Дело №
УИД: 05RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебных заседаний Габибовой Ц.Р., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> Абакарова А.З., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело: по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> Караханова Н.М. в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению архитектуры и градостроительства <адрес>, Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», Гусенову Апасу Гусеновичу, Обществу с ограниченной ответственностью «Айвел», третьему лицу – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия администрации города, выразившееся в не рассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в установленный законом срок, признании незаконным разрешения на строительство и обязании Управление архитектуры и градостроительства <адрес> его отменить, признании самовольной постройкой 4х этажное строение, возведенное ООО «Айвел», обязании Гусенова Апаса Гусеновича и ООО «Айвел» его снести,
по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> Караханова Н.М. в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению архитектуры и градостроительства <адрес>, Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», Гусенову Апасу Гусеновичу, Обществу с ограниченной ответственностью «Айвел», третьему лицу – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия администрации города, выразившееся в не рассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в установленный законом срок, признании незаконным разрешения на строительство и обязании Управление архитектуры и градостроительства <адрес> его отменить,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Караханов Н.М. в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства <адрес>, Гусенову Апасу Гусеновичу, ООО «Айвел», третьим лицам – Администрации МО ГО «<адрес>», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании незаконными бездействия, признании незаконными разрешения на строительство, обязании отменить разрешение на строительство, признании строения самовольной постройкой и обязании его снести, в обоснование исковых требований, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка законности разрешения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок А).
Как установлено, указанное разрешение не соответствует требованиям действующего законодательства, выдано Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> Гусенову Апасу Гусеновичу с нарушением норм градостроительного законодательства, а именно части 1 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, допустимость размещения объекта капитального строительства на Земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52.1 ГрК РФ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям. Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее - технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее - правообладатель сети инженерно-технического обеспечения). Технические условия выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в части 5.2 статьи 48 настоящего Кодекса, частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением случаев технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно положительному заключению ООО «КОИН - С» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - заключение) объектом экспертизы является проектная документация и результаты инженерных изысканий на комплекс апартаментов, расположенных по адресу <адрес>, квартал Эдельвейс, участок 6, мкр. Авиаагрегат, тупик Речной 1-й,4,6.
Пунктом 2.9 Заключения описаны сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения:
- технические условия к запросу о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения №, выданные ООО «Газпром газораспределение Дагестан»;
- предварительные технические условия на присоединение к существующим городским сетям водопровода и канализации от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Махачкалаводоканал»;
- технические условия на проектирование о технической возможности присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные ПАО «Россети Северный Кавказ - Дагэнерго».
При этом изучение указанных технических условий показало, что они не соответствуют предъявляемым требованиям к указанному объекту недвижимости.
Так, технические условия к запросу о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения №, выданные ООО «Газпром газораспределение Дагестан» Гусенову А.Г. предусмотрены на многоэтажный дом.
Предварительные технические условия на присоединение к существующим городским сетям водопровода и канализации от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Махачкалаводоканал» предусмотрены двух многоэтажных многоквартирных жилых домов.
Технические условия о технической возможности присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные ПАО «Россети Северный Кавказ - Дагэнерго» предусмотрены для индивидуальной жилой застройки.
Пунктом 4.2.2.3 Заключения архитектурные решения установлено, что комплекс апартаментов состоит из двух 16 - этажных жилых домов (стр. 16).
Согласно пунктам 1 и 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и на соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной приказом Федерального агентства воздушного транспорта № – п от ДД.ММ.ГГГГ, в границах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки.
Согласно паспорту объекта застройщиком (заказчиком) указанного объекта на принадлежащем на праве собственности Гусенову А.Г. земельном участке с кадастровым номером № является Жилищный накопительный кооператив «Рей Групп», а фактическое строительство осуществляет ООО «Айвел».
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» жилищный накопительный кооператив (далее также - кооператив) - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.
При этом фактически разрешение от ДД.ММ.ГГГГ выдано на строительство комплекса апартаментов.
В этой связи, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> на указанное разрешение принесен протест, который надлежащим образом не рассмотрен и информация о его рассмотрении в прокуратуру города в установленный законом срок не поступила.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - О прокуратуре Российской Федерации) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 23 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
В целях установления порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования, внесенных прокурором <адрес> в администрацию муниципального образования «<адрес>» и его структурные подразделения, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок рассмотрения протестов и представлений прокурора <адрес>, которым предусмотрен порядок подготовки к рассмотрению представления, рассмотрения его по существу и направления информации о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования прокурору.
Протест прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ на оспариваемое разрешение в администрации города зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ и для дальнейшего рассмотрения адресован в Управление архитектуры и градостроительства <адрес>.
Вместе с тем, протест прокуратуры города по настоящее время не рассмотрен.
Соответствующая информация в установленный законом срок в прокуратуру города не направлена.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Неисполнение администрацией города и Управлением архитектуры и градостроительства законного требования прокурора подрывают авторитет государственной власти, что нарушает интересы Российской Федерации и граждан.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, возведенное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка.
Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» установлено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без -соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Предъявление настоящего искового заявления в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городской округ «<адрес>» и неопределенного круга лиц обусловлено тем, что выдача разрешения с нарушением требований градостроительного законодательства й неисполнение законных требований прокурора причиняет вред охраняемым законам интересам муниципалитета, заключающимся в поддержании авторитета органов местного самоуправления, призванных регулировать отношения в сфере градостроительной деятельности, создавать здоровую и безопасную среду проживания населения, обеспечивать равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности, формировать базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективно формировать систему расселения, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов.
На основании изложенного в иске просит суд признать незаконным бездействие администрации города, выразившееся в не рассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный законом срок; разрешение Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок А) признать незаконным; обязать Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок А); признать самовольной постройкой 4 этажное строение, возведенное ООО «Айвел» на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. №; обязать Гусенова Апаса Гусеновича и ООО «Айвел» снести самовольное строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по вышеуказанным требованиям объединено в одно производство с гражданским делом № по иску Заместителя прокурора <адрес> Караханова Н.М. в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению архитектуры и градостроительства <адрес>, Гусенову Апасу Гусеновичу, ООО «Айвел», Администрации ГОсВД «<адрес>», третьему лицу – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании незаконным бездействия администрации города, выразившиеся в не рассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в установленный законом срок; признании незаконным разрешения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б), обязании Управление архитектуры и градостроительства <адрес> отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б).
Исковые требования по делу № мотивированы также проведенной прокуратурой проверкой законности разрешения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б), в ходе которого установлено, что выданное разрешение на строительство не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку выдано Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> Гусенову Апасу Гусеновичу с нарушением норм градостроительного законодательства, а именно части 1 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно положительному заключению ООО «КОИН - С» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - заключение) объектом экспертизы является проектная документация и результаты инженерных изысканий на комплекс апартаментов, расположенных по адресу <адрес>, квартал Эдельвейс, участок 6, мкр. Авиаагрегат, тупик Речной 1-й,4,6.
Пунктом 2.9 Заключения описаны сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения:
- технические условия к запросу о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения №, выданные ООО «Газпром газораспределение Дагестан»;
- предварительные технические условия на присоединение к существующим городским сетям водопровода и канализации от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Махачкалаводоканал»;
- технические условия на проектирование о технической возможности присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные ПАО «Россети Северный Кавказ - Дагэнерго».
При этом изучение указанных технических условий показало, что они не соответствуют предъявляемым требованиям к указанному объекту недвижимости.
Так, технические условия к запросу о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения №, выданные ООО «Газпром газораспределение Дагестан» Гусенову А.Г. предусмотрены на многоэтажный дом.
Предварительные технические условия на присоединение к существующим городским сетям водопровода и канализации от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Махачкалаводоканал» предусмотрены двух многоэтажных многоквартирных жилых домов.
Технические условия о технической возможности присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные ПАО «Россети Северный Кавказ - Дагэнерго» предусмотрены для индивидуальной жилой застройки.
Пунктом 4.2.2.3 Заключения архитектурные решения установлено, что комплекс апартаментов состоит из двух 16 - этажных жилых домов (стр. 16).
Согласно пунктам 1 и 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и на соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной приказом Федерального агентства воздушного транспорта № – п от ДД.ММ.ГГГГ, в границах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки.
Согласно паспорту объекта застройщиком (заказчиком) указанного объекта на принадлежащем на праве собственности Гусенову А.Г. земельном участке с кадастровым номером № является Жилищный накопительный кооператив «Рей Групп», а фактическое строительство осуществляет ООО «Айвел».
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» жилищный накопительный кооператив (далее также - кооператив) - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.
При этом фактически разрешение от ДД.ММ.ГГГГ выдано на строительство комплекса апартаментов.
Направленный прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> на указанное разрешение протест, надлежащим образом не рассмотрен и информация о его рассмотрении в прокуратуру города в установленный законом срок не поступила.
На основании изложенного в иске просит суд признать незаконным бездействие администрации города, выразившееся в не рассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный законом срок; разрешение Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б) признать незаконным; обязать Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца Администрация ГОсВД «<адрес>» привлечена к участию в деле в качестве соответчика, исключив указанное юридическое лицо из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> Абакаров А.З., исковые требования по изложенным в исках основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Управление архитектуры и градостроительства <адрес>, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, будучи извещены о судебном заседании, представителей не направили, уважительность причин их неявки не сообщили, в связи с чем, определено рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики – Администрация ГОсВД «<адрес>», Гусенов А.Г., ООО «Айвел», будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и своих представителей не направили, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.23 указанного ФЗ, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.23 указанного ФЗ, протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
На основании ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1. настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Выдача разрешения на строительство осуществляется органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса РФ), за исключением случаев, указанных в части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Основанием выдачи разрешения является заявление с приложенными к нему документами в соответствии с перечнями, указанными в части 7 либо части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик Гусенов А.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с выданными Управлением архитектуры и градостроительства разрешениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ Гусенову А.Г. разрешено строительство на указанном земельном участке с кадастровым номером № комплекса апартаментов (Блок А) и (Блок Б).
Строительные работы на указанном земельном участке осуществляются ООО «Айвел», что усматривается из представленных в материалы дела договоров подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Гусеновым А.Г. и ООО «Айвел». Согласно предмету договоров Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по возведению объекта капитального строительства: 16-ти этажных комплексов (Блок А) и (Блок Б), по адресу: <адрес>
В материалы дела также представлен ответ Жилищного накопительного кооператива «Рей Групп» в адрес представителя ООО «Айвел» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что ЖНК не осуществляет строительство каких-либо объектов на земельном участке с кадастровым номером № и какие-либо средства в указанное строительство ЖНК не финансировано.
Таким образом, доводы искового заявления о том, что согласно паспорту объекта застройщиком (заказчиком) указанного объекта на принадлежащем на праве собственности Гусенову А.Г. земельном участке с кадастровым номером № является Жилищный накопительный кооператив «Рей Групп», а фактическое строительство осуществляет ООО «Айвел», опровергаются материалами дела.
В материалы дела по запросу суда Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» представлен пакет документов, послуживших основанием для выдачи оспариваемых истцом разрешений на строительство, среди которых имеется в том числе, утвержденный градостроительный план земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 4400 кв.м., на котором допускается капитальное строительство, относится к зоне Ж1 – зоне многоквартирной многоэтажной жилой застройки (9-16 этажей).
На проектную документацию представлено положительное экспертное заключение ООО «КОИН-С» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проектная документация и результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
Положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям (часть 1).
Технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее - технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее - правообладатель сети инженерно-технического обеспечения) (часть 2).
Технические условия выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в части 5.2 статьи 48 настоящего Кодекса, частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением случаев технологического присоединения к электрическим сетям (часть 3).
В материалы дела истцом представлены:
технические условия на проектирование о технической возможности присоединения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные ПАО «Россети Северный Кавказ - Дагэнерго»;
технические условия к запросу о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения №, выданные ООО «Газпром газораспределение Дагестан»;
предварительные технические условия на присоединение к существующим городским сетям водопровода и канализации от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Махачкалаводоканал».
В обоснование заявленных требований истец указал, что технические условия, описанные в положительном заключении экспертизы ООО «КОИН - С» от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствуют предъявляемым требованиям к указанным объектам недвижимости, в частности, вышеуказанными техническими условиями предусмотрено, что объектом присоединения выступает многоэтажный дом, а пунктом 4.2.2.3 заключения ООО «КОИН-С» установлено, что комплекс апартаментов состоит из двух 16-этажных жилых домов.
Вместе с тем, выявленные несоответствия незначительны и устранены как следует из информационного письма ООО «Коин-С» от 09.12.2022г., в соответствии с которым в п.4.2.2.3 заключения фразу: «Основное назначение объекта – комплекс апартаментов, состоящий из двух 16-этажных жилых домов» читать как «Основное назначение объекта – комплекс апартаментов, состоящий из двух 16-этажных зданий». Настоящим письмом также сообщается, что указанные выше изменения не затрагивают характеристик надежности и безопасности проектируемого объекта капитального строительства, и согласно ч. 3 ст.49 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ повторная экспертиза проектной документации не требуется. Данное письмо является неотъемлемой частью положительного заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Получение технических условий на подключение к инженерным сетям, с допущенными в них нарушениями, на которые истец ссылается в иске, не означает фактического подключения объекта к таким сетям и не разрешает такое подключение, более того, указанные несоответствия в технических условиях ответчиком Гусеновым А.Г. устраняются, что следует из представленных им технических условий на присоединение к существующим городским сетям водопровода и канализации объекта «Комплекса апартаментов» от ДД.ММ.ГГГГ № ПТО-ТУ-669, выданные ОАО «Махачкалаводоканал».
Также истцом указывается, что данный объект капитального строительства расположен на земельном участке, который находится в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной приказом Федерального агентства воздушного транспорта № – п от ДД.ММ.ГГГГ в границах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки.
Проверяя указанный довод истца, суд отмечает следующее.
Пунктом 19 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий", в частности статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации, к каковым относится приаэродромная территория (пункт 8).
В соответствии с положениями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату вынесения приказа Росавиации об установлении приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Названным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 7 части 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что седьмая подзона является подзоной в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ответом на запрос, направленный представителю ответчика Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ. №г., следует, что приказ Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ)» (далее – Приказ) на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в порядке, установленном Правилами, не представлялся. Министерством юстиции РФ был направлен запрос в Федеральное агентство воздушного транспорта о представлении копии приказа для проведения его правовой экспертизы, по результатам которой, Министерством направлено письмо в указанное агентство о необходимости отмены указанного акта, поскольку данный документ содержит нормативные предписания, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, в связи с чем подлежал представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что выявленные несоответствия технических условий на подключение к инженерным сетям не являются существенными и устранимы, использование участка соответствует виду разрешенного использования, доказательств того, что строение возводится с существенными нарушениями строительных, градостроительных и других обязательных норм не представлено и судом не установлено, оспариваемые разрешения на строительство приняты компетентным органом, в пределах его полномочий, без наличия процедурных нарушений, оснований полагать, что в Управление архитектуры и градостроительства была представлена проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома, не имеется.
Более того, в соответствии с Актом профилактического визита № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом-экспертом Управления государственного строительного надзора Минстроя РД, по результатам профилактического визита каких-либо нарушений на спорном объекте строительства не выявлено.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании разрешения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок А) незаконным; обязании Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок А); признании самовольной постройкой 4 этажное строение, возведенное ООО «Айвел» на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>; обязании Гусенова Апаса Гусеновича и ООО «Айвел» снести самовольное строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> о признании разрешения Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б) незаконным; обязании Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» отменить разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство комплекса апартаментов (Блок Б) суд не усматривает.
Разрешая требование о признании незаконным бездействия администрации города, выразившееся в нерассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный законом срок, суд руководствуется положением части 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому протест подлежал обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в орган местного самоуправления.
Суд находит установленным, что протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ., полученный ответчиком Администрацией ГОсВД «<адрес>» в тот же день, не рассмотрен, ответ в письменной форме не предоставлен, сведений об этом в ходе рассмотрения дела Администрацией <адрес> не представлены, что указывает на наличие бездействия со стороны указанного ответчика.
При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора <адрес> Караханова Н.М. суд находит подлежащими удовлетворению в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> Караханова Н.М. в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению архитектуры и градостроительства <адрес>, Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», Гусенову Апасу Гусеновичу, Обществу с ограниченной ответственностью «Айвел», третьему лицу – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействия администрации города, выразившееся в не рассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в установленный законом срок, признании незаконным разрешения на строительство и обязании Управление архитектуры и градостроительства <адрес> его отменить, признании самовольной постройкой 4х этажное строение, возведенное ООО «Айвел», обязании Гусенова Апаса Гусеновича и ООО «Айвел» его снести, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в нерассмотрении протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в установленный законом срок.
В удовлетворении в остальной части исковых требований заместителя прокурора <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Э.М. Атаев