Дело № 2-22/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2018 г. п. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Фомичевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губаренко А.А., Евсеевой М.Г. к администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установил:
Губаренко А.А., Евсеева М.Г. обратились в суд с иском по тем основаниям, что они зарегистрированы и проживают в предоставленном по договору социального найма жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии от 30 декабря 2014 г. многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени решение об отселении истцов в иное жилое помещение не принято. Ссылаясь на положения статей 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, истцы просят обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района предоставить им по договору социального найма вне очереди отдельное жилое помещение общей площадью не менее 40, 9 кв.м, состоящее из двух жилых комнат.
В судебном заседании истец Губаренко А.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Евсеева М.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Эссойльского сельского поселении, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
<данные изъяты>
Истцу Евсеевой М.Г. на состав семьи двух человек на условиях договора социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 40, 9 кв.м.
Согласно справке администрации Эссойльского сельского поселения в квартире зарегистрированы по месту жительства: Евсеева М.Г. - с 22 марта 2000 г., ее дочь Губаренко А.А. - с 29 декабря 2003 г.
Многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы в соответствии с постановлением и.о. главы администрации Пряжинского национального муниципального района от 25 декабря 2017 г. № на основании заключения межведомственной комиссии от 22 декабря 2017 г., признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения граждан из указанного дома определен до 01 января 2026 г.
Согласно материалам учетного дела Евсеева М.Г. С. на основании постановления администрации Эссойльского сельского поселения от 19 мая 2017 г. № была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи один человек и включена в общий список на предоставление жилых помещений.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку до 01 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец Евсеева М.Г. поставлена на учет в 2017 году, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости семьи истцов, состоящей из двух человек, в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Исходя из положений ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Законом Республики Карелия от 19 декабря 2006 г. № 1041-ЗРК «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлен порядок признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Республики Карелия.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истцы малоимущими в установленном законом порядке не признаны, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению им во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Губаренко А.А., Евсеевой М.Г. к администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательно форме в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.Г. Великанов
мотивированное решение
составлено 02.02.2018 г.