19RS0001-02-2021-000196-80
12-114/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Республика Хакасия 01 марта 2021 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Кулешевской А.В.,
при секретаре Шуваевой А.Е.,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО8 Т.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 декабря 2020 года по делу №.32-1305/2020 об административном правонарушении, которым должностное лицо – руководитель ФИО2 службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 декабря 2020 года должностное лицо – руководитель ФИО2 службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> – ФИО1 (далее – ФИО9 Т.Г., должностное лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 721 рублей 50 копеек.
В жалобе, поданной должностным лицом ФИО10 Т.Г. на постановление по делу, заявитель просит его отменить, производство по делу – прекратить. Указывает на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела. Приводит доводы о недопустимости протокола об административном правонарушении ввиду его составления одновременно с вручением уведомления о выполнении названного процессуального действия. Указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности. Полагает, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку в Управлении имеется должностное лицо, которое в силу своих должностных полномочий отвечает за соблюдение законодательства в сфере закупок. Полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО11 Т.Г., не явилась, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела. Ходатайств об отложении слушания дела, невозможности участия в рассмотрении жалобы по уважительным причинам, от должностного лица не поступило. Направила в суд защитника. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело без участия должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Защитник ФИО13 Н.Л. жалобу по доводам, изложенным в ней, поддержала, указала на грубые процессуальные нарушения, допущенные в ходе возбуждения дела об административном правонарушении, выразившиеся в несвоевременном уведомлении должностного лица о составлении протокола, ее уведомлении о проведении процессуального действия с одновременным его проведением и вручением заранее изготовленного протокола, нарушении процессуальных прав ФИО12 Т.Г., которой не была предоставлена возможность ознакомиться с материалами дела, представлять доказательства, пригласить защитника на процессуальное действие.
ФИО2 антимонопольной службы по <адрес> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО14 О.В. возражала на жалобу, указывая на необоснованность доводов ее подателя. Полагала, что постановление по делу является законным, обоснованным и мотивированным, а материалы дела содержат достаточные данные и доказательства вины должностного лица ФИО15 Т.Г. Привела доводы о соблюдении процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении, процессуальных прав привлекаемого должностного лица.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Права, гарантируемые лицу, в отношении которого ведется производство по делу, перечислены в статье 25.1 КоАП РФ. В соответствии с положениями названной статьи лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа, в чьем производстве находилось дело, положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по возбуждению дела об административном правонарушении, соблюдению процессуальных прав привлекаемого должностного лица и при привлечении последнего к административной ответственности – соблюдены не были.
О совершении административного правонарушения составляется протокол. Требования по его содержанию, порядку составления, регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ.
Орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить надлежащее уведомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении, а также соблюдение его процессуальных прав, в том числе право на защиту, в ходе совершения названного процессуального действия. Данное вытекает из положений ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ
Как следует из материалов дела, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (№) заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО7, должностному лицу, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО16 Т.Г. сообщено о том, что составление протокола об административном правонарушении по ч.5 ст. 7.32 КоАП РФ состоится в 14 часов 25 минут 27 ноября 2020 года в помещении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>: <адрес>.
Названное уведомление получено должностным лицом ФИО17 Т.Г. в 14 часов 10 минут 27 ноября 2020 года – за 15 минут до совершения процессуального действия.
Сведений об иных способах уведомления должностного лица ФИО18 Т.Г. о месте и времени составления протокола, материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении составлен тут же, в присутствии привлекаемого лица. При этом, ФИО19 Т.Г. в соответствующей графе протокола указано на то, что возможность ознакомиться с материалами дела ей не представлена, как и возможность заявить ходатайства, предоставить доказательства, воспользоваться юридической помощью защитника, а также на то, что протокол об административном правонарушении вручен одновременно с уведомлением о его составлении.
Таким образом, из представленных материалов не следует, что должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО20 Т.Г., была своевременно и надлежащим образом уведомлена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, сведений об обратном административным органом не представлено. Также материалы дела не содержат сведений о предоставлении ФИО21 Т.Г. при составлении протокола об административном правонарушении, возможности ознакомиться с материалами дела, заявить ходатайства, представить доказательства и пригласить защитника для оказания юридической помощи.
КоАП РФ не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола по делу, рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом. При этом, извещения о времени и месте процессуального действия должны направляться (вручаться) с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения в целях предоставления такому лицу возможности реализовать свои права, в том числе права на защиту.
Изложенные требования о заблаговременном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, по настоящему делу соблюдены не были, вручение уведомления ФИО22 Т.Г. в день составления протокола об административном правонарушении за несколько минут до проведения процессуального действия, нельзя признать надлежащим извещением.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали данные, подтверждающие заблаговременное надлежащее уведомление должностного лица ФИО23 Т.Г. о времени и месте проведения процессуального действия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что должностным лицом административного органа, возбудившим дело об административном правонарушении, было допущено ограничение процессуальных прав ФИО24 Т.Г. при составлении протокола об административном правонарушении.
Данные обстоятельства, в нарушении ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении были оставлены должностным лицом, в чьем производстве находилось дело, без внимания, по делу, при установленных нарушениях процессуальных прав привлекаемого лица, принято обжалуемое постановление.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности, и незаконности принятого по делу решения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, с учетом того, что на момент рассмотрения в Абаканском городском суде Республики Хакасия жалобы должностного лица ФИО25 Т.Г. на указанное постановление по делу срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ – истек, дело не может быть возвращено на новое рассмотрение органу, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, а потому производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5 ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от 21 декабря 2020 года по делу №.32-1305/2020 об административном правонарушении в отношении должностного лица – руководителя <данные изъяты> – ФИО26 Т.Г., предусмотренном ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> – ФИО27 Т.Г., предусмотренном ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ – прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Кулешевская