Изготовлено: «____»________2014 года Дело №2-5214/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при секретаре Гибадулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочневой М., Кочневой Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департаменту образования Ярославской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кочнева М., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Кочнева Н., ДД.ММ.ГГГГ являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кочнева М. и Кочнева Н. обратились в суд с иском к ДИЗО Ярославской области, Департаменту образования Ярославской области, в котором просят признать незаконным отказ Департамента образования Ярославской области во включении истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Также просят обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 28 кв.м. с заключением соответствующего договора. Требования мотивируют тем, что являются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Ответчики включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения за счет средств областного бюджета в добровольном порядке отказались. До настоящего времени гарантированное истцам законом право на получение жилого помещения не реализовано.
В судебном заседании истцы и их представитель Рязанцева В.В. (по устному ходатайству) доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали. Представитель ответчика ДИЗО Ярославской области, представитель третьего лица Департамента образования Ярославской области в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен.
Выслушав истцов, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 части 2 ст.57 ЖК РФ, действовавшим до 1 января 2013 года, предусматривалось, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма производилось во внеочередном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, действующей с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения предусмотрены Законом Ярославской области ЯО от 09.11.2007 № 85-з (ред. от 28.02.2013) «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области».
Статьей. 6<1> указанного закона предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются указанным лицам при условии нахождения их места жительства на территории Ярославской области и включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляет орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий управление жилищным фондом Ярославской области.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Норма предоставления площади жилого помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области лицам, указанным в абзаце первом части1 настоящей статьи, устанавливается в размере не менее 28 квадратных метров общей площади.
По делу установлено, что решением Брейтовского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО 1 лишена родительских прав в отношении дочерей Кочневой М, Кочневой Н., в связи с чем истцы являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением отдела образования администрации с.Брейтово № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Кочнева М, Кочнева Н. были направлены на полное государственной обеспечение в организация 3.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Кочнева М. была отчислена из организация 1 в связи с устройством в образовательное учреждение организация 2.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Кочнева Н. была отчислена из организация 1 в связи с устройством в образовательное учреждение организация 4, где проходила обучение до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы Брейтовского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ за Кочневой Н, Кочневой М. на время пребывания в организация 1 было закреплено жилье по <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит организация 5. В настоящее время дом для проживания непригоден.
Кочнева М, Кочнева Н. зарегистрирована по <адрес>.
Актом обследования жилого помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведенным межведомственной комиссией, актом от ДД.ММ.ГГГГ органом опеки и попечительства Брейтовского муниципального района Ярославской области установлен факт невозможности проживания истцов по месту их регистрации в связи с физическим износом здания и несоответствия требованиям уровня благоустроенности.
В настоящее время п.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (пп.4 п.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ). Одни из обстоятельств является непригодность жилого помещения для постоянного проживания или не соответствие установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, какого-либо пригодного для проживания жилья, закрепленного в установленном законом порядке за истцами, как детьми, оставшимися без попечения родителей, не имеется, в связи с чем, истцы являются нуждающимися в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
Кочнева М., Кочнева Н. обратились в Департамент образования Ярославской области с заявлением о включении их в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. В постановке на соответствующий учет было отказано, по причине наличия у заявителей закрепленного жилого помещения, обращения с соответствующим заявлением после достижения возраста 23 лет.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года).
В соответствии с указанным Обзором причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является, в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
По делу установлено, что в период нахождения истцов на полном государственном обеспечении, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и воспитывались истцы, каких-либо действий по защите жилищных прав истцом, по постановке истцов на соответствующий жилищный учет не предпринималось.
Постановлением ... № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Кочнева М. признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В судебном заседании было установлено, что истцы до достижения 23-летнего возраста предпринимали попытки встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из пояснений Кочневой М. в судебном заседании следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ она, в том числе в интересах сестры Кочневой Н. неоднократно обращалась в органы местного самоуправления по вопросу постановки их на жилищный учет как детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кочнева Н. поставлена на учет так и не была по причине отсутствия необходимых документов.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ обследования помещения по <адрес> следует, что основанием обследования жилищных условий по месту регистрации истцов послужило заявление Кочневой М. и Кочневой Н. как лиц оставшихся без попечения родителей, которое имело место до достижения Кочневой Н. 23-летнего возраста.
Кроме того, Администрацией Брейтовского муниципального района Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ были даны заключения о необходимости включения Кочневой М., Кочневой Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности, суд считает, что причины несвоевременной постановки истцов на учет нуждающихся в жилом помещении, являются уважительными, служащими основанием для защиты в судебном порядке прав истцов на внеочередное обеспечение жильем.
Таким образом, суд считает, что отказ Департамента образования Ярославской области Ярославской включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, является неправомерным.
Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ДИЗО Ярославской области обязательства по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 28 кв.м. с заключением соответствующего договора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент образования Ярославской области включить Кочневу М. и Кочневу Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить Кочневой М. и Кочневой Н. каждой благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 28 кв.м.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Русинова Л.М.