Решение по делу № 2-1644/2023 (2-8073/2022;) от 27.12.2022

Дело № 2-1644/2023 (2-8073/2022;)                   УИД 53RS0022-01-2022-011809-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2023 года                                    Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,

при секретаре Морозовой В.А.,

с участием представителей заявителя Администрации Новгородского муниципального района - Филипповой А.Ю., Васильевой Н.Е., представителя заинтересованного лица Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области - Сидоровой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Новгородского муниципального района о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество,

установил:

Администрация Новгородского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании движимой вещи – братской могилы, расположенной в <адрес> области бесхозяйной и признании права собственности муниципального образования на движимую вещь - братскую могилу, расположенную в <адрес>. В обоснование заявления указано, что Администрацией выявлена необходимость принятия в муниципальную собственность братской могилы, расположенной в <адрес>, Указанный объект не находится в муниципальной собственности, в оперативное управление третьим лицам не передан. Администрацией приняты меры к установлению собственников данного объекта, которые не принесли результата, собственник объекта не известен.

В дальнейшем представитель Администрации требования уточнил, сформулировав их следующим образом: признать движимую вещь – «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», расположенное по адресу: <адрес>, бесхозяйной и признать право собственности муниципального образования Новгородский муниципальный район на движимую вещь - «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», расположенное по адресу: <адрес>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Ракомского сельского поселения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области.

Представители заявителя Администрации - Филиппова А.Ю., Васильева Н.Е. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в заявлении, указав, что «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году» отнесено к движимому имуществу, что подтверждает акт осмотра состояния воинского захоронения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что неразрывная связь объекта с земельным участком отсутствует.

Представитель заинтересованного лица Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области - Сидорова С.А. в судебном заседании до перерыва считала, что основания для передачи в собственность Администрации спорного объекта имеются, вместе с тем указала, что объект «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году» относится к недвижимому имуществу и для принятия его в собственность муниципального образования предусмотрен иной порядок.

Представители заинтересованных лиц МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, Администрации Ракомского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом из письменных материалов дела установлено, что Решением исполнительского комитета Новгородского областного Совета народных депутатов № 79 от 27 февраля 1978 года утвержден список памятников, связанных с Великой Отечественной войной, подлежащих охране государства, в том числе, «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году» в <адрес>.

Приказом Управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области № 212 от 28 марта 2017 года утвержден прилагаемый объект охраны культурного наследия регионального значения «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», расположенный по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 88191-р от 26 апреля 2017 года «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году» зарегистрировано в качестве объекта культурного наследия регионального значения в едином реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Объекту присвоен регистрационный номер .

Приказом Управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области № 282 от 04 мая 2017 года утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно имеющихся в материалах дела информационных писем, памятник регионального значения «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», не имеет собственника.

В силу статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (пункт 3).

Кроме того, в силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее – Закон N 4292-1) на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 50 этого же Федерального закона в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель, обращаясь в суд с требованиями о признании спорного объекта бесхозяйным имуществом и признании права собственности муниципального образования Новгородский муниципальный район на данное имущество в порядке статей 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основывал свои требования на том, что памятник «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», расположенный по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Три Отрока, является бесхозяйной движимой вещью.

С указанным суд не может согласиться в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В соответствие со статьей 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды, в том числе, памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Кроме того, в соответствии со статьями 2 и 3 Закона N 4292-1 основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются: захоронение и перезахоронение останков погибших при защите Отечества, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества; создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Разрешая требования заявления, судом изучен паспорт объекта культурного наследия, из которого следует, что «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году» является памятником регионального значения и представляет собой: местоположение захоронения, останки усопших, архитектурно-художественное решение гранитных стел и мемориальных досок, мемориальный текст, гранитные мемориальные доски с фамилиями погибших бойцов в количестве 31 шт., текст мемориальных досок. Границы зон охраны не утверждены.

Кроме того, из учетной карточки воинского захоронения № 64 на указный объект культурного наследия следует, что братская могила имеет размеры 20,0 м. ч 15,0 м., состоит из стелы – памятника, мемориальных плит с фамилиями погибших воинов, живой изгороди из елей. Количество захороненных – 703 человека.

Из представленных суду фотографий следует, что вся композиция памятника расположена на площадке, мощеной плитами.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, а также указанные характеристики памятника, суд приходит к выводу, что «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году», в отношении которого заявлено требование, относится к недвижимым вещам, так как является сооружением, расположенным как над землей в виде архитектурно-художественного решения гранитных стел и мемориальных досок с фамилиями погибших бойцов, расположенных на бетонном основании, так и под землей в виде захороненных останков погибших воинов. Памятник прочно связан с земельным участком и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.

Представленный суду акт осмотра состояния воинского захоронения в д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылался представитель заявителя, как на доказательства того, что спорный объект является движимым имуществом, судом не принимается, в связи с тем, что указанная в нем информация об отсутствии неразрывной связи объекта с землей не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, не соответствует приведенным выше нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Суд, оценивая доказательства в их совокупности, с учетом установленных обстоятельств дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств, свидетельствующих об отнесении спорного объекта к движимому имуществу, в смысле, придаваемом этому понятию статьями 225 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, тогда как судом установлено, что спорный объект расположен на бетонном основании, является памятником истории, в связи с чем, обладает признаками объекта недвижимого имущества, в отношении которого пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен иной по сравнению с содержащимся в пункте 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок признания вещи бесхозяйной.

Кроме того, суд отмечает, что действующим законодательством признание недвижимой вещи бесхозяйной в судебном порядке не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Администрации Новгородского муниципального района о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество «Воинское кладбище воинов Советской Армии, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году» - отказать.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий                                     Т.Л. Пчелкина

Мотивированное решение составлено 13 марта 2023 года.

2-1644/2023 (2-8073/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Новгородского муниципального района
Другие
Администрация Ракомского сельского поселения
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области
МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Пчелкина Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2022Передача материалов судье
30.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее