Дело №а- 26/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красный Чикой 6 февраля 2019 года
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гусмановой И.С.,
при секретаре Перминовой О.О.,
с участием:
представителей административного истца Гайворонской А.Н., Бычкова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации сельского поселения «Конкинское» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учёта № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав без одновременного кадастрового учёта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения «Конкинское» в лице главы сельского поселения «Конкинское» Гайворонской А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.
Администрация сельского поселения «Конкинское» 12 ноября 2018 года обратилась в Управление Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 75:10:680201:87.
Уведомлением от 13 ноября 2018 г. № № администрация сельского поселения «Конкинское» уведомлена о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета до 13 февраля 2019 года. В мотивах принятия такого решения ответчик указывает, что администрацией сельского поселения «Конкинское» не представлено правоустанавливающего документа, подтверждающего возникновения права постоянного (бессрочного) пользования.
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным в виду нижеследующего.
Согласно пп. 1. п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 юля 2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 31 января 1998).
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 31.01.1998) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования администрации сельского поселения «Конкинское» является постановление главы Красночикойского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка ОКХ «Жиндо», которое принято в соответствии с действующим в момент его принятия законодательством. Указанный документ представлен в регистрирующий орган вместе с заявлением о регистрации, что подтверждается распиской в получении документов.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. от 12.08.1996) (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 2 Закона Читинской области от 19 января 1999 № 149-340 «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Читинской области» органы местного самоуправления муниципальных образований городов областного значения и районов изымают, предоставляют в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду (без изменения целевого назначения земель) земельные участки из земель в границах города, района (кроме земельных участков и других природных объектов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти и земель лесного фонда) для сельскохозяйственного использования, для строительства новых и расширения действующих объектов, имеющих районное значение, для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; предоставляют земельные участки в ведение сельских, поселковых администраций.
На основании ст. 9 и ст. 10 Закона Читинской области от 19 января 1999 № 149-340 «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Читинской области» спорный земельный участок был изъят из земель, принадлежащих ОКХ «Жиндо», и передан в ведение администрации сельского поселения «Конкинское».
При этом следует учитывать, что Закон Читинской области от 19 января 1999 № 149-340 «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Читинской области» действовал до момента вступления в силу главы 17 Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, то есть с 19 февраля 1999 до 30 октября 2001.
В соответствии со ст. 216 ГК РФ (ред. от 12.08.1996) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитут (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ (глава 17 ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Поскольку законодательством до 30 октября 2001 (до момента вступления в силу главы 17 Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ) была предусмотрена возможность предоставления администрацией муниципального района земельных участков сельским, поселковым администрациям исключительно в их ведение, указание вида права (права постоянного (бессрочного) пользования по смыслу ст. 216 ГК РФ (ред. от 12.08.1996) в постановлении главы Красночикойского района от 5 мая 2000 № 251 «Об изъятии земельного участка ОКХ «Жиндо» противоречило бы законодательству.
Однако это стало возможным в соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу 30 октября 2001, согласно которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования администрации сельского поселения «Конкинское» на земельный участок возникло на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, а именно постановления главы Красночикойского района от 5 мая 2000 № 251 «Об изъятии земельного участка ОКХ «Жиндо».
Административный истец просил признать незаконным решение административного ответчика о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером №, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав без одновременного кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером № на основании заявления от 30 октября 2018 № № и представленных документов.
В судебном заседании представители административного истца администрации сельского поселения «Конкинское» Гайворонская А.Н., действующая на основании прав по должности, Бычков Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в лице представителя по доверенности Пляскина Д.К., ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, в предоставленном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Администрацией сельского поселения «Конкинское» было подано заявление о регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером №. Одним из документов было представлено постановление главы Красночикойского района № 257 от 5 мая 2000 г.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) основаниями для осуществления государственной регистрации прав, в том числе являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает право постоянного бессрочного пользования администрации сельского поселения «Конкинское».
Согласно п. 1 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное бессрочное пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Согласно п. 3 ст. 39.9 ЗК РФ в решении о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также: 1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу; 2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка; 3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.
Истцом не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права постоянного бессрочного пользования. Государственным регистратором правомерно вынесено уведомление о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ
Просил в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления, а также об обязании осуществить государственную регистрацию прав отказать в полном объеме.
В силу положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания.
Выслушав участвующих лиц, изучив письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон N 218-ФЗ) к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ), исчерпывающий перечень оснований для которой приведен в статье 26 Закона N 218-ФЗ и включает в себя, в том числе непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1).
Согласно расписке в получении документов для предоставления государственной (муниципальной) услуги № администрация сельского поселения «Конкинское» (уполномоченный представитель Гайворонская А.Н.) предоставила в МФЦ Красный Чикой следующие документы для государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета на земельный участок № заявление о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № №; распоряжение о вступлении в должность главы сельского поселения «Конкинское» от ДД.ММ.ГГГГ №; постановление об изъятии земельного участка ОКХ «Жиндо» от ДД.ММ.ГГГГ №; выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____).
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № основанием для вынесения оспариваемого решения о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности администрации сельского поселения «Конкинское» на земельный участок с кадастровым номером 75:10:680201:87 явилось не предоставление в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ акта, изданного органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также: 1) наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу; 2) наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка; 3) наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка (п. 3 указанной статьи).
Соответствующее решение уполномоченного органа администрацией сельского поселения не представлено (л.д.____).
Как следует из постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения граждан села Конкино приусадебными участками постановлено изъять из земель ОКХ «Жиндо» земельные участки: пашни - 46 га, расположенной в ур. «Петровская речка», пастбищ - 60 га, расположенных в ур. «Долотуй» ввиду их полного неиспользования на протяжении 5 лет. Указанные земельные участки передать в ведение Конкинской сельской администрации для предоставления гражданам с целью увеличения приусадебных участков (л.д.____).
Пунктом 1 статьи 268 ГК РФ в редакции, действовавшей на дату издания постановления N 251 от 5 мая 2000 года, было предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Статьей 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, также было установлено, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Согласно статье 32 ЗК РСФСР 1991 года приступать к использованию земельных участков разрешалось после выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
В силу пункта 1 статьи 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
По смыслу приведенных норм основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования является принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка на таком праве; фактическое использование земельного участка правоустанавливающего значения для целей возникновения соответствующего титула землепользования не имеет.
Доводы административного истца о том, что постановление главы Красночикойского района № 251 от 5 мая 2000 г. является основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования Конкинской сельской администрации на спорный земельный участок не соответствуют его содержанию, поскольку в данном постановлении указано лишь на передачу земельного участка в ведение администрации.
Доказательства принятия уполномоченным органом решения о предоставлении администрации сельского поселения «Конкинское», являющейся правопреемником Конкинской сельской администрации, спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования административным истцом суду не представлены.
Ввиду непредставления документов, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о предоставлении административному истцу земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, административный ответчик пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать соответствующее право возникшим и обоснованно принял решение о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета.
В этой связи оснований для отмены указанного решения и удовлетворения административного иска не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Поскольку стороны в соответствии с п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления администрации сельского поселения «Конкинское» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учёта № от 13 ноября 2018 года незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав без одновременного кадастрового учёта отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд Забайкальского края.
Судья: И.С. Гусманова
Решение суда принято в окончательной форме 11 февраля 2019 года.
Судья: И.С. Гусманова