Уникальный идентификатор дела №52RS0027-01-2022-000142-45
Дело № 2-115/2022
Решение изготовлено в окончательной форме 14.09.2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года р.п. Вознесенское
Вознесенский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зимина С.С.,
при секретаре судебного заседания Даньшиной Е.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Вознесенского района Нижегородской области Безруковой Е.В., представителя ответчика – администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области Литвинова Д.В., представителя третьего лица – главы администрации Нарышкинского сельсовета Вознесенского муниципального района Нижегородской области Пучкова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вознесенского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области об обязании обеспечения очистки территории от мусора
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вознесенского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области в обоснование указав, что прокуратурой Вознесенского района проведена проверка деятельности администрации Вознесенского муниципального района в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В ходе выездной проверки, проведенной 27.07.2021 совместно со специалистом администрации Вознесенского муниципального района установлено, что на территории примерно 500м северо-восточнее с.Сарминский Майдан Вознесенского района расположено несанкционированное место размещения отходов, на землях сельхоз назначения, которые до настоящего времени не востребованы и не переданы в собственность администрации Нарышкинского сельсовета Вознесенского муниципального района.
Площадь несанкционированной свалки мусора примерно 20 000 кв.м. Ликвидация несанкционированных свалок на землях, собственность на которые не разграничена на территории сельского поселения населенного пункта и за границами населенного пункта относится к обязанностям муниципального района.
28.07.2021 в связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой Вознесенского района главе местного самоуправления Вознесенского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона.
09.06.2022 прокуратурой района совместно со специалистом администрации Вознесенского муниципального района проведена повторная выездная проверка несанкционированной свалки мусора на территории примерно 500м северо-восточнее с.Сарминский Майдан Вознесенского района.
Установлено, что меры по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, на землях сельхоз назначения не приняты, что подтверждается актом обследования от 09.06.2022.
Согласно информации представленной администрацией Вознесенского муниципального района на ликвидацию данной свалки требуется 3 438 008 рублей 40 копеек.
Непринятие администрацией Вознесенского муниципального района Нижегородской области мер по соблюдению требований по обеспечению чистоты и порядка подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
10.08.2022 истец уточнил исковые требования. Указал, что несанкционированная свалка мусора на территории примерно 500м северо-восточнее с.Сарминский Майдан Вознесенского района находится на территории с географическими координатами: т.1 54.8766, 42.9936; т.2 54.8770, 42.9936; т.3 54.8757, 42.9897; т.4 54.8754, 42.9895; т.5 54.8751, 42.9886; т.6 54.8751, 42.9883; т.7 54.8752, 42.9882; т.8 54.8748, 42.9870; т.9 548743, 42.9873; т.10 54.8745, 42.9878; т.11 54.8744, 42.9882; т.12 54.8733, 42.9875; т.13 54.8732, 42.9879; т.14 54.8748, 42.9896. Площадь несанкционированной свалки мусора примерно 3,242 Га. Просил обязать администрацию Вознесенского муниципального района обеспечить очистку территории по указанным географическим координатам от строительного, бытового, крупногабаритного мусора и установить ответчику срок для добровольного исполнения решения 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Истец просит обязать администрацию Вознесенского муниципального района Нижегородской области обеспечить очистку территории, расположенной на территории примерно 500м северо-восточнее с.Сарминский Майдан с географическим координатами: т.1 54.8766, 42.9936; т.2 54.8770, 42.9936; т.3 54.8757, 42.9897; т.4 54.8754, 42.9895; т.5 54.8751, 42.9886; т.6 54.8751, 42.9883; т.7 54.8752, 42.9882; т.8 54.8748, 42.9870; т.9 548743, 42.9873; т.10 54.8745, 42.9878; т.11 54.8744, 42.9882; т.12 54.8733, 42.9875; т.13 54.8732, 42.9879; т.14 54.8748, 42.9896 от строительного, бытового, крупногабаритного мусора. Установить ответчику срок для добровольного исполнения решения суда - 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца – заместитель прокурора Безрукова Е.В., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Литвинов Д.В. в судебном заседании не возражал против заявленных требований. Не отрицал факта наличия указанной в иске несанкционированной свалки мусора.
Представитель третьего лица – Пучков М.И. в судебном заседании не возражал против заявленных требований. Не отрицал факта наличия указанной в иске несанкционированной свалки мусора, которая находится на землях сельхоз назначения.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Каких-либо заявлений в суд не представил.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Центр и Приволжье» (ранее являвшегося ПАО «МРСК Центра и Приволжья), извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Каких-либо заявлений в суд не представил.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, извещений о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил письменную позицию, в которой требования прокурора поддержал. Указал, что по обращения граждан начиная с 2020 года был выявлен факт несанкционированного размещения отходов по указанному в иске адресу. Неоднократно в адрес администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области направлялись письма о ликвидации указанной свалки. В связи с тем, что администрацией Вознесенского муниципального района Нижегородской области не были приняты меры по ее ликвидации, в 2021 году материалы осмотров были направлены в прокуратуру Вознесенского района для принятия мер прокурорского реагирования (л.д.113-115).
Представитель третьего лица – филиала ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Магистральные электрические сети Волги, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно материалам дела в границах охранной зоны ВЛ 220кВ Арзамасская-Сасово на территории примерно 500м северо-восточнее с.Сарминский Майдан имеется несанкционированная свалка строительного, бытового и крупногабаритного мусора. ПАО «ФСК ЕЭС» является собственником ВЛ 220 кВ Арзамасская – Сасово. В соответствии с п.3 ст.105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относится охранная зона объектов электроэнергетики объектов электросетевого хозяйства. Постановлением правительства РФ №160 от 24.02.2009 были утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила). Положение Правил не предусматривают обязанностей ПАО «ФСК ЕЭС», как сетевой организации, по освобождению от свалок территорий земельных участков, входящих в охранную зону. Администрация обязана принимать соответствующие меры по очистке территории от несанкционированных свалок отходов и мусора, в том числе в границах охранной зоны ВЛ 220 кВ Арзамасская-Сасово. Наличие охранной зоны не может являться препятствием к выполнению администрацией работ по очистке от мусора. Объективных и неустранимых препятствий выполнения администрацией Вознесенского муниципального района работ по устранению несанкционированной свалки, расположенной в границах охранной зоны ВЛ 220кВ Арзамасская – Сасово на территории примерно 500м северо-восточнее с.Сарминский-Майдан, не имеется. Поддержали требования исковое заявления.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, филиала ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ПАО «Россети Центр и Приволжье», Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1, 2 ст.13 ЗК РФ – Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу положений п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу положений пунктов 9, 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.1 ч.3 ст.12 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» - На территории Нижегородской области запрещается: складирование (выброс) и (или) временное хранение мусора, скопление мусора, а также сброс и (или) складирование мусора, отходов спила деревьев, листвы, снега вне специально отведенных мест. Количество специально отведенных мест определяется администрациями муниципальных образований Нижегородской области.
В соответствии со п.1 ст.6 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» - Контроль за обеспечением чистоты и порядка осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области, а также органы местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования в пределах своих полномочий.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами МСУ ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, из примечания к указанному пункту, следует, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления муниципального района.
Как следует из представленных материалов дела, на территории земель сельхоз назначения, расположенной примерно 500 м северо-восточнее с.Сарминский Майдан Вознесенского района, в 2021 году установлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, и крупногабаритного мусора. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Принимаемые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени не дали положительных результатов по ликвидации указанной несанкционированной свалки отходов. В связи с чем, она до настоящего времени имеется в примерном объеме 13 000 куб.м., на площади 3,242 га (л.д.52-53).
С учетом установленных судом обстоятельств, и на основании приведенного выше правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию Вознесенского муниципального района Нижегородской области обязанности по обеспечению организации работ по ликвидации указанной несанкционированной свалки, является законным и обоснованным, в виду чего предъявленный иск подлежащим удовлетворению в полном объёме.
Заявленные прокурором сроки реализации ответчиком обязанности по очистке территории от строительного, бытового, крупногабаритного мусора, суд находит разумными.
В силу положений ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в виду чего, не смотря на выводы суда о необходимости удовлетворения требований истца, судебные расходы с него взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 500░. ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░.1 54.8766, 42.9936; ░.2 54.8770, 42.9936; ░.3 54.8757, 42.9897; ░.4 54.8754, 42.9895; ░.5 54.8751, 42.9886; ░.6 54.8751, 42.9883; ░.7 54.8752, 42.9882; ░.8 54.8748, 42.9870; ░.9 54.8743, 42.9873; ░.10 54.8745, 42.9878; ░.11 54.8744, 42.9882; ░.12 54.8733, 42.9875; ░.13 54.8732, 42.9879; ░.14 54.8748, 42.9896 ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░