РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
05 июня 2020 года с. Варна
Варненский районный СЃСѓРґ Челябинской области РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Зотовой Рђ.РЎ., РїСЂРё секретаре судебного заседания Пфейфер Рњ.Рђ., рассмотрев РІ предварительном судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области Рє Ширяеву Юрию Николаевичу Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество Рё пени,
Установил:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Ширяеву Юрию Николаевичу Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество Р·Р° 2012, 2015 РіРѕРґС‹ РІ размере 514 рублей 44 копейки, пени РІ размере 20 рублей 67 копеек.
К административному исковому заявлению приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскание обязательных платежей с ответчика.
Представитель административного истца – Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РїСЂРё надлежащем извещении РЅРµ явился.
Административный ответчик Ширяев Ю.Н. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Рсследовав РІСЃРµ материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 5 и ч. 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с. ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Разрешая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Принимая РІРѕ внимание, что СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании СЃ Ширяева Р®.Рќ. недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области обратились 28 августа 2019 РіРѕРґР°, РїСЂРё этом СЃСѓРјРјР° задолженности Сѓ Ширяева Р®.Рќ. РїРѕ требованию 10.11.2015 Рі. в„– РѕР± уплате недоимки, РЅРµ превысила 3000 рублей РЅР° момент направления указанного требования, следовательно, СЃСЂРѕРє для подачи заявления Рѕ взыскании данной задолженности истек 08 августа 2019 РіРѕРґР° (08 февраля 2016 + 3 РіРѕРґР° + 6 месяцев).
Указанное обстоятельство свидетельствует о пропуске налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
В соответствии с действующим законодательством, в деятельности налоговой инспекции должно быть преобладающим абсолютное и неукоснительное соблюдение установленных сроков, восстановление которых не может быть исключено, но только в крайне редких ситуациях и с учетом совокупности всех обстоятельств дела.
Суд, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением. Доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, не усматривается.
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль Р·Р° СЃР±РѕСЂРѕРј налогов Рё своевременностью РёС… взимания, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, ему должны быть известны правила обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Убедительных аргументов, в подтверждение уважительности пропуска срока обращения в суд с настоящим иском административным истцом не приведено и соответствующих доказательств в суд не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока для подачи заявления в суд, не установлено. При проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доказательств законности увеличения срока принудительного взыскании недоимки, установленного налоговым законодательством, административным истцом не представлено, как и не представлено доказательств невозможности своевременного обращения в суд с указанным требованием.
Каких-либо причин, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением и не зависящих от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, суд не усматривает.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что предусмотренный законном срок на обращение с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2012,2015 годы, пропущен административным истцом без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 138, 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области Рє Ширяеву Юрию Николаевичу Рѕ взыскании недоимки РїРѕ налогу РЅР° имущество Рё пени Р·Р° 2012, 2015 РіРѕРґС‹, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы в Варненский районный суд.
Председательствующий: А.С. Зотова