г. Луга 07 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2а-1390/2021
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Купцовой И.В.,
с участием прокурора Моисеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» о признании имущества бесхозяйным, обязании приступить к использованию имущества и принять его в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор первоначально обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» о признании бесхозяйным движимого имущества – детских игровых площадок, расположенных по адресам: Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 10 и Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 4, и обязании принятия указанного имущества в муниципальную собственность.
В обоснование заявленных требований указал: Лужской городской прокуратурой в ходе проведения проверки в сфере управления муниципальным имуществом и профилактики детского травматизма выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере в деятельности администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области». Установлено, что на территории Скребловского сельского поселения эксплуатируются детские площадки, расположенные по адресам: пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 10 и пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 4.
Детская площадка у многоквартирного жилого дома № 10 в пос. Скреблово состоит из следующих элементов: 1 качели «Детская», 1 двойная качели, 1 горка «Домик».
Детская площадка у многоквартирного жилого дома № 4 в пос. Скреблово состоит из следующих элементов: 1 качели «Детская», 1 детский игровой комплекс «Паутина».
Согласно информации главы администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» от 21.05.2021 № 91 перечисленное движимое имущество является бесхозяйным имуществом, в муниципальной казне не состоит, хотя и обслуживается органами местного самоуправления с расходованием бюджетных средств лишь эпизодически.
Наличие на территории поселения названного движимого имущества при отсутствии надлежащего оформления права, в отсутствие его надлежащего содержания и обслуживания создает реальную угрозу выхода его из строя ввиду ненадлежащего технического обслуживания, что может явиться одной из причин детского травматизма, создаст угрозу тяжких последствий, что является недопустимым.
В ходе рассмотрения дела прокурором уточнены требования в заявлении от 21.10.2021 г., где просит признать бесхозяйным имуществом детскую игровую площадку, расположенную по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 10, состоящую из элементов: 1 качели «Детская», 1 двойная качели, 1 горка «Домик», детскую игровую площадку, расположенную по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 4, состоящую из элементов: 1 качели «Детская», 1 детский игровой комплекс «Паутина», и обязать администрацию МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» приступить к использованию указанного движимого имущества, принять его в муниципальную собственность МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Моисеева О.В. поддерживает заявленные требования по указанным основаниям.
Администрация МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» явку в судебное заседание представителя не обеспечила, в отзыве на административный иск, против удовлетворения требований прокурора не возражает.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Ст.12 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает: органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В силу п.15 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Ст.1 областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 г. N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.15 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" с датой введения в действие 1 января 2014 г. взамен ГОСТ Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", который устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов, согласно которому оборудование и его элементы, осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем (п.6.1).
Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) (п.6.2).
Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (6.4).
Регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования).
Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации.
Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию или актам вандализма, требует ежедневного визуального осмотра (п.6.4.2).
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ст. 226 Гражданского кодекса РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
В ходе рассмотрения дела установлено:
Лужской городской прокуратурой в ходе проведения проверки в сфере управления муниципальным имуществом и профилактики детского травматизма установлено, что на территории Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области эксплуатируются детские площадки, расположенные по адресам: пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 10 и пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 4. При этом элементы детских площадок, расположенных по указанным адресам, фактически не имеют собственника, в казне муниципального образования Скребловское сельское поселение не числятся, что подтверждается реестром движимого муниципального имущества (л.д. 12-17).
Лужской городской прокуратурой в адрес администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» 25.05.2021 г. вносилось представление об обязании устранения нарушений законодательства в сфере управления муниципальным имуществом, необходимого для создания условий для массового отдыха жителей поселения, и организации обустройства мест массового отдыха населения.
Администрацией МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» в ходе рассмотрения дела не оспорены доводы прокурора о неполном исполнении обязанностей по контролю за техническим состоянием детских игровых площадок, за соответствием требований безопасности, техническим обслуживанием и ремонтом.
Между тем, в целях обеспечения безопасности детей и надлежащего технического состояния оборудования должно осуществляться техническое обслуживание детских площадок.
Земельный участок, на котором расположены указанные игровые площадки, находится в границах населенного пункта пос. Скреблово.
Как следует из ответа администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области», детская площадка в п.Скреблово, у дома №4 построена более 30 лет назад, у дома 10 более 25 лет назад. Границы придомовых территорий у дома №4 и дома 10 в п.Скреблово не определены (л.д.40).
Таким образом, элементы детских игровых площадок фактически являются бесхозяйным имуществом, в связи с чем при их эксплуатации не соблюдаются требования к оборудованию, безопасности при эксплуатации, утвержденные ГОСТ Р 52301-2013, ввиду того, что данная обязанность возлагается на собственника имущества.
Не оформление права собственности на элементы детских игровых площадок, расположенных в общедоступном месте, на территории пос. Скреблово, и предназначенных для отдыха и досуга детей, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность данных объектов, на отдых и оздоровление, может вызвать разрушение детских площадок, привести к травматизму людей и повлечь нарушение прав граждан на охрану их жизни и здоровья.
Исходя из изложенного, исковые требования Лужского городского прокурора о признании бесхозяйным имуществом детской игровой площадки, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Скреблово, у многоквартирного жилого дома № 10, состоящей из элементов: 1 качели «Детская», 1 двойная качели, 1 горка «Домик» и детской игровой площадки, расположенной у жилого дома № 4 пос. Скреблово, состоящей из элементов: 1 качели «Детская», 1 детского игрового комплекса «Паутина», и обязании администрации МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» приступить к использованию указанного движимого имущества и принять его в муниципальную собственность, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.178 КАС РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора – удовлетворить.
Признать бесхозяйным имущество:
- детскую игровую площадку у многоквартирного жилого дома № 10 в пос. Скреблово Лужского района Ленинградской области, состоящую из элементов: 1 качели «Детская», 1 двойная качели, 1 горка «Домик»;
- детскую игровую площадку у многоквартирного жилого дома № 4 в пос. Скреблово Лужского района Ленинградской области, состоящую из элементов: 1 качели «Детская», 1 детский игровой комплекс «Паутина».
Обязать администрацию МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» приступить к использованию указанного движимого имущества и принять его в муниципальную собственность МО «Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 21.12.2021 г.
47RS0012-01-2021-001565-75