Дело № 2-1-433(1)/2022
64RS0030-01-2022-000834-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2022 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области
в составе председательствующего судьи Артюх О.А.,
при секретаре Стерликовой Е.А.,
с участием истца Саломатина В.А.,
представителя истца Саломатина В.А.- Ушакова К.В.,
представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» - Сурковой Л.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саломатина Владимира Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» о защите прав потребителей,
установил:
Саломатин В.А. обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» (далее-ООО «Газпром межрегионгаз Саратов») о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований с учетом их уточнения (увеличения) в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) указал, что является собственником дома расположенного по адресу: <адрес> и потребителем природного газа для коммунально - бытовых нужд поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Саратов». 01 декабря 2019 года прибор учета - счетчик NPM- G4 (дата последней проверки 01сентября 2009 года, дата следующей поверки 01 декабря 2019 год) выведен из строя по причине истечения межповерочного интервала. В связи, с чем поставщиком ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» произведены расчеты исходя из нормативов потребления природного газа для коммунально - бытовых нужд. Так расчет составил: отопление – 10243 рубля 52 копейки, пищеприготовление – 753 рубля 20 копеек. Таким образом, сумма задолженности, начисленная исходя из норматива за период с 01 декабря 2019 года по 31 июля 2020 года составила 10996 рублей 72 копейки. Данная сумма задолженности за потребленный природный газ была предметом рассмотрения спора в двух инстанциях. Так, согласно апелляционного определения Ртищевского районного суда от 06 декабря 2021 года дело № 11-24(1)2021 решение мирового судьи судебного участка № 2 Ртищевского района Саратовской области от 22 июля 2021 года по гражданскому делу № 2 - 1279/2021 по иску ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» было отменено и принято по делу новое решение, о взыскании задолженности по оплате природного газа за период с 01 декабря 2019 года по 05 апреля 2020 года в размере 5727 рублей 46 копеек, пени за период с февраля 2020 по март 2020 года в размере 18 рублей 96 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 220 рублей 32 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Основанием для отказа послужило то, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительством Российской Федерации принято постановление от 02 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое вступило в силу со дня его официального опубликования – 06 апреля 2020 года. 12 января 2022 года в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и в Отделение по Ртищевскому, Аркздакскому и Турковскому районам ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» им было направлено заявление с просьбой о проведении перерасчета по лицевому счету № в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 01 апреля 2020 года № 98 - ФЗ на основании которого Правительством РФ принято постановление от 02 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также предоставить письменную информацию о зачислениях, произведенных по лицевому счету № за период 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года, с обязательным указанием произведенных оплат. 18 февраля 2022 года в его адрес от ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» поступило письмо исх. 07-18/818 от 15 февраля 2022 года с приложением выписки об оплаченных и начисленных суммах по газоснабжению за период с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года. Согласно представленной выписки об оплаченных и начисленных суммах за период с01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года произведено начисление на сумму 2841 рубль 16 копеек исходя из норматива потребления. Не согласившись с произведенными начислениями им в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» 25 февраля 2022 года направлена претензия с просьбой провести перерасчет по лицевому счету № за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года, на основании п.1 Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424, согласно которого приостановлено до 01 января 2021 года действие положений, подпункта «д» пункта 81(12), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В свою очередь ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», в нарушение требований установленных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424, продолжило начисление платы по нормативу, что привело к необоснованному образованию задолженности, в том числе и за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 2841 рубля 16 копеек. ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» обязано было принять показания его прибора учета газа, в том числе и с истекшим сроком поверки, а поскольку расход по прибору учета отсутствовал, то и начислений, не должно быть. 25 марта 2022 года от ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» поступил ответ № 07-18/1613 от 21 марта 2022 года, в котором указано, что основания для перерасчета начисленных сумм за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года, исходя из норматива отсутствуют. В связи с неправомерными действиями ответчика, при начислении платы исходя из норматива за период действия моратория, на начисление платы исходя из норматива, ему были причинены нравственные страдания и перенесены им нравственные переживания. Считает, что в соответствии по ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» ответчик должен возместитъ ему моральный вред, выплатив компенсацию в сумме 10000 рублей. Кроме того с 2021 года в квитанциях об оплате коммунальных услуг- «газоснабжение» ответчиком стала указываться общая площадь дома 140 кв.м., что не соответствует действительности. Дом находится на стадии строительства, в эксплуатацию не сдан, в настоящее время площадь дома не увеличена. В плане при строительстве площадь дома будет увеличиваться. Дом не достроен и не оформлен, не отапливается, отапливаемой площади не существует, о чем свидетельствует нулевой показатель по прибору учета, допущенного к эксплуатации самой газовой компанией. 24 мая 2022 года в адрес ответчика им было направлено заявление на изменение данных о площади жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 мая 2022 года № 99/2022/468082417, однако данные о площади жилого дома в платежных документах изменены не были. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости площадь дома- 52,8 кв.м.. В связи с тем, что он не обладает специальными познаниями в области подготовки претензий- и ведению претензионно - исковой работы, ему пришлось для защиты своим прав и интересов заключить договор на оказание юридических услуг, цена данного договора составляет 5000 рублей.
Просит признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по отказу в проведении перерасчета за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года на сумму 2841 рубль 16 копеек за потребленный природный газ незаконным. Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» снять начисления, произведенные исходя из норматива потребления природного газа за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года на сумму 2841 рубль 16 копеек и произвести перерасчет. Взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» моральный вред в размере 10000 рублей. Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» произвести изменения данных о площади жилого дома находящегося по адресу: <адрес> соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
В судебном заседании истец Саломатин В.А. исковые требования с учетом их увеличения поддержал, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель истца Ушаков К.В. исковые требования поддержал, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.Просил исковые требований удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» -Суркова Л.Ю. исковые требования не признала, просила в иске отказать, указав, что ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» является поставщиком газа для коммунально - бытовых нужд граждан на территории Саратовской области, в том числе поставляет газ истцу по адресу: <адрес> (абонент л/с №), с которым поставщик в силу п. 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 (далее - Правила № 549) с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования к газораспределительной сети заключил договор поставки газа. Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> до 15 апреля 2021 года являлась Саломатина С.В., с 15 апреля 2021 года собственником является Саломатин В.А.. По данным отделения Общества по Ртищевскому, Аркадакскому и <адрес>м учет природного газа по лицевому счету № до 01 декабря 2019 года, то есть до истечение срока межповерочного интервала производился на основании данных прибора учета газа NPM- G4 (заводской № 5510462), а с 01 декабря 2019 года по 01 октября 2020 года (до момента опломбировки нового прибора учета) расчет производился по нормативам потребления, по направлениям: пользование плитой количество зарегистрированных - 1 человек и отопление жилого помещения площадью 28 м..Эксплуатация не поверенного прибора учета расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями, в связи, с чем с 01 декабря 2019 года по 01 октября 2020 года начисления за потребленный газ, производились в соответствии с действующими нормативами потребления и розничными ценами на газ, утвержденными Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области. С 01 декабря 2019 года по 15 июня 2020 года начисления по л/с № были произведены в соответствии с действующими нормативами потребления (постановление от 17 декабря 2013 года № 45/3) и розничными ценами на газ, утвержденными Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области) на основании п.п. «б» п.25, п.27, п.32-35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства от 21 июля 2008 года № 549 в связи с истечением срока поверки прибора учета, за период с 16 июня 2020 года по 31 июля 2020 года начисления за указанный период были произведены в соответствии с действующими нормативами потребления (постановление от 17 декабря 2013 года № 45/3) и розничными ценами на газ, утвержденными Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области) на основании п.п. «б» п.25, п.27, л.32-35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства от 21 июля 2008 года № 549 в связи с отсутствием пломбы поставщика на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. В соответствии с п. 32 Правил № 549 отсутствие у абонентов (физических лиц) прибора учета обуславливает необходимость определения объема, потребленного газа по нормативам. При этом, принимая во внимание, что наступление срока поверки в силу пп. «в» п.25 Правил № 549 не позволяет применять прибор учета по назначению, можно сделать вывод о том, что наличие не поверенного счетчика газа влечет те же правовые последствия, что и его отсутствие. В связи с чем, истечение срока поверки является самостоятельным основанием для проведения расчетов за газ, исходя из нормативов потребления, при том, что подобные начисления производятся за период, не охваченный межповерочным интервалом. Нормативные начисления по вышеуказанному лицевому счету начали производиться с 01 декабря 2019 года, на момент действия Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» показания прибора учета не принимались, поскольку эксплуатация не поверенного прибора учета расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Новый прибор учета был установлен 16 июня 2020 года, заявка на установку пломбы от абонента поступила, 30 сентября 2020 года, опломбирован прибор учета был 01 октября 2020 года. К абонентам, у которых сроки поверки приборов учета истекли раньше 06 апреля 2020 года нормы Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 424 не применимы. Следовательно, если МПИ истек до 06 апреля 2020 года, и потребитель не заменил прибор учёта, начисления производятся в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения между поставщиком и потребителем. В случае услуги «газоснабжения» - это «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 года, а в неурегулированной ими части «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354». Действительно в платежных документах за газоснабжение площадь спорного дома указана 140 кв.. По постановлению Правительства № 549 их организация имеет право измерять площадь домовладения истца, так как они поставщики газа. 01 октября 2021 года контролер ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» произвела замеры площади спорного домовладения и составила акт инвентаризации, в котором истец расписался. Считает, что со стороны ответчика, ни каких нарушений прав истца не имеется.
Третьи лица Саломатина С.В., АО «Газпром газораспределение Саратовская область», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст.11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных права.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое –либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст.12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных права.
В силу ч.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд, или третейский суд.
Таким образом, судебной защите подлежит нарушенное право либо, когда создана угроза нарушения права.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.54 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом.
Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Также при этом суд учитывает положения ст.196 ГПК РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющим соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п.п. 9, 1.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно ст. 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ).
В силу п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которыми регламентируются отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее - Правила N 549).
Пунктом 21 названных Правил предусмотрена обязанность абонента оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором.
Согласно п. 24 Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В п. 25 Правил предусмотрены условия, при соблюдении которых определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, в том числе в случае, если срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил (подп. в).
Таким образом, истечение срока поверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.
При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 32 Правил).
Моментом, с которого прекращается определение объема поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учета газа является дата истечения срока очередной поверки (межповерочного интервала).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, прибор учета считается вышедшим из строя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до 01 января 2021 года действие подпункта «д» пункта 81 (12) Правил N 354 приостановлено. Постановление N 424 вступило в силу с 06 апреля 2020 года.
Действующим законодательством предусмотрена возможность исчисления платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из среднемесячного объема потребления, рассчитанного по показаниям индивидуального прибора учета только в случае демонтажа прибора учета для проведения поверки (пункт 30 Правил № 549) и несообщения абонентом показаний прибора учета (пункт 31 Правил № 549).
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, в том числе периодичность поверки, что предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Из положений указанного Закона № 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и стати 9, пункт 1 стати 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средств измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие приора учета.
В силу частей 2,4 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
06 декабря 2021 года Ртищевским районным судом принято апелляционное определение по гражданскому делу по апелляционной жалобе Саломатиной С.В. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Ртищевского района Саратовской области от 22 июля 2021 года по иску ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» к Саломатиной С.В. о взыскании задолженности за потребленный природный газ, пени за несвоевременную оплату потребленного газа, которым взыскано с Саломатиной С.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» задолженность по оплате природного газа за период с 01 декабря 2019 года по 05 апреля 2020 года в размере 5727 рублей 46 копейки, пени за период с февраля 2020 года по март 2020 года в размере 18 рублей 96 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 220 рублей 32 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Судом установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд граждан на территории Саратовской области, в том числе, поставляет газ в домовладение по адресу: <адрес> (абонент л/с №), с владельцем которого поставщик в силу пункта 14 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования к газораспределительной сети заключил договор поставки газа.
Саломатиной С.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, в период с 28 июня 2016 года по 14 апреля 2021 года, принадлежала на праве собственности часть жилого дома, общей площадью 52,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
С 15 апреля 2021 года указанное домовладение принадлежит на праве собственности Саломатину В.А. на основании договора дарения.
Из акта обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения № 6/729 от 01 октября 2020 года, составленного контролером АО «Газпром межрегионгаз Саратов» в присутствии Саломатина В.А., следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> проживает 1 человек, отапливаемая площадь домовладения 140 кв.м., в наличии газовые приборы: одна плита и один котел (горелка), газовый счетчик № 6775566, показания 0, имеются сведения о пломбах, дата последней поверки – 2020. При проведении проверки выявлено, что прибор учета газа отображает результаты измерения. Пломбированное место соединения ИГС с газопроводом.
Межпроверочный интервал установленного в жилом доме прибора учета газа истек 01 сентября 2019 года. Согласно сведений из лицевого счета № Саломатина В.А., прибор учета – счетчик NPM-G4, дата последней поверки – 01 сентября 2009 года, дата следующей поверки – 01 декабря 2019 года.
Между АО «Газпром газораспределение Саратовская область» и Саломатиной С.В. был заключен договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования № 116169/РТ-ВДГО. 16 июня 2020 года в рамках договора на ТО ВДГО была произведена поверка газового счетчика и его замена. Абонентом оплачены работы на замену прибора учета газа.
Согласно расчета задолженности за используемый газ, справки о состоянии расчетов за потребленный газ за период с 01 декабря 2019 года по 31 июля 2020 года, выписки из лицевого счета по л/с №, абоненту Саломатиной С.В. начислено 10996 рублей 72 копейки, пеня за газ за 01 февраля 2020 года – 5 рублей 22 копейки, пеня за газ 01 марта 2020 года – 13 рублей 74 копейки.
Из счетов-извещений об оплате услуги по газоснабжению ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» по лицевому счету по л/с № за декабрь 2019 года начислено 1374 рубля 54 копейки, за января 2020 года – 2749 рублей 13 копеек с учетом долга, за февраль 2020 года – 2128 рублей 94 копейки, за май 2020 года – 5517 рублей 27 копеек, июнь 2020 года – 13914 рублей 77 копеек.
Задолженность в указанном размере образовалась в связи с тем, что 01 декабря 2019 года истек срок поверки прибора учета газа и начисления за использованный природный газ производились согласно нормативам потребления: за отопление жилых помещений от газовых приборов, приготовление пищи.
Указанные обстоятельства установлены апелляционным определением Ртищевского районного суда Саратовской области от 06 декабря 2021 года (дело № 11-24(1)/2021).
При принятии решения суд не усмотрел оснований для взыскания с ответчика Саломатиной С.В. задолженности по оплате природного газа за период с 06 апреля 2020 года по 31 июля 2020 года, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Также установив, что 16 июня 2020 года в рамках договора на ТО ВДГО была произведена замена газового счетчика.
В судебном заседании, при рассмотрении требований Саломатина В.А. установлено, 12 января 2022 года в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и в Отделение по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» истцом Саломатиным В.А. было направлено заявление с просьбой о проведении перерасчета по лицевому счету № в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 01 апреля 2020 года № 98 - ФЗ на основании которого Правительством РФ принято постановление от 02 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также о предоставлении письменной информации о зачислениях, произведенных по лицевому счету № за период 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года, с обязательным указанием произведенных оплат.
18 февраля 2022 года в адрес Саломатина В.А. от ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» поступило письмо исх. 07-18/818 от 15 февраля 2022 года с приложением выписки об оплаченных и начисленных суммах по газоснабжению за период с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Согласно, представленной выписки об оплаченных и начисленных суммах за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года произведено начисление в сумму 2841 рубль 16 копеек исходя из норматива потребления.
Истец, не согласившись с произведенными начислениями, направил в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» 25 февраля 2022 года претензию с просьбой провести перерасчет по лицевому счету № за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года, на основании п.1 Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424, согласно которого приостановлено до 01 января 2021 года действие положений, подпункта «д» пункта 81(12), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Как утверждает истец, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», в нарушение требований установленных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424, продолжило начисление платы по нормативу, что привело к необоснованному образованию задолженности, в том числе и за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 2841 рубля 16 копеек. Полагает, что ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» обязано было принять показания его прибора учета газа, в том числе и с истекшим сроком поверки, а поскольку расход по прибору учета отсутствовал, то и начислений, не должно быть.
25 марта 2022 года в адрес истца, от ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» поступил ответ № 07-18/1613 от 21 марта 2022 года, в котором указано, что основания для перерасчета начисленных сумм за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года исходя из норматива, отсутствуют.
Согласно пункту 84 Правил N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что срок поверки прибора учета газа истек 01 декабря 2019 года, в связи с чем, определение объема потребленного газа в период с 01 декабря 2019 года не могло осуществляться по показаниям прибора учета газа.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительством Российской Федерации принято постановление от 02 апреля 2020 года N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06 апреля 2020 года.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 424 определено, что все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами- потребителями коммунальных услуг без очередной поверки до 01 января 2021 года, в том числе и с истекшим сроком поверки. Таким образом, до конца 2020 года действовал мораторий на поверки бытовых счетчиков.
Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг. Неустойка (штраф, пени) не взыскивается.
Принятые меры связаны с минимизацией рисков заражения населения в условиях распространения коронавирусной инфекции, минимизация контактов граждан с представителям ресурсоснабжающих организаций, в том числе по вопросам порядка и механизма учета потребляемых коммунальных услуг.
В то же время, согласно информации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 06 апреля 2020 года вплоть до 01 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком проверки на момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 424.
Таким образом, в спорный период не действовал пункт 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Истечение срока поверки прибора учета газа до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 424 не является основанием для начисления платы по нормативу, поскольку с 06 апреля 2020 года установлен мораторий на такой расчет платы и взыскания штрафных санкций независимо от срока поверки счетчика, срока образования задолженности по коммунальным платежам.
Суд отмечает, что замена газового счетчика была произведена 16 июня 2020 года в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В этой связи исключается возможность приведения прибора учета газа, установленного в жилом помещении истца в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в связи с чем, исключается и возможность начисления платы, за потребление газа исходя из норматива потребления газа за заявленный истцом период.
Основание и порядок применения среднемесячного начисления регулируются Правилами № 549, которыми установлены два основания среднемесячного начисления: несообщение абонентом показаний прибора учета (пункт 31) и демонтаж прибора учета для поверки (пункт 30).
Демонтаж прибора учета возможен только после соответствующего обращения абонента и поверки (пункт 29 Правил № 549).
Пунктом 30 Правил № 549 установлено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Приведенное положение действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, одновременно утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах «а» - «в» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению, Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту «а» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.
Таким образом, порядок расчета объема потребленного газа в связи с демонтажем прибора учета по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенному с поставщиком газа, должен определяться в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
При этом порядок определения объема потребленного газа в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан применяется в случае, если до демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт определение объема потребления газа осуществлялось правомерно, по показаниям прибора учета.
В случае если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
Такое разъяснение дано в письме Минрегиона России от 28 мая 2012 года № 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354».
По делу установлено, что срок поверки прибора учета газа истек 01 декабря 2019 года, демонтаж счетчика осуществлен 16 июня 2020 года, произведена поверка газового счетчика и его замена, установлена пломба 01 октября 2020 года.
В связи с тем, что апелляционным определением Ртищевского районного суда с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 424 установлено отсутствие оснований о взыскании задолженности по оплате природного газа за период с 06 апреля 2020 года по 31 июля 2020 года, начисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, взыскана задолженность за период с 01 декабря 2019 года по 05 апреля 2020 года, согласно действующим тарифам исходя из показаний прибора учета (до демонтажа прибора учета газа), суд приходит к мнению, что в спорный период, расчет потребления газа истцу Саломатину В.А. следует производить исходя из среднемесячного потребления в порядке п.30 Правил № 549.
Таким образом, исковые требования о признании незаконными действий ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по отказу в проведении перерасчета за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года на сумму 2841 рубль 16 копеек за потребленный природный газ, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы по услуге газоснабжения за спорный период, следует признать обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Обсудив требования о возложении на ответчика обязанности произвести изменения данных о площади жилого дома в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, суд приходит к следующему.
Судом проверены доводы истицы о неправомерном указании в платежных документах (квитанции об оплате, учетной документации) сведений о площади жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, что по мнению истца приведет к нарушении его прав в случае начисления платы за газоснабжения исходя из площади отапливаемых помещений по нормативам.
В связи с тем, что договор поставки газа с абонентом Саломатиным В.А., в котором была бы указана площадь отапливаемых помещений, сторонами в суд не представлен суд исходит при разрешении спорного вопроса из доказательств, имеющихся в материалах дела.
В предоставленной квитанции по единому лицевому счету: № за май 2022 года, абонент Саломатин В.А. адрес <адрес> указана общая площадь <адрес> кв.м., что оспаривается истцом.
Из акта № 6/729 обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 01 октября 2020 года следует, что контролер ФИО6 в присутствии Саломатина В.А. провела проверку газопотребления абонента № Саломатина С.В., по адресу: <адрес>, в котором указана отапливаемая площадь домовладения 140 кв.м.
Как указано в акте при проведении проверки выявлено следующее: «прибор учета газа отображает результат измерения. Пломбирование место соединения ИТС с газопроводом. Установлена … наклейка. Отапливаемая площадь 140 кв.м.- согласно замерам». В акте имеется подпись представителя ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» ФИО6 и абонента Саломатина В.С., которым акт получен 01 октября 2020 года.
Оспаривая данный акт, истец не отрицая, что подписал его, указал, что ни каких замеров площади жилого дома не проводилось, никакой инвентаризации не было.
Из акта обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 26 мая 2021 года следует, что контролер ФИО6 в присутствии Саломатина В.А. провела проверку газопотребления абонента № Саломатина В.А., по адресу: <адрес>, отапливаемая площадь домовладения не указана.
Как указано в акте, при проведении проверки выявлено следующее: «прибор учета газа отображает результат измерения… Дом не жилой». В акте имеется подпись представителя ООО «Газпром межрегиионгаз Саратов» ФИО6 и абонента Саломатина В.С., которым акт получен 26 мая 2021 года.
Из ответа ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» № 07-18/818 от 15 февраля 2022 года Саломатину В.А. следует, что отапливаемая площадь 140 кв.м. внесена в расчетные параметры лицевого счета на основании акта инвентаризации от 01 октября 2020 года.
Согласно ответа ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» г. Ртищево № РТ 01-09/1561 от 09 марта 2022 года изменения в проектную документацию по адресу: <адрес> не вносились.
ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» г. Ртищево предоставлена копия проекта газификации жилого дома по адресу: <адрес> от 1966 года, с указанием, что заявлений о реконструкции системы газоснабжения и внесений изменений в проект по указанному адресу не поступало.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. С этой целью Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 04 августа 1998 года утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 1 к данной Инструкции домовладением является жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. При этом все пристройки разделяются на отапливаемые и холодные, общая площадь помещений в отапливаемых пристройках учитывается в составе жилищного фонда. Данные сведения, в соответствии с Приложением 11 к указанной Инструкции отражаются в техническом паспорте домовладения (жилого дома).
Как следует из положений п. 4, подп. «д» п. 9, подп. «е» п. 15, подп. «е» п. 21, п. 35 Правил 549 указание площади отапливаемых помещений является существенным условием договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В силу п. 50 Правил 549 изменение договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в том числе изменение вида потребления газа, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к договору.
Как следует из скан-образа технического паспорта на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 30 июля 2009 года указана общая площадь жилого дома 52,80 кв.м.
Также согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на 29 июня 2022 года указана площадь дома 52,8 кв.м..
Представитель ответчика в ходе судебного заседания утверждала о том, что площадь спорного жилого дома 140 кв.м., вместе с тем ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено в суд технического паспорта жилого дома (либо выписки из ЕГРН) с указанием большей, чем указано истцом, отапливаемой площади, что могло являться основанием для внесении в установленном порядке изменений в учетную документацию (платежные документы).
В тоже время суд не принимает платежные документы (счета) для внесения платы за коммунальные услуги в качестве доказательства площади жилого помещения, поскольку данные документы извещают о суммах оплаты за услуги. Площадь помещения определяется при измерительных мероприятиях- инвентаризация и т.п. и подлежит подтверждению иными документами (технический/кадастровый паспорт здания).
Имеющийся в материалах дела акта № 6/729 обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 01 октября 2020 года по адресу: <адрес> суд не принимает в качестве доказательства площади жилого дома, так как ответчиком не представлено доказательств проведения измерительных мероприятий 01 октября 2020 года.
В связи с изложенным, суд приходит к мнению об удовлетворении требований истца об обязании ответчика произвести изменения данных о площади жилого дома по адресу <адрес> соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, обосновывая свои требования тем, что права истца были нарушены действиями ответчика.
Разрешая требования истца о взыскании морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда предусмотрена ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17, согласно которому при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
При этом размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку действия ответчика по отказу в перерасчета по лицевому счету за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года, привели к нарушению прав истца, и истец вынужден был обращаться в суд за защитой нарушенных прав, суд считает требования о компенсации морального вреда, подлежащими удовлетворению.
С учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо оттого, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Сумма штрафа составит 500 рублей (1000 : 50%), который подлежит взысканию с ответчика.
Истец просил взыскать с ответчика расходы на оказание юридической помощи в размере 5000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; другие, признанные судом необходимыми расходы.
Согласно части 1, части 2 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны-все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ч.6 ст.53 ГПК РФ полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенным в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Согласно п.п.10, 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемом в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение, судебных издержек, суд не вправе уменьшить его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
В судебном заседании представителем истца Саломатина В.А. являлся Ушаков К.В..
Истцом в подтверждение несения судебных расходов предоставлен договор об оказании юридических услуг (договор поручения) от 21 марта 2022 года, согласно которого Саломатин В.А. (доверитель) и Ушаков К.В. (поверенный) заключили договор, по которому доверитель поручает, а поверенный в соответствии с договором принимает на себя обязательство, оказывать юридическую помощь в объеме: составить исковое заявление. Общая стоимость оказываемых услуг составляет 5000 рублей.
Согласно расписки от 31 марта 2022 года Ушаков К.В. подтверждает, что 31 марта 2022 года получил денежные средства в размере 5000 рублей от Саломатина В.А. в счет оплаты оказания юридических услуг (составление искового заявления).
Гражданское процессуальное законодательство (ст.100 ГПК РФ), исходит из того, что критерием присуждения расходов на возмещение судебных расходов вообще и на оплату услуг представителя в частности является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Однако договор об оказании юридических услуг (договор поручения) от 31 марта 2022 года суд не может признать допустимым доказательством в подтверждение доводов о возмещении понесенных расходов по оказанию юридической помощи, так как истцом, заявившим требования о взыскании судебных расходов, не доказан факт их несения в размере 5000 рублей, а также связь, между понесенными указанным лицом издержками, и делом, рассматриваемом в суде, с его участием (в договоре не указано в рамках какого дела было составлено исковое заявление).
В связи с изложенным, суд, полагает необходимым в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в размере 5000 рублей отказать.
При этом, истец не лишен возможности при предоставлении оригиналов надлежащих письменных доказательств, подтверждающих несение им как стороной по гражданскому делу судебных расходов, предъявить в суд, принявший решение по существу спора между сторонами, соответствующие требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из характера удовлетворенных исковых требований (о признании незаконными действий, компенсации морального вреда) и руководствуясь п. 1 ст. 333.19 НК РФ, принимая во внимание, что удовлетворенные судом требования являются самостоятельными и оплачиваются государственной пошлиной как заявление неимущественного характера, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в сумме 600 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Саломатина Владимира Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» о защите прав потребителей – удовлетворить частично.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» по отказу в проведении перерасчета за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года на сумму 2841 рубль 16 копеек за потребленный природный газ незаконным, аннулировать задолженность в размере 2841 рубля 16 копеек, и обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» произвести перерасчет платы за поставленный газ по лицевому счету Саломатина Владимира Александровича, за период с 01 августа 2020 года по 30 сентября 2020 года в соответствии с пунктом 30 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» в пользу Саломатина Владимира Александровича в счет компенсации морального вреда 1000 рублей 00 копеек, штраф в размере 500 рублей 00 копеек.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» произвести изменения данных о площади жилого дома находящегося по адресу: <адрес> соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья