УИД 91RS0024-01-2023-002598-25
Дело в суде первой инстанции № 2-3559/2023 судья Кононова Ю.С.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-10709/2023
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 29.11.2023
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 06.12.2023
Апелляционное определение
29 ноября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Копаева А.А., Хмарук Н.С.,
при секретаре судебного заседания Романюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску Ходиаровой Зейнеп Таировны к администрации г. Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Ходиаровой Зейнеп Таировны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 августа 2023 года, которым постановлено:
«отказать в удовлетворении иска Ходиаровой Зейнеп Таировны к администрации города Ялта о признании постановления незаконным, возложении обязанности»,
установила:
Ходиарова З.Т. обратилась в суд с иском к администрации г. Ялты Республики Крым, в котором просила признать незаконным постановление Администрации от 28.09.2022 № 4505-п об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложить обязанность на Администрацию принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований истец указала, что обращалась 18.08.2022 в Администрацию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям, однако оспариваемым постановлением в принятии на учет ей было отказано, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 33,7 кв. м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена семьи. По мнению истца, такой отказ не соответствует закону, поскольку она вместе с членами семьи была подвергнута политическим репрессиям, реабилитирована, в связи с чем в силу ст. 13 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" имеет право быть принятой на учет и быть обеспеченной жилым помещением в городском округе Ялта, откуда была выселена ее мать.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца просил иск удовлетворить.
Представители ответчика, третьего лица в суд первой инстанции не явились, были уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, истец подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, не принял во внимание то, что в спорных правоотношениях не подлежат применению условия, установленные жилищным законодательством.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует вышеизложенным требованиям.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ходиарова (до регистрации брака ФИО15) З.Т. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Указанное жилое помещение, общей площадью 134,8 кв. м принадлежит истцу на праве собственности.
Согласно справке о реабилитации, выданной Ходиаровой З.Т. 14.09.2022 МВД по Республике Крым, она является дочерью ФИО2, 1911 года рождения, репрессированного в виде постановки на учет спецпоселения в 1946 году (точная дата не указана) по национальному признаку после демобилизации на основании постановления ГОКО СССР № сс от 21 мая 1944 года и в соответствии с постановлением СНК СССР № 35 от 08 января 1945 года в <адрес>, позже переселенного в <адрес>, состоявшего на учете спецпоселения органов МВД СССР до 05 апреля 1956 года и реабилитированного на основании пункта «в» статьи 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» 14.12.2017 года МВД по Республике Крым и ФИО3, 1915 года рождения, репрессированной в виде выселения по национальному признаку в 1944 году (точная дата не указана) на основании постановления ГОКО СССР № сс от 21 мая 1944 года из <адрес> на спецпоселение в <адрес>, позже переселенной в <адрес>, состоявшей на учете спецпоселения органов МВД СССР до 28 апреля 1956 года и реабилитированной на основании пункта «в» статьи 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1751-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» 27 мая 2022 года МВД по Республике Крым.
Ходиарова З.Т. обратилась в администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории реабилитированной, рожденной на спецпоселении.
Постановлением Администрации № 4505-п от 28 сентября 202 года Ходиаровой З.И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства в городе <адрес> Республики Крым, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 33,7 кв. м, в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена семьи (дом по адресу: <адрес>, общей площадью 134,8 кв. м; земельный участок общей площадью 593 кв. м).
Согласно справке о реабилитации № Х-58 от 14.09.2022, Ходиарова З.Т. реабилитирована, как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии, в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года№ 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Дав оценку вышеуказанным доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ходиарова З.Т. является ребенком, находившимся на спецпоселении вместе с родителями, репрессированными по политическим мотивам, а также о том, что ее мать была выселена на спецпоселение из <адрес>.
Однако, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 2 ЖК РФ, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, ст. 1.1, ч. 1 ст. 12, ст. 13 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. 2 Закона Республики Крым № 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», п. 3 Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым № 611 от 13.10.2015, п. 1.2 постановления администрации г. Ялты Республики Крым от 01.04.2016 № 842-п «Об утверждении административного регламента отдела по вопросам квартирного учета Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»», суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что Ходиарова З.Т. не может быть отнесена к категории граждан, признанных нуждающимися в жилом помещением ввиду наличия у нее в собственности жилого дома, находящегося в городе Краснодаре, а также в связи с тем, что ни мать истицы, ни сама истица, в Республику Крым на постоянное проживание не возвращались и не проживали на территории муниципального образования городской округ Ялта.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о правомерности обжалуемого истцом постановления Администрации и отсутствии оснований для удовлетворения иска является ошибочным, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемого постановления Администрации № 4505-п от 28.09.2022, отказ в принятии Ходиаровой З.Т. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, был мотивирован обеспеченностью заявителя жильем общей площадью более 33,7 кв. м, что больше учетной нормы площади жилого помещения – 8,0 кв. м, установленной постановлением администрации города Ялты от 05.08.2015 № 1497-п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».
Из указанного Постановления следует, что оно принято в целях организации учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями ст. 50 ЖК РФ.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что постановлением Администрации № 4505-п от 28.09.2022 отказано в принятии Ходиаровой З.Т. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании норм жилищного законодательства, тогда как истец обращалась о постановке на учет по иным основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции не принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 10.12.2019 N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой".
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.12.2019 N 39-П, положения ст. 13 вышеуказанного Закона направлены на восстановление жилищных прав репрессированных лиц и членов их семей, репрессированные лица и их родственники имеют право на получение жилых помещений именно ввиду того, что ранее они утратили данные жилые помещения и на законных основаниях по прежнему месту жительства проживать не могли ввиду применения к ним репрессий.
По смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.
Исходя из этого в статье 13 данного Закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
До внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.
При таких обстоятельствах, отказ администрации г. Ялты Республики Крым в принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основанный на условиях, установленных жилищным законодательством, нельзя признать законным.
В то же время, судебная коллегия, учитывая, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, полагает, что защита прав и интересов истца в полной мере будет обеспечена посредством признания незаконным, отмене оспариваемого постановления и возложения на ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления Ходиаровой З.Т. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, предусмотренном пунктом 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 39-П.
В этой связи, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности по принятию истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 августа 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Ходиаровой Зейнеп Таировны к администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать постановление администрации города Ялты Республики Крым от 28.09.2022 № 4505-п «Об отказе в принятии граждан и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа Ходаировой Зейнеп Таировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Обязать администрацию города Ялты Республики Крым повторно рассмотреть заявление Ходиаровой Зейнеп Таировны, 18.03.1950 года рождения, о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, предусмотренном пунктом 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой».
В удовлетворении требований Ходиаровой Зейнеп Таировны о возложении обязанности на администрацию города Ялты Республики Крым поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Председательствующий:
Судьи: