АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Веремьевой И.Ю.,
Судей: Болонкиной И.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре: Миронове М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №44RS0001-01-2020-003098-95 по апелляционной жалобе представителя Палюлина ФИО8 по доверенности Трифонова ФИО9 на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 17 августа 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований Палюлина ФИО10 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав Палюлина В.А. и его представителя Трифонова Н.Е., которые поддержали доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Палюлин В.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костроме Костромской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г.Костроме) о включении в специальный стаж работы период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 06.05.1979 года по 20.05.1981 года и возложении обязанности на ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 05.04.2020 года. В обосновании иска указал, что решением ответчика от 13.03.2020 года ему отказано в назначении пенсии, не включен в страховой стаж период прохождения им службы в армии. Ссылаясь на пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П и подпункт «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года, указал, что служба в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж при назначении пенсии по старости.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель Палюлина В.А. по доверенности Трифонов Н.Е. просит решение суда отменить. Указывает, что судом не дана оценка всем доводам, приведенным в исковом заявлении. Суд не отразил в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты и основания. по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, в связи с чем решение суда нельзя признать мотивированным. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, указывает, что в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно-полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях, поэтому при исчислении стажа работы необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период. Согласно подп. «к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, установлено судом и судебной коллегией, Палюлин В.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ года, 06.03.2020 года обратился в ГУ – УПФ РФ в г.Костроме с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Решением ГУ – УПФ РФ в г.Костроме от 13.03.2020 года № Палюлину В.А. отказано в назначении страховой пенсии в связи с тем, что право на страховую пенсию по старости в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых пенсиях» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии») у Палюлина В.А. отсутствует. В решении указано, что на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости страховой стаж истца, определяющий право на пенсию с 05.04.2020 года, составляет 40 лет 01 месяц 14 дней с учетом сведений индивидуального лицевого счета, при требуемом стаже – 42 года. При этом ответчик не включил истцу в страховой стаж период прохождения Палюлиным В.А. военной службы по призыву с 06.05.1979г. по 20.05.1981г.
Считая данный отказ пенсионного органа незаконным, Палюлин В.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Палюлина В.А. При этом суд исходил из того, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным, поскольку включению в страховой стаж в целях определения права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежат только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, в связи с чем период прохождения истцом службы в армии к таковым не относится.
Указанный вывод суда является верным, соответствует установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее Федеральный закон от 03.10.2018г. №350-ФЗ), который вступил в силу с 01 января 2019 года, в Федеральный закон «О страховых пенсиях» внесены изменения.
Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 06.05.1979г. по 20.05.1981г. не подлежит включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как служба в Вооруженных Силах СССР не поименована в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
На основании изложенного, отказ пенсионного органа во включении в подсчет страхового стажа Палюлина В.А. при определении его права на досрочную страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода прохождения истцом военной службы по призыву, основан на положениях нового пенсионного законодательства, также правомерным является отказ в назначении такой досрочной пенсии истцу ввиду отсутствия необходимого страхового стажа - 42 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством в период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, а именно подпункт «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г., служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывалась в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не может служить поводом к отмене решения.
Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Палюлина ФИО11 по доверенности Трифонова ФИО12 – без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-