УИД 19RS0001-02-2021-004965-32
Председательствующий: Лемперт И.Н.
Дело № 33-2493/2021 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Черепановой Татьяны Юрьевны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении её искового заявления к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о признании незаконным решения и о перерасчёте пенсии.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца Черепановой Т.Ю., настаивавшей на доводах жалобы, пояснения представителя ответчика – Базыкиной С.Д., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черепанова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее – УПФ в г. Абакане, Управление) о признании незаконным решения № 11-11/11048 от 31 марта 2021 года и о перерасчёте пенсии. Требования мотивировала тем, что указанным решением ответчика ей отказано в перерасчёте пенсии, с чем она не согласна, поскольку оно нарушает ее пенсионные права как лица, проработавшего в районах Крайнего Севера 9 лет 8 месяцев 6 дней (с 28 августа 1986 года по 26 августа 1999 года), в связи с назначением ей страховой пенсии по старости без применения повышенного коэффициента, установленного для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера 15 лет. Считала, что не применение ей при расчете размера пенсии повышенного коэффициента, поскольку иное порождает дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Базыкина С.Д. исковые требования не признала, указав на отсутствие оснований для перерасчёта пенсии, поскольку истец не отработала в районах Крайнего Севера 15 лет. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, вернул истцу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
С решением не согласна истец Черепанова Т.Ю.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Приводя обстоятельства дела, нормы действующего законодательства, судебную практику, указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для перерасчёта по причине того, что стаж её работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет, в связи с тем, что её пенсия должна быть рассчитана с учётом повышенного коэффициента.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Черепанова Т.Ю. является получателем страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) в связи с работой в районах Крайнего Севера.
10 марта 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии с учётом применения повышенного отношения среднего заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
31 марта 2021 года ответчик отказал истцу в перерасчёте пенсии в связи с тем, что у нее отсутствует необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера – не менее 15 лет.
Не согласившись с данным отказом, Черепанова Т.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 400-ФЗ, Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), исходил из недоказанности факта проживания и работы истца по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 15 лет.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Частью 9 названной статьи предусмотрено, что величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
При определении истцу размера пенсии учтен заработок за период ее работы с 1 января 1989 года по 31 января 1993 года.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в связи с введением в действие данного закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 30 названного Федерального закона (в первоначальной редакции) конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При расчете истцу размера пенсии применялись положения именно данного пункта названного Федерального закона.
При этом ответчиком правомерно установлено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,2, поскольку как указывалось выше, исключение из данного правила предусмотрено только для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
К таковым лицам истец не относится, поскольку она в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 года не проживала (из трудовой книжки истца следует, что в этот период времени она осуществляла трудовую деятельность в Республике Хакасия).
Не относится истец и к лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, имеющим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, которым повышенное соотношение заработка учитывается независимо от их места жительства.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на нарушение ее пенсионных прав пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, предусматривающим установление повышенного коэффициента только лиц, проживших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, но не предоставляющего такого права для лиц, проработавших в данных районах менее 15 лет, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью или проживающих в определенных местностях, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости и определения размера пенсии в повышенном размере, законодатель связывает такое право не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов на протяжении определенного периода времени, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 июля 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Черепановой Татьяны Юрьевны – без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи В.Н.Морозова
А.В.Пронина
Мотивированное определение изготовлено 14 октября 2021 года.