Решение по делу № 2-2241/2024 от 06.05.2024

        Дело № 2-2241/2024    Копия

        РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

г. Пермь                                                                                      2 ноября 2024 года

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2024 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Симкина А.С.,

при секретаре судебного заседания Швецовой Н.Д.,

с участием представителя истцов – Миковой А.А., Микова Е.В. - Тарантиной К.А.,

представителя ответчика – администрации Пермского муниципального округа Пермского края – Титовой Я.С.,

представителя ответчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края – Титовой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миковой Анфисы Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, Микова Евгения Викторовича к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Микова А.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, Миков Е.В. обратились в суд с иском к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

В обоснование иска, с учётом его уточнения, указано, что Микова А.А. и её несовершеннолетний сын - ФИО2 - являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый (по 1/3 доле за каждым); Миков Е.В. является супругом Миковой А.А. Истцы зарегистрированы в жилом доме по указанному адресу. 20 октября 2023 г. состоялось обследование жилого дома, по результатам которого принято заключение о выявлении основания для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания. 22 ноября 2023 г. Управлением жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края принято решение о признании граждан малоимущими вцелях постановки их на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. С этого момента никаких действий и сообщений от ответчика не поступало. С учётом п. 6.2 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 г. № 227-п, принимая во внимание, что общая площадь жилого дома истцов составляет 30,9 кв.м., на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края должна быть возложена обязанность предоставитьистцам во внеочередном порядке взамен аварийного благоустроенное жилое помещение в пределах Пермского муниципального района, отвечающее установленным требованиям, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 30,9 кв.м. Согласно представленным суду пояснениям специалиста, в исследуемом помещении повреждены такие несущие конструкции, как фундамент, стены; фундамент фактически рассыпается, имеет критические перекосы, стены имеют сквозные трещины, что свидетельствует об исчерпании несущей способности; техническое состояние фундамента и стен является аварийным и создаёт угрозу для жизни и здоровья собственников; состояние здания в целом аварийное; проведение капитального ремонта фактически требует полного разбора здания, демонтаж и устройство нового фундамента и последующую сборку здания заново, что является экономически нецелесообразным. Таким образом, фактически имеется опасность для жизни и здоровья истцов в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение. Распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 18 ноября 2023 г. «О признании жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания граждан», из содержания которого следует, что для дальнейшего использования жилого помещения необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ, является внутренним документом, истцам оно не вручалось, не направлялось; кроме того, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края не обладает специальными познаниями в области строительной экспертизы для того, чтобы давать заключение о проведении ремонтно-восстановительных работ, при этом выданные истцам акт обследования помещения и заключение об оценке соответствия помещения требованиям не содержат сведений о том, что в обследуемом помещении необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ.Таким образом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязано предоставить МиковойА.А. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,9 кв. м., по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, включив в договор социального найма в качестве членов семьи супруга, МиковаЕ.В., и сына -ФИО13 (л.д. 4-6, 132-139).

    Истцы, извещённые о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили представителя.

    Представитель истцов в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учётом уточнения иска.

Представитель ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях на иск (л.д. 106-107, 144-145).

Специалист ООО «<данные изъяты>» ФИО6 в судебном заседании подтвердила выводы, изложенные в письменных пояснениях данного специалиста (л.д. 115-117).

Согласно ч. 1, ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истцов.

Выслушав представителя истцов, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела,суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке (ч. 1, ч. 2).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Положением п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, положением п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

В силу п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным ст. 86, ст. 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

Исходя из положений п. 7, п. 49 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием сведений о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

Положением п. 4 ст. 13 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищных фондов субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальныхнужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещениявзамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.

Из материалов дела следует и судом установлено, чтоМикова А.А. и несовершеннолетний сын Миковой А.А. - ФИО2 - являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый (по 1/3 доле за каждым), что подтверждается свидетельством и актовой записью о рождении, свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН (л.д. 10, 12-13, 37, 81-85).

Долевым собственником (1/3 доли) указанного жилого дома также являлась ФИО7 (мать Миковой А.А.), после смерти которой наследство приняла Микова А.А. (Миковой А.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону в виде 1/3 доли на указанный жилой дом (л.д. 59).

Миков Е.В. является супругом Миковой А.А., что подтверждается свидетельством и актовой записью о заключении брака (л.д. 11, 37).

Согласно доводам искового заявления, а также сведениям Отдела по вопросам миграции ОМВД России «Пермский» и копиям паспортов, истцы зарегистрированы в жилом доме по указанному адресу (л.д. 38-40, 54-58).

РешениемУправления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 22 ноября 2023 г. семья Миковой А.А. в составе трёх человек (Микова А.А., Миков Е.В, ФИО2) признана малоимущей в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 18).

Распоряжением Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 12 января 2024 г. семья Миковой А.А. в составе трёх человек принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 62-63).

Распоряжением Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 18 ноября 2023 г. «О признании жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания граждан» жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания; для дальнейшего использования жилого помещения необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ (л.д. 50-51, 52-54).

Из содержания возражений на исковое заявление, представленных администрацией Пермского муниципального округа Пермского края, следует, что в соответствии с распоряжением Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 24 мая 2024 г. «О внесении изменений в распоряжение от 1 ноября 2023 г. «Об утверждении списка граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», истец включён в список и числится под порядковым номером 272 (л.д. 106-107).

В обоснование иска истцами представлены письменные пояснения специалиста ООО «<данные изъяты>» ФИО6, по мнению которого состояние спорного жилого дома является в целом аварийным, проведение капитального ремонта фактически требует полного разбора здания, демонтаж и устройство нового фундамента и последующую сборку здания заново, что является экономически нецелесообразным (л.д. 115-117).

Из содержания возражений на исковое заявление, представленныхадминистрацией Пермского муниципального округа Пермского края,также следует о том, что в МКУ «Центр жилищно-коммунального хозяйства Пермского муниципального округа Пермского края» за предоставлением жилого помещения маневренного фонда Микова А.А. не обращалась; на территории Пермского муниципального округа Пермского края имеются жилые помещения маневренного фонда, в <адрес> помещения маневренного фонда отсутствуют (л.д. 144-145).

Разрешая спорные правоотношения, судом принимается во внимание то обстоятельство, что одного факта признания жилого помещения непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы истцам жилое помещение было предоставлено на условиях социального найма во внеочередном порядке.

Истцы являются долевыми собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, при этом аварийным и подлежащим сносу жилой дом не признавался, решение об изъятии у собственников жилого помещения органом местного самоуправления не принималось, соглашения о предоставлении истцам другого жилого помещения между сторонами не заключалось, распоряжения с указанием сведений о дальнейшем использовании жилого помещения и сроках отселения истцов в соответствии с требованиямип. 49Положения органом местного самоуправления не издавалось, при этом жилой дом в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019 – 2025 годы, утверждённой постановлениемПравительстваПермского краяот 29 марта 2019 г. № 227-п, не включён.

Кроме того, жилой дом, принадлежащий истцам, не признан не подлежащим ремонту или реконструкции (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Доказательств, свидетельствующих о наличии у истцов права на внеочередное предоставление меры социальной поддержки, суду не представлено.

В этой связи суд приходит к выводу о том что, независимо от того, что истцы состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признаны малоимущими, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Судом также принимается во внимание, что распоряжение Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 18 ноября 2023 г. «О признании жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания граждан», которым также установлено, что для дальнейшего использования жилого помещения необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ, истцами в установленном законом порядке не оспорено, при этом истцы не лишены права оспорить указанное распоряжение.

Представленные истцами письменные пояснения специалиста ООО «<данные изъяты>» ФИО6, по мнению которого состояние спорного жилого дома является в целом аварийным, проведение капитального ремонта фактически требует полного разбора здания, демонтаж и устройство нового фундамента и последующую сборку здания заново, что является экономически нецелесообразным, судом во внимание не принимаются, поскольку вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не подлежащим ремонту или реконструкции, относится исключительно к компетенции органа местного самоуправления с учётом Положения.

Доводы, приведённые в исковом заявлении, не могут быть приняты во внимание с учётом обстоятельств, изложенных в настоящем решении, и основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, иск к администрации Пермского муниципального округа Пермского края не подлежит удовлетворению в связи с тем, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является не администрация Пермского муниципального округа Пермского края, а Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края (с учётом полномочий данного ответчика).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении иска Миковой Анфисы Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, Микова Евгения Викторовича к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.

Решение в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в апелляционном порядке.

Судья: /подпись/                                                                                 А.С. Симкин

Копия верна

Судья                                                                                                   А.С. Симкин

Подлинник подшит

в гражданском деле № 2-2273/2024

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2024-002414-10

2-2241/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Миков Евгений Викторович
Микова Анфиса Александровна
Ответчики
Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края
Администрация Пермского муниципального округа Пермского края
Другие
Тарантина Ксения Анатольевна
Пескишев Юрий Борисович
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Симкин Алексей Сергеевич
Дело на сайте суда
permsk.perm.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2024Передача материалов судье
15.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2024Предварительное судебное заседание
02.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.09.2024Предварительное судебное заседание
10.09.2024Предварительное судебное заседание
17.09.2024Предварительное судебное заседание
23.09.2024Предварительное судебное заседание
30.10.2024Судебное заседание
02.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее