84RS0001-01-2021-000875-57
РЕШЕНИЕ
Имеем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,
при секретаре Лырминой Л.А.,
с участием представителя Норильской транспортной прокуратуры – помощника прокурора Таймырского района Патлатого А.А.,
представителя ответчика – Муринец Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-577/2021 по иску Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Таймыр» (далее – МП «Таймыр») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Норильский транспортный прокурор обратился в Дудинский районный суд Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Таймыр» (далее – МП «Таймыр») о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, их направлению в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края для согласования и возложении обязанности устранить данное нарушение, указывая на следующие обстоятельства.
Норильской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, в деятельности МП «Таймыр» выявлены нарушения закона. Так, установлено, что МП «Таймыр» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Норильский участок - земля (код: 04-0124-000716-П, 3 категория). При эксплуатации указанных объектов производится выброс загрязняющих веществ, что подтверждается приказом от 12.05.2017, свидетельством от 16.01.2017 о постановке на государственный учет объекта (промплощадка - 14 км, район автодороги Норильск - Талнах), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Между тем, вопреки положений п.п. 2, 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, МП «Таймыр» мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не разработаны, с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края не согласованы, как следствие, их реализация не осуществляется. Норильской транспортной прокуратурой с учетом установленных в деятельности МП «Таймыр» недостатков, 30.03.2021 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако, до настоящего времени ответчиком нарушения закона не устранены. Допущенные МП «Таймыр» нарушения закона являются существенными, создают угрозу интересам личности, общества и государства в сфере охраны атмосферного воздуха, что может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации. В этой связи прокурор просит суд признать незаконным бездействие МП «Таймыр» (ИНН 2469000978) по непринятию мер к разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, их направлению в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края для согласования и возложить на ответчика обязанность, в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, направить их на согласование в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Таймырского района Патлатый А.А., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика МП «Таймыр», Муринец Р.В., в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласен лишь в части установления трехмесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу для разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях и направлении их на согласование в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, поскольку, данного срока недостаточно для выполнения всего комплекса необходимых мероприятий. По мнению представителя, потребуется минимум четыре месяца для устранения выявленных нарушений. В части исковых требований о допущенном МП «Таймыр» незаконном бездействии, согласен.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России № 811 от 28.11.2019 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые определяют порядок разработки, согласования и организации работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II, III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 2 вышеназванных Требований, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при этом, согласно пункту 19 Требований, такие мероприятия направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России № 899 от 17.11.2011 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно пункту 3 указанного выше Порядка, заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В судебном заседании установлено, что МП «Таймыр» является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного приказом Управления имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района № 809 от 06.05.2015 и осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Норильский участок - земля (код: 04-0124-000716-П, 3 категория).
Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом МП «Таймыр»; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-21-291265409 от 17.10.2021; свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № А04IQ0QC от 16.01.2017; приказом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю № 445 от 12.05.2017 «Об установлении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (л.д. 7-10, 11-17, 28-34, 35).
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Между тем, факт наличия выявленных нарушений ответчиком не оспорен, доказательств их устранения суду не представлено.
30.03.2021 Норильским транспортным прокурором в адрес МП «Таймыр» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако, к моменту рассмотрения настоящего гражданского дела МП «Таймыр» не устранило выявленные нарушения закона (л.д. 18-20).
Более того, как следует из письма и.о. директора МП «Таймыр» № 280 от 08.09.2021, направленного в адрес Норильской транспортной прокуратуры, в связи с увольнением специалиста по вопросам экологии МП «Таймыр» решается вопрос о заключении договора со специализированной организацией на разработку всех необходимых мероприятий по уменьшению выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д. 27).
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами. Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствия этого нарушения.
Допущенные МП «Таймыр» нарушения Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» создают угрозу интересам личности, общества и государства, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В этой связи, исковые требования Норильского транспортного прокурора суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод представителя ответчика о том, что установление трехмесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу для разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях и направлении их на согласование в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, явно недостаточно, судом не может быть принят во внимание, поскольку, на основании ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда. Следовательно, каких-либо препятствий для обращения МП «Таймыр» в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, если такая необходимость возникнет, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Норильского транспортного прокурора к муниципальному предприятию «Таймыр», удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального предприятия «Таймыр» (ИНН 2469000978) по непринятию мер к разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, их направлению в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края для согласования.
Возложить на муниципальное предприятие «Таймыр» обязанность в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, направить их на согласование в министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья А.В. Васильев
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2021 года.