Решение по делу № 2-44/2023 (2-786/2022;) от 10.08.2022

24RS0031-01-2022-001036-82

Дело № 2-44/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Курагино 12 апреля 2023 г.

Курагинский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Романовой А.В.,

при секретаре Скибиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шалоболинского сельсовета, Муниципальному образованию Курагинский район в лице Администрации Курагинского района, Муниципальному предприятию «Автоколонна Курагинского района», Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Администрации Шалоболинского сельсовета, о возложении обязанности, указывая на то, что поводом для обращения в суд с настоящим иском в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц послужиланаходящаяся в распоряжении Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю информация и документы, свидетельствующие о том администрация Шалаболинского сельсовета Курагинского района Красноярского края (далее - Администрация Шалаболинского сельсовета Ответчик) при осуществлении эксплуатации подземного источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Факт эксплуатации подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино Курагинского района, Красноярского края подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением № 24.49.31.000.Т.000330.04.22 от 21.04.2022 года, экспертным заключением о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № 1666-АБ-ЭЗ от 25.02.2022 года. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000330.04.22 от 21.04.2022 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам проекта зон санитарной охраны водозабора расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профсоюзная, 9, 9А для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения учреждений в с. Шалоболино Курагинского района, Красноярского края. Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны - подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798, 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения с. Шалоболино Курагинского района Красноярского края. Водозабор используется круглогодично. Наблюдательной сети скважин в районе водозабора нет. Участок водозабора представлен эксплуатационными скважинами № 798, 799. Территория первого пояса спланирована для отвода поверхностного стока за пределы, озеленена, не ограждена и не обеспечена охране Отсутствует пешеходная дорожка с твердым покрытием к скважинам. Жилых и хозяйственно-бытовых зданий нет. Накопление твердых бытовых отходов не ведется. Скважины в железобетонных павильонах размерами 4 на 3 метра. Возможность загрязнения питьевой воды через устье и оголовок скважин исключена. Разводящая сеть водоводов составляет 10293 м, по улицам Профсоюзная, Карла Маркса, Попова, Комсомольская, Кирова, Ленина Советская, Молодежная, Набережная, Партизанская, Гагарина. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен имен заключение центра государственного санитарно-эпидемиологической надзора — Управления Роспотребнадзора Красноярскому краю, после чего утверждается в установленном порядке. Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта «Организация проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения расположенного в с. Шалоболино, Курагинского района по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно­питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края, отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны настоящего водного объекта не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ участка подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно­-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района Красноярского края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источим питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическое фактору. Просили обязать администрацию Шалаболинского сельсовета Курагинского района Красноярского края в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно­-бытового водоснабжения: утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования проект «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края» и предоставить приказ об утверждении в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске.

20.01.2023 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю уточнило исковые требования просили обязать Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района Красноярского края в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно­-бытового водоснабжения: утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования проект «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края» и предоставить приказ об утверждении в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске.

Определением Курагинского районного суда от 04.10.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО Курагинский район в лице Администрации Курагинского района.

Определением Курагинского районного суда от 01.11.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МП «Автоколонна Курагинского района».

Определением Курагинского районного суда от 27.12.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района.

Представитель истца Портнягина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала, если суд откажет в удовлетворении исковых требований в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком. Пояснила, что представлять заявление об отказе от исковых требований не будут.

В судебном заседании представитель ответчика МП «Автоколонна Курагинского района» Наприенко Д.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что в момент обращения с указанным исковым заявлением, приказ об утверждении проекта не был утвержден, утвержден приказ от 27.02.2013 года таким образом, требования устранены, у суда имеются основания отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации Шалоболинского сельсовета Верстина Н.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в сообщении адресованном суду просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд письменные возражения из которых следует, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее -СанПиН 2.1.4.1110-02). Согласно пункту 1.3 указанного документа соблюдение санитарных правил является обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с пунктом 3.2 Устава муниципального предприятия «Автоколонна Курагинского района» (в редакции от 08.12.2021) целью деятельности Предприятия является выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение потребностей в сфере эксплуатации сетей теплоснабжения, водоснабжения на территории муниципального образования Курагинский район для всех групп потребителей. Пункт 3.4 Устава определяет, что для достижения целей предприятие осуществляет виды деятельности, в том числе и забор очистку и распределение воды. Согласно договора № 123 от 14.12.2018 за Муниципальным предприятие «Автоколонна Курагинского района» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе водозаборные сооружения - скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый . Как предусмотрено статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, на указанные муниципальные предприятие возложено бремя содержания принадлежащего им имущества. В соответствии с пунктом 4.4.3 договора № 123 предприятие обязано соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые при использовании имущества. Администрация Шалоболинского сельсовета является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как «Автоколонна Курагинского района» является организацией, обеспечивающее водоснабжение на территории Шалоболинского сельсовета.

Представитель ответчика Администрации Курагинского района Боева О.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела в сообщении адресованном суду просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд письменные возражения из которых следует, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее -СанПиН 2.1.4.1110-02). Согласно пункту 1.3 указанного документа соблюдение санитарных правил является обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с пунктом 3,2 Устава муниципального предприятия «Автоколонна Курагинского района» (в редакции от 08.12.2021) целью деятельности Предприятия является выполнение работ, оказании услуг, удовлетворение потребностей в сфере эксплуатации сетей теплоснабжения, водоснабжения на территории муниципального образования Курагинский район для всех групп потребителей. Пункт 3.4 Устава определяет, что для достижения целей предприятие осуществляет виды деятельности, в том числе и забор и очистку и распределение воды. Согласно договора № 123 от 14.12.2018 за Муниципальным предприятий «Автоколонна Курагинского района» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе водозаборные сооружения – скважина адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый . Как предусмотрено статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, на указанные муниципальные предприятие возложено бремя содержания принадлежащего им имущества. В соответствии с пунктом 4.4.3 договора № 123 предприятие обязано соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые при использовании имущества. Администрация Курагинского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как «Автоколонна Курагинского района» является организацией, обеспечивающее водоснабжение на территории Шалоболинского сельсовета, в связи с чем, обязанность по утверждению в Министерстве экологии и регионального природопользования Красноярского края проекта «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжение расположенного в с. Шалоболино, по ул. Профсоюзная, 9, 9А, лежит на указанном предприятии.

Представитель ответчика Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района Гурина Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства Курагинского района» Терентьев С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращении в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лица о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Данные положения Конституции РФ развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» сле­дует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природ­ной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здо­ровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (ви­русные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реа­лизуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчиком нарушены права и законные интересы неоп­ределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели, а также юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюде­ние санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуаль­ных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей43ВодногокодексаРоссийской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностныеводныеобъектыи подземные объекты, для которых устанавливаются зонысанитарнойохраны, то есть территории и акватории, на которых устанавливается особыйсанитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зонысанитарнойохраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»зонысанитарнойохраныорганизуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающихводу, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима взонахсанитарнойохраныявляетсясанитарнаяохранаот загрязнения источников - водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Статусзонсанитарнойохраныисточников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения какзонособыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст.1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зонысанитарнойохраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется впроектезонысанитарнойохраныв каждом случае в зависимости от вида (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качествоводыи ограничение использования для питьевых и хозяйственной бытовых целей. Границыутвержденныхзонсанитарнойохраныводоисточников в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.

Земельные участки, расположенные в первом и вторых поясах утвержденных зон санитарнойохраныводныхобъектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п.14 ч.5 ст.27 Земельного кодексаРоссийской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки иутвержденияпроектазонсанитарнойохраныисточников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных взонахсанитарнойохраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель в градостроительной документации.

В соответствии с ч.4 ст.18Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарнойохраныводныхобъектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях,утверждаютсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличиисанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ихсанитарнымправилам.

Согласно п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зонысанитарнойохраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»проектзонысанитарнойохраныдолжен иметь заключение центра государственногосанитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управление), после чегоутверждаетсяв установленном порядке.

Руководствуясь п. 2 постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядкеутвержденияпроектовзонсанитарнойохраныводныхобъектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлятьутверждениепроектовзонсанитарнойохраны, является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Как установлено в судебном заседании Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000330.04.22 от 21.04.2022 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799, устанавливающий границы зон санитарной охраны подземного источника и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением к настоящему заключению.

Согласно указанного выше заключения установлено, что проект зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 соответствует требованиям: СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Как следует из договора № 123 от 14.12.2018 года закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МО Курагинский район от имени которого действует Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района в лице руководителя Управления закрепило за МП «Автоколонна Курагинского района» на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Курагинского района (п. 1.1. Договора), в том числе водозаборные сооружения - скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый номер: 24:23:1302003:275 и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый .

Указанные в договоре № 123 от 14.12.2018 года водозаборные сооружения - скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый переданы МП «Автоколонна Курагинского района» на основании акта приема-передачи муниципального имущества от 14.12.2018 года.

В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 07.09.2022 года сооружение водозаборное, наименование: сооружение-скважина, кадастровый , глубина 14 м., местоположение: Красноярский край, Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная 9а, 1.1. правообладатель – МП «Автоколонна Курагинского района», хозяйственное ведение, 1.2. правообладатель – МО Курагинский район, собственность.

В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 07.09.2022 года сооружение водозаборное, наименование: сооружение-скважина, кадастровый , глубина 17 м., местоположение: Красноярский край, Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная 9, 1.1. правообладатель – МП «Автоколонна Курагинского района», хозяйственное ведение, 1.2. правообладатель – МО Курагинский район, собственность.

Как следует из приказа № 77-222-од от 27.02.2023 Министерства экологии и рационального природопользования установлена зона санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 согласно приложению № 1 (п. 1 Приказа). П. 2 Приказа установлены режимы зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 согласно приложению № 2.

На момент предъявления настоящего искового заявления, проект «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края» не был в установленном законом порядке утвержден в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящее время суду подставлены доказательства, подтверждающие, что указанные в исковом заявлении требования выполнены в полном объеме, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об утверждении в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования проекта «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шалоболинского сельсовета, Муниципальному образованию Курагинский район в лице Администрации Курагинского района, Муниципальному предприятию «Автоколонна Курагинского района», Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.

Председательствующий Романова А.В.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 19.04.2023

Судья Романова А.В.

24RS0031-01-2022-001036-82

Дело № 2-44/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Курагино 12 апреля 2023 г.

Курагинский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Романовой А.В.,

при секретаре Скибиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шалоболинского сельсовета, Муниципальному образованию Курагинский район в лице Администрации Курагинского района, Муниципальному предприятию «Автоколонна Курагинского района», Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Администрации Шалоболинского сельсовета, о возложении обязанности, указывая на то, что поводом для обращения в суд с настоящим иском в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц послужиланаходящаяся в распоряжении Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю информация и документы, свидетельствующие о том администрация Шалаболинского сельсовета Курагинского района Красноярского края (далее - Администрация Шалаболинского сельсовета Ответчик) при осуществлении эксплуатации подземного источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Факт эксплуатации подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино Курагинского района, Красноярского края подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением № 24.49.31.000.Т.000330.04.22 от 21.04.2022 года, экспертным заключением о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № 1666-АБ-ЭЗ от 25.02.2022 года. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000330.04.22 от 21.04.2022 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам проекта зон санитарной охраны водозабора расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профсоюзная, 9, 9А для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения учреждений в с. Шалоболино Курагинского района, Красноярского края. Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны - подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798, 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения с. Шалоболино Курагинского района Красноярского края. Водозабор используется круглогодично. Наблюдательной сети скважин в районе водозабора нет. Участок водозабора представлен эксплуатационными скважинами № 798, 799. Территория первого пояса спланирована для отвода поверхностного стока за пределы, озеленена, не ограждена и не обеспечена охране Отсутствует пешеходная дорожка с твердым покрытием к скважинам. Жилых и хозяйственно-бытовых зданий нет. Накопление твердых бытовых отходов не ведется. Скважины в железобетонных павильонах размерами 4 на 3 метра. Возможность загрязнения питьевой воды через устье и оголовок скважин исключена. Разводящая сеть водоводов составляет 10293 м, по улицам Профсоюзная, Карла Маркса, Попова, Комсомольская, Кирова, Ленина Советская, Молодежная, Набережная, Партизанская, Гагарина. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен имен заключение центра государственного санитарно-эпидемиологической надзора — Управления Роспотребнадзора Красноярскому краю, после чего утверждается в установленном порядке. Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта «Организация проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения расположенного в с. Шалоболино, Курагинского района по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно­питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края, отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны настоящего водного объекта не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены. Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ участка подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно­-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района Красноярского края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источим питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическое фактору. Просили обязать администрацию Шалаболинского сельсовета Курагинского района Красноярского края в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно­-бытового водоснабжения: утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования проект «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края» и предоставить приказ об утверждении в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске.

20.01.2023 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю уточнило исковые требования просили обязать Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района Красноярского края в течение пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно­-бытового водоснабжения: утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования проект «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края» и предоставить приказ об утверждении в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Минусинске.

Определением Курагинского районного суда от 04.10.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО Курагинский район в лице Администрации Курагинского района.

Определением Курагинского районного суда от 01.11.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МП «Автоколонна Курагинского района».

Определением Курагинского районного суда от 27.12.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района.

Представитель истца Портнягина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала, если суд откажет в удовлетворении исковых требований в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком. Пояснила, что представлять заявление об отказе от исковых требований не будут.

В судебном заседании представитель ответчика МП «Автоколонна Курагинского района» Наприенко Д.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что в момент обращения с указанным исковым заявлением, приказ об утверждении проекта не был утвержден, утвержден приказ от 27.02.2013 года таким образом, требования устранены, у суда имеются основания отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации Шалоболинского сельсовета Верстина Н.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в сообщении адресованном суду просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд письменные возражения из которых следует, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее -СанПиН 2.1.4.1110-02). Согласно пункту 1.3 указанного документа соблюдение санитарных правил является обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с пунктом 3.2 Устава муниципального предприятия «Автоколонна Курагинского района» (в редакции от 08.12.2021) целью деятельности Предприятия является выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение потребностей в сфере эксплуатации сетей теплоснабжения, водоснабжения на территории муниципального образования Курагинский район для всех групп потребителей. Пункт 3.4 Устава определяет, что для достижения целей предприятие осуществляет виды деятельности, в том числе и забор очистку и распределение воды. Согласно договора № 123 от 14.12.2018 за Муниципальным предприятие «Автоколонна Курагинского района» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе водозаборные сооружения - скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый . Как предусмотрено статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, на указанные муниципальные предприятие возложено бремя содержания принадлежащего им имущества. В соответствии с пунктом 4.4.3 договора № 123 предприятие обязано соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые при использовании имущества. Администрация Шалоболинского сельсовета является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как «Автоколонна Курагинского района» является организацией, обеспечивающее водоснабжение на территории Шалоболинского сельсовета.

Представитель ответчика Администрации Курагинского района Боева О.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела в сообщении адресованном суду просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд письменные возражения из которых следует, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее -СанПиН 2.1.4.1110-02). Согласно пункту 1.3 указанного документа соблюдение санитарных правил является обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с пунктом 3,2 Устава муниципального предприятия «Автоколонна Курагинского района» (в редакции от 08.12.2021) целью деятельности Предприятия является выполнение работ, оказании услуг, удовлетворение потребностей в сфере эксплуатации сетей теплоснабжения, водоснабжения на территории муниципального образования Курагинский район для всех групп потребителей. Пункт 3.4 Устава определяет, что для достижения целей предприятие осуществляет виды деятельности, в том числе и забор и очистку и распределение воды. Согласно договора № 123 от 14.12.2018 за Муниципальным предприятий «Автоколонна Курагинского района» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе водозаборные сооружения – скважина адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый . Как предусмотрено статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, на указанные муниципальные предприятие возложено бремя содержания принадлежащего им имущества. В соответствии с пунктом 4.4.3 договора № 123 предприятие обязано соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые при использовании имущества. Администрация Курагинского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как «Автоколонна Курагинского района» является организацией, обеспечивающее водоснабжение на территории Шалоболинского сельсовета, в связи с чем, обязанность по утверждению в Министерстве экологии и регионального природопользования Красноярского края проекта «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжение расположенного в с. Шалоболино, по ул. Профсоюзная, 9, 9А, лежит на указанном предприятии.

Представитель ответчика Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района Гурина Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства Курагинского района» Терентьев С.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращении в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лица о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Данные положения Конституции РФ развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» сле­дует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природ­ной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здо­ровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (ви­русные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реа­лизуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчиком нарушены права и законные интересы неоп­ределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели, а также юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюде­ние санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуаль­ных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей43ВодногокодексаРоссийской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностныеводныеобъектыи подземные объекты, для которых устанавливаются зонысанитарнойохраны, то есть территории и акватории, на которых устанавливается особыйсанитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зонысанитарнойохраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»зонысанитарнойохраныорганизуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающихводу, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима взонахсанитарнойохраныявляетсясанитарнаяохранаот загрязнения источников - водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Статусзонсанитарнойохраныисточников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения какзонособыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст.1 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации.

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зонысанитарнойохраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется впроектезонысанитарнойохраныв каждом случае в зависимости от вида (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качествоводыи ограничение использования для питьевых и хозяйственной бытовых целей. Границыутвержденныхзонсанитарнойохраныводоисточников в соответствии с п.5 ст.30 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.

Земельные участки, расположенные в первом и вторых поясах утвержденных зон санитарнойохраныводныхобъектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п.14 ч.5 ст.27 Земельного кодексаРоссийской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки иутвержденияпроектазонсанитарнойохраныисточников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных взонахсанитарнойохраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель в градостроительной документации.

В соответствии с ч.4 ст.18Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарнойохраныводныхобъектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях,утверждаютсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличиисанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ихсанитарнымправилам.

Согласно п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зонысанитарнойохраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»проектзонысанитарнойохраныдолжен иметь заключение центра государственногосанитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управление), после чегоутверждаетсяв установленном порядке.

Руководствуясь п. 2 постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядкеутвержденияпроектовзонсанитарнойохраныводныхобъектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлятьутверждениепроектовзонсанитарнойохраны, является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Как установлено в судебном заседании Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000330.04.22 от 21.04.2022 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам проекта зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799, устанавливающий границы зон санитарной охраны подземного источника и ограничения использования земельных участков в границах зон, установленных в соответствии с приложением к настоящему заключению.

Согласно указанного выше заключения установлено, что проект зон санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 соответствует требованиям: СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Как следует из договора № 123 от 14.12.2018 года закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МО Курагинский район от имени которого действует Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района в лице руководителя Управления закрепило за МП «Автоколонна Курагинского района» на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Курагинского района (п. 1.1. Договора), в том числе водозаборные сооружения - скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый номер: 24:23:1302003:275 и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый .

Указанные в договоре № 123 от 14.12.2018 года водозаборные сооружения - скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9, глубина 17 м., кадастровый и скважина по адресу: с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9а, глубина 14 м., кадастровый переданы МП «Автоколонна Курагинского района» на основании акта приема-передачи муниципального имущества от 14.12.2018 года.

В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 07.09.2022 года сооружение водозаборное, наименование: сооружение-скважина, кадастровый , глубина 14 м., местоположение: Красноярский край, Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная 9а, 1.1. правообладатель – МП «Автоколонна Курагинского района», хозяйственное ведение, 1.2. правообладатель – МО Курагинский район, собственность.

В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 07.09.2022 года сооружение водозаборное, наименование: сооружение-скважина, кадастровый , глубина 17 м., местоположение: Красноярский край, Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная 9, 1.1. правообладатель – МП «Автоколонна Курагинского района», хозяйственное ведение, 1.2. правообладатель – МО Курагинский район, собственность.

Как следует из приказа № 77-222-од от 27.02.2023 Министерства экологии и рационального природопользования установлена зона санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 согласно приложению № 1 (п. 1 Приказа). П. 2 Приказа установлены режимы зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Шалоболино по адресу: Красноярский край. Курагинский район, с. Шалоболино, ул. Профсоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 согласно приложению № 2.

На момент предъявления настоящего искового заявления, проект «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края» не был в установленном законом порядке утвержден в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящее время суду подставлены доказательства, подтверждающие, что указанные в исковом заявлении требования выполнены в полном объеме, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об утверждении в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края - Министерстве экологии и рационального природопользования проекта «Организация зоны санитарной охраны подземного источника хозяйственно­-питьевого водоснабжения, расположенного в с. Шалаболино, Курагинского района, по ул. Профосоюзная, 9,9А, скважины № 798 и 799 для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения села Шалаболино, Курагинского района, Красноярского края».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шалоболинского сельсовета, Муниципальному образованию Курагинский район в лице Администрации Курагинского района, Муниципальному предприятию «Автоколонна Курагинского района», Управлению экономики и имущественных отношений Курагинского района о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.

Председательствующий Романова А.В.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 19.04.2023

Судья Романова А.В.

2-44/2023 (2-786/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ТО Управление Роспотребнадзора
Управление роспотребнадзора
Ответчики
Администрация Шалоболинского сельсовета
Другие
МКУ "Управление капитального строительства"
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Романова Александра Владимировна
Дело на странице суда
kuragino.krk.sudrf.ru
10.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2022Подготовка дела (собеседование)
24.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2022Судебное заседание
04.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Подготовка дела (собеседование)
01.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Подготовка дела (собеседование)
14.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.02.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Предварительное судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее