Дело № 2-6220/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июля 2015 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Сказиной Ю.О.,
при секретаре Руденко Н.Ю.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петропавловску-Камчатскому к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Петропавловску-Камчатскому (далее по тексту – ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 4 996 рублей 60 копеек, пени в размере 1 164 рубля 88 копеек. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик владеет транспортными средствами, являющимися объектами налогообложения. Неисполнение ФИО1 обязанности по уплате налогов явилось основанием для направления ему требований об уплате налога и пени: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с наличием у ответчика неоплаченной задолженности по транспортному налогу ему начислена пеня в размере 1 164 рубля 88 копеек. Невнесение в установленные законом сроки оплаты указанных сумм налога и пеней ответчиком явилось основанием для направления мировому судье заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 данной задолженности, который был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением возражений должника.
ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в деле не направила, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
ФИО1 в судебном заседании, не отрицая наличия неоплаченной задолженности по транспортному налогу, не согласился с ее размером, поскольку транспортный налог исчислен истцом, в том числе, на транспортные средства, собственником которых он не является.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
Выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
В соответствии с положениями ст. 58 НК РФ, регламентирующей порядок уплаты налогов, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ).
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее по тексту – налог) устанавливается данным Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Как следует из содержания ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае», в редакции, действующей на момент спорных отношений, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как видно из представленной истцом выписки из базы данных регистрирующих органов на имя ФИО1 зарегистрированы транспортные средства: автомобили «Тойота Карин ЕД», государственный регистрационный знак К 179 ВС 41 (107 л.с.), ВАЗ 212, государственный регистрационный знак А 0052 КЧ (64 л.с.), «Сузуки Эскудо», государственный регистрационный знак К 726 ХО 41 (145 л.с.); мотоцикл РМЗ 2.124, государственный регистрационный знак 3279 КЧА, (13 л.с.); моторная лодка, государственный регистрационный знак Р 2618 УМ, (70 л.с.), транспортное средство без названия, государственный регистрационный знак Р 0120 УМ (30 л.с.) (л.д. 26).
За 2011 год налоговым органом ответчику на указанные выше транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, произведен расчет транспортного налога в сумме 4 996 рублей.
О произведенном налоговым органом расчете подлежащего уплате транспортного налога ответчик извещен налоговым уведомлением № с установленным сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
Неисполнение обязанности по уплате транспортного явилось основанием для направления ФИО1 требований об уплате налога и пеней: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-23).
Поскольку требования налогового органа ответчиком в установленные сроки исполнены не были, у истца имелись основания для обращения в суд с заявлением о взыскании указанных налогов и пени.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исследованием материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Камчатского края выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, пени. В связи с поступлением от должника возражений определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен (л.д. 10).
С исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, пени ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой канцелярии суда на иске, в связи с чем, срок для обращения в суд истцом не пропущен.
По сообщению ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому данная задолженность до настоящего времени остается непогашенной (л.д. 52).
В силу положений ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Возражая против размера исчисленного истцом транспортного налога, ФИО1 указал на то, что не все транспортные средства, на которые рассчитан этот налог, по состоянию на 2011 год находились в его собственности, в обоснование чего представил соответствующие справки МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю с приложенными к ним карточками учета транспортных средств, и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» (л.д. 36-46).
Согласно содержащейся в указанных справках информации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете за ФИО1 значились следующие транспортные средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с утилизацией), мотоцикл <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с утилизацией); «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>; моторная лодка «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>; моторная лодка «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>.
Указанная информация подтверждается представленным по запросу суда сообщением МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю с приложенными к нему карточками учета транспортных средств (л.д. 53-59).
Из имеющегося в материалах дела сообщения МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ на регистрационный учет на имя ФИО1 поставлен автомобиль «<данные изъяты>» с присвоением государственного номера <данные изъяты>. На основании заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на данном транспортном средстве произведена замена государственного регистрационного знака на <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ указанное транспортное средство снято с регистрационного учета в связи с утилизацией по заявлению собственника. Информация о произведенных регистрационных действиях своевременно направлялась в адрес ИФНС (л.д. 34).
Согласно уведомлению № в расчет транспортного налога за 2011 года ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому включен транспортный налог, исчисленный на транспортное средство «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты> за 12 месяцев в сумме 1 070 рублей (л.д. 24), что при изложенных выше обстоятельствах не может быть признано законным и обоснованным.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих то, что на момент рассмотрения дела в суде недоимка по транспортному налогу ответчиком погашена, требование истца о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2011 год подлежит частичному удовлетворению в сумме 4 282 рубля 66 копеек, из расчета:
4 996 рублей – 713 рублей 34 копейки (1 070 рублей – 356 рублей 66 копеек (транспортный налог на снятый с регистрационного учета в апреле 2011 года автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 1 070 рублей/12*4 месяца).
Разрешая требование истца о взыскании с ФИО1 пени по транспортному налогу, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 75 НК РФ следует, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Из представленных истцом в обоснование заявленных требований расчетов следует, основанием для начисления ответчику пени явилось нарушение последним установленного законодательством срока для оплаты транспортного налога.
Вместе с тем, принимая во внимание необоснованность включения в сумму рассчитанного истцом транспортного налога за 2011 год транспортного налога на автомобиль, снятый с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, а также несоответствие сумм недоимок по транспортному налогу, указанных в направленных ответчику требованиях об оплате пеней, суммам недоимок для пеней в представленных истцом расчетах, при том, что суммы пени, указанные, как в представленных в материалах дела требованиях, так и в расчетах истца, идентичны, суд лишен возможности самостоятельно проверить правильность исчисленного истцом размера пени.
Учитывая установленные в ходе производства по делу названные обстоятельства, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ судебное заседание было отложено на ДД.ММ.ГГГГ, явка представителя истца признана судом обязательной.
Однако ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, ограничившись указанием на то, что данная задолженность до настоящего времени остается непогашенной.
Поскольку суммы исчисленных истцом и предъявленных к взысканию с ответчика пеней по транспортному налогу ничем объективно не подтверждаются, и проверить их по имеющимся в деле материалам не представляется возможным, исковые требования в этой части являются необоснованными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета Петропавловск – Камчатского городского округа подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петропавловску-Камчатскому удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петропавловску-Камчатскому для последующего распределения в соответствующий бюджет недоимку по транспортному налогу в размере 4 282 рубля 66 копеек.
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Петропавловску-Камчатскому о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в оставшейся части, пени по транспортному налогу в размере 1 164 рубля 88 копеек отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 июля 2015 года.
Председательствующий Ю.О. Сказина