№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,
при секретаре судебного заседания ХАРИТОНОВОЙ Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГАЛКИНА Арсения Валентиновича к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании отказа органа муниципального самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Галкин А.В. обратился в суд к ответчику Администрации городского округа Коломна Московской области с иском о признании отказа органа муниципального самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату; просит суд признать решение Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № незаконным; обязать ответчика передать истцу в собственность за плату земельный участок площадью 3000 кв. метров, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Администрацией Коломенского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому Администрация Коломенского муниципального района предоставила истцу в аренду сроком на 9 лет вышеуказанный земельный участок.
В ДД.ММ.ГГГГ года на указанном земельном участке истец построил жилой дом площадью 38,0 кв. метров; право собственность на дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
После регистрации права собственности на жилой дом истец обратился в Администрацию Коломенского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В Администрации Коломенского муниципального района Галкину А.В. сообщили, что не могут предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок, поскольку, в зоне его нахождения, будут проводить реконструирование автомобильной дороги.
Получив отказ, истец обратился за разъяснениями в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Главное Управление архитекторы и градостроительства Московской области.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Главное Управление архитекторы и градостроительства Московской области сообщалось, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры. При разработке документации по планировке территории будет определено точное положение трассы линейных объектов регионального значения с учетом существующих кадастровых границ и минимального изъятия земельных участков. В проекте планировки будут определены земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд. Государственной программой <адрес> «развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 года № 782/39 мероприятия по разработке документации по планировке территории для реконструкции автомобильной дороги Егорьевск–М5 «Урал» - Новая не предусмотрены. Учитывая существующую и планируемую структуру застройки территории, сохранении количества полос движения при реконструкции региональной дороги, реконструкция указанной дороги может быть проведена без изъятия земельного участка с кадастровым номером 50:34:0000000:19082. Размещение объекта капитального строительства на указанном земельном участке возможно в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка.
В письме Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области сообщалось, что мероприятия по реконструкции вышеуказанной дороги не запланированы, сроки разработки планировочной документации не определены.
Учитывая, что реконструкция указанной дороги может быть проведена без изъятия земельного участка с кадастровым номером №, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области считает возможным предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность.
После повторного обращения истца в Администрацию Коломенского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, Галкин А.В. получил решение об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №, на основании того, что земельный участок частично расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта. С данным отказом истец не согласен, считает его необоснованным.
На основании положений ст. 39.20 ЗК РФ, ст. 260 ГК РФ, истец просит суд иск удовлетворить.
Истец Галкин А.В. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности (л.д.30) Сигачёв П.В. в судебном заседании иск доверителя поддержал, дополнительно пояснил, что истец при заключении договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, о том, что земельный участок частично подпадает в зону планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта, уведомлен не был; узнал об этом только при обращении в администрацию Коломенского муниципального района с вопросом о выкупе земельного участка. Пояснил, что спорный земельный участок не изъят из оборота для государственных либо муниципальных нужд. Просит суд иск доверителя удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Коломенского городского округа по доверенности (л.д.62) Кафтанатий Т.Н. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований; пояснила, что в соответствии с Законом Московской области от 06.04.2017 № 36/2017-ОЗ «О преобразовании городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевское Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципальногообразования», городской округ Коломна, городское поселение Пески Коломенского муниципального района, сельское поселение Радужное Коломенского муниципального района и сельское поселение Хорошовское Коломенского муниципального района был преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование Коломенский городской округ, вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа. С ДД.ММ.ГГГГ на территории Коломенского городского округа вопросы местного назначения осуществляют вновь образованные органы местного самоуправления, в том числе администрация Коломенского городского округа.
Пояснила, что после обращения Галкина А.В. в Администрацию Коломенского муниципального округа о предоставлении спорного земельного участка, решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано на основании положений п.п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема территориального планирования транспортного обслуживания, в соответствии с которой спорный земельный участок расположен в планируемой зоне реконструкции автомобильной дороги регионального значения общего пользования <данные изъяты>». Просит суд в иске отказать.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области о судебном заседании извещено, явки представителя в суд не обеспечило, каких либо ходатайств, в том числе об отложении заседания, а также возражений на иск в суд не представлено.
С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о судебном заседании извещены, явки представителей в суд не обеспечили; Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в представленных в суд письменном отзыве на иск, просит о рассмотрении дела в своё отсутствие, дополнительно указывает, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3000 кв. метров, находящийся по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» частично распложен в зоне, планируемой для реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Егорьевск – М-5 «Урал» - Новая».
В соответствии со ст. 26 и 41 Градостроительного кодекса РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем разработки документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории).
Проектом планировки территории будет определена зона планируемой реконструкции линейного объекта, в пределах которой в проекте будет разработаны варианты трассировки автодороги «Егорьевск – М-5 «Урал» - Новая» для минимализма сноса строений, изъятия земельных участков, сохранении объектов культурного наследия. В проекте планировки территории и проекте межевания территории будут определены земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд.
Указывает, что в соответствии с Положением о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, разработка на основании схем территориального планирования Московской области документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов регионального значения, а также внесение изменений в документы территориального планирования Московской области находится в ведении Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области. Функции заказчика по разработке проекта планировки территории указанного объекта будет выполнять Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие представителей указанных лиц в порядке, соответственно, с ч.3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9 ГПК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Коломенского муниципального района, в лице председателя Комитета по управлению имуществом администрации Коломенского муниципального района (арендодатель) и Галкиным А.В. (арендаторы) был заключен договор аренды № (л.д.16-19), по которому арендатору в аренду был предоставлен земельный участок общей площадью 3000 кв. метров, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Договор аренды был заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 22-24), сведений о наличии решения об изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 20-21), на указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 38,0 кв. метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с кадастровым номером №, принадлежащий истцу на праве собственности, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
В судебном заседании установлено, что на обращение истца о предоставлении в собственность спорного земельного участка, Администрацией Коломенского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, на основании п.п. 7 п. 5 ст. 237 Земельного кодекса РФ, так как оборотоспособность земельного участка ограниченна. Земельный участок частично расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта (зона планируемой реконструкции автодороги IV категория «Егорьевск – М-5 «Урал» - Новая») согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года (л.д.08).
В соответствии с п.16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», вступившего на основании ч. 2 ст. 6 в силу с 1 января 2015 года, Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских Округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 года № 1154/51 в подпункте 2 пункта 3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области,предоставляющимсогласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжениюземельнымиучастками, государственнаясобственностьна которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Подпунктом 5 части 1 статьи1ЗемельногокодексаРоссийской Федерации определен правовой принцип единства судьбыземельныхучасткови прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные сземельными участкамиобъекты следуют судьбеземельныхучастков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи39.1ЗК РФземельныеучастки, находящиеся в государственной или муниципальнойсобственности, предоставляютсяна основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправлениявслучае предоставления земельногоучастка всобственностьбесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка всобственностьза плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья39.2ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи39.3Земельногокодексабез проведения торгов осуществляется продажа:земельныхучастков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи39.20ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретениеземельныхучастковвсобственностьили в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на такихземельныхучастках.
В силу положений пункта 5 статьи39.20ЗК РФ, для приобретения правасобственностиназемельныйучастоквсе собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуютсяземельнымучасткомна условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей39.17ЗК РФ.
Статья39.16ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказевпредоставленииземельногоучастка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Испрашиваемый истцом Галкиным А.В. земельныйучастокс кадастровым номером №относится кземлямнаселенных пунктов и имеет разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства».
Спорныйземельныйучастокфактической площадью 3000 +/- 38 кв. метров, освоен и используется истцом Галкиным А.В. по его целевому назначению; на земельном участке возведен жилой дом, на который в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности; цель договора аренды испрашиваемого земельного участка арендатором Галкиным А.В. достигнута. Зарегистрированное правособственности Галкина А.В. не оспорено в установленном законом порядке.
Указанныйземельныйучастокв гражданском обороте не ограничен, из гражданского оборота не изъят, правами третьих лиц не обременен. Таким образом, истец обладает исключительным правом на приобретениеземельного участка с кадастровым номером №, в собственностьна основании договора купли-продажи, заключаемого с Администрацией, без проведения торгов.
В силу пп.3 п.5 ст. 39.17ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказевпредоставленииземельногоучасткапри наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей39.16ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа, доказательств обратного суду непредставлено.
Согласно письменного ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 75-76) реконструкция автомобильной дороги регионального значения «Егорьевск – М-5 «Урал» - Новая» может быть проведена в параметрах, предусмотренных Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утверждённой постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, без изъятия земельного участка с кадастровым номером № Размещение объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № возможно в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка.
Доказательств, утверждения проекта планировки территории в зоне расположения спорного земельного участка для планируемой реконструкции автомобильной дороги «Егорьевск- М-5 «Урал» - Новая» стороной ответчика не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 22-24), сведения о наличии решения об изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Таким образом, довод Администрации Коломенского городского округа Московской области об ограничении обороноспособности спорного земельного участка, в связи с частичным расположением в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта, суд находит несостоятельными.
Истец, приняв на себя все права и обязанности по договору аренды, является арендатором вышеуказанного земельного участка и имеет право на предоставление вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № является незаконным.
На основании положения ст. 206 ГПК РФ для заключения договора купли-продажи земельного участка суд устанавливает срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу и находит данный срок достаточным и разумным для исполнения возложенной на ответчика судом обязанности. Цена договора подлежит установлению на день заключения договора.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Галкина Арсения Валентиновича к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании отказа органа муниципального самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату удовлетворить.
Признать решение Администрации Коломенского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Галкину Арсению Валентиновичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № незаконным.
Обязать Администрацию Коломенского городского округа Московской области передать истцу в собственность за плату земельный участок площадью 3000 кв. метров, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу договора купли-продажи по цене, определяемой на день заключения договора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.
Судья Л.Н. Бессуднова