценке методик, а также иные полномочия, направленные на проверку сведений, влияющих на определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Представитель ГБУ РљРљ «Крайтехинвентаризация – Краевое БТРВ» РїРѕ доверенности РњРѕСЂРґРѕРІРёРЅ Р .Р’. также представил возражения, РІ которых указал, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства. РџСЂРѕСЃРёР» вынести законное Рё обоснованное решение Рё рассмотреть РІ отсутствие представителя ГБУ РљРљ «Крайтехинвентаризация – Краевое БТРВ».
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А. в своем отзыве не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства и просит рассмотреть дела в их отсутствие.
Рные лица, участвующие РІ деле, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
На основании определения суда от 15 июня 2020 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении административных исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
РР· материалов дела следует, что нежилое помещение СЃ кадастровым номером <в„–..>, площадью 3255,1 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: <Адрес...>, принадлежит РЅР° праве долевой собственности Санамян РЎ.Р“. Рё Сагамян Рћ.Р“., что подтверждается выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках объекта. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 01 января 2018 года в размере 115324091,57 рублей.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 01 января 2018 года верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета РѕР± оценке в„– 229 РѕС‚ 25 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°, представленного административным истцом Рё подготовленного РРџ < Р¤.Р.Рћ. >11, рыночная стоимость указанного объекта недвижимости определена РїРѕ состоянию РЅР° 01 января 2018 РіРѕРґР° РІ размере 84438000 рублей.
Принимая во внимание тот факт, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда от 23 декабря 2019 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а также на соответствие отчета об оценке № 229 от 25 ноября 2019 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно заключению №КС-20-032 от 17 февраля 2020 года судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М., рыночная стоимость спорного объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (01 января 2018 года) составляет 92595 360 рублей.
Ркспертом также сделан вывод Рѕ том, что отчет РѕР± оценке в„– 229 РѕС‚ 25 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°, подготовленный РРџ < Р¤.Р.Рћ. >11, РЅРµ соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, РІ том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», федерального стандарта оценки «Требования Рє отчету РѕР± оценке (ФСО в„–3)В», федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО в„–7)В». Установлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых Рє форме Рё содержанию отчета. Установлены нарушения, которые влияют РЅР° определение итоговой величины рыночной стоимости. Рнформация, использованная оценщиком, РІ отдельных случаях недостоверна Рё непроверяема.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков и заинтересованных лиц выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается. Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не поступало.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьей 307 Уголовного кодекса Р Р¤, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р Р¤.
Оснований РЅРµ доверять представленному заключению экспертизы Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется, поскольку РѕРЅРѕ является допустимым РїРѕ делу доказательством. Рксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Ркспертное заключение составлено РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства, предъявляемыми Рє отчету РѕР± оценке объекта недвижимости. Ркспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена РЅР° основании материалов дела.
При оценке спорного объекта недвижимости был применен сравнительный подход (невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснованна).
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта принята корректировка на торг, расположение на этаже, наличие коммуникаций, приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.
Доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований, установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 03 декабря 2019 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 03 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Директором ООО «Юг-Регион-Оценка» в суд подано ходатайство о взыскании с Санамян С.Г. расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере 60000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками не оспаривалось право Санамян С.Г. на установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска Санамян С.Г. сводится к реализации в судебном порядке такого права.
Размер рыночной стоимости объектов недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной ООО «Юг-Регион-Оценка», административными ответчиками не оспаривался в ходе судебного разбирательства.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд приходит к выводу, что такое расхождение кадастровой стоимости с рыночной укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и законных интересов Санамян С.Г.
Таким образом, заявление ООО «Юг-Регион-Оценка» подлежит удовлетворению. Судебные расходы подлежат взысканию с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования Санамян Самвела Гришевича Рє департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Краснодарскому краю, заинтересованные лицо ГБУ РљРљ «Крайтехинвентаризация – Краевое БТРВ», Санамян Рћ.Р“., администрация РђР±РёРЅСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения, администрация муниципального образования РђР±РёРЅСЃРєРёР№ район РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью 3255,1 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 92595 360 рублей.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№..>.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <№..> считать 03 декабря 2019 года.
Взыскать с Санамян Самвела Гришевича в пользу ООО «Юг-Регион-Оценка» судебные расходы в размере 60 000 рублей в счет оплаты за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ: