Дело № 2-595/2024
59RS0007-01-2023-005167-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2024 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кокаровцевой М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мингараевой Ю.Ю.,
с участием представителя истца ФИО7,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии.
В обоснование исковых требований указывает на то, что она является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ на заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, в котором ей отказали во включении в страховой стаж следующих периодов работы:
1. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера
2. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера
3. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера.
Подтверждающими указанные выше периоды работы документами являются: справка № ТОО «Автобусный парк №» (респ. Казахстан, <адрес>) за подписью директора ТОО «Автобусный парк №» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО1 о том, что она работала в ТОО «Автобусный парк №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ее заработок за указанный период составляет <данные изъяты> справка № ТОО «Автобусный парк №» (респ. Казахстан, <адрес>) за подписью директора ТОО «Автобусный парк №» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО1 о том, что она работала в ТОО «Автобусный парк №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ее заработок за указанный период составляет 1 <данные изъяты>); справка № на фирменном бланке ТОО «Автобусный парк №» (респ. Казахстан, <адрес>) за подписью директора ТОО «Автобусный парк №» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера; трудовая книжка на имя ФИО2, свидетельство о заключении брака с переменой фамилии.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719) включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы:
1. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера
1. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера
1. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Автобусный парк №» в должности диспетчера.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю произвести перерасчет ФИО1 страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю сумму в размере 10 000 рублей за услуги представителя-адвоката.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю сумму в размере 300 рублей государственной пошлины.
В судебное заседание истец не явилась, извещена.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации принято решение о назначении страховой пенсии по старости по статье 7 Закона № 173-ФЗ.
В страховой стаж включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Страховой стаж составил 18 лет 5 месяцев 21 день. Требуемый страховой стаж не менее 5 лет (пункт 2 статьи 7 Закона № 173-ФЗ).
При определении права ФИО1 на страховую пенсию по старости требуемый страховой стаж имелся.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подала заявление о перерасчете пенсии с учетом включения в страховой стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сделан перерасчет страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявления в Отделение о перерасчете пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее – спорные периоды).
Отделением приняты решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно в связи с отсутствием оснований для перерасчета (отсутствие уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ).
Полагая, что данные решения являются незаконными, истец обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 Закона № 173-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» действующего с 01.01.2015.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Закона № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
В соответствии со статьей 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Таким образом, для определения права на страховую пенсию по старости возможно включение в подсчет стажа периоды после 01.01.2002 в случае подтверждения этих периодов справкой компетентных органов государства - участника Соглашения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное на территории которого в тот период проживал гражданин.
На размер пенсии вышеуказанные сведения не влияют в связи с отсутствием уплаты страховых взносов после 01.01.2002 в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее – Соглашение от 20.12.2019), вступившего в силу 01.01.2021, каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений Соглашения от 20.12.2019.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения от 20.12.2019 в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Поскольку трудовая деятельность истца в спорный период проходила на территории Республики Казахстан, за этот период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, доказательств иного в материалы дела не представлено, тогда как работа на территории Российской Федерации и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в рассматриваемом случае является обязательным условием для включения периодов работы в страховой стаж.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" с 1 января 1998 года введена накопительная пенсионная система. С указанной даты "Государственный центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" ведет учет поступающих взносов для назначения пенсии на общих основаниях, то есть только по достижению пенсионного возраста.
Во исполнение реформы пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан были созданы накопительные пенсионные фонды, в которые с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке производили отчисления в размере 10% дохода на свой индивидуальный пенсионный счет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 31 июля 2013 года N 747 "О создании единого накопительного пенсионного фонда", "Единый накопительный пенсионный фонд" был переименован в некоммерческое акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд".
В соответствии с пунктом 14 пенсионных правил единого накопительного пенсионного фонда, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан N 984 от 18 сентября 2013 года, информация о состоянии пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных взносов предоставляется единым накопительным пенсионным фондом с даты открытия индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов.
Таким образом, уполномоченными органами по предоставлению сведений об уплаченных взносах являлись: Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан", "Единый накопительный пенсионный фонд", переименованный в последующем в некоммерческое акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует информация о факте уплаты страховых взносов на имя ФИО1 в автоматизированной системе базы данных ЕНПФ (<адрес>).
Выписка из индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов, выданная компетентным органом иностранного государства - АО "ЕНПФ", стороной истца не представлена.
Принимая во внимание, что периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются исключительно справкой компетентных органов государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (в рамках рассматриваемого спора Республики Казахстан), либо на социальное страхование, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, однако, истцом не представлено сведений об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Казахстан за периоды работы ее на территории Республики Казахстан, спорные период работы не может быть включен в страховой стаж истца независимо от неустановленного факта уплаты за него страховых взносов за указанный период.
Представленные истцом справки от работодателя и из архива, такими доказательствами не являются.
Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету пенсии истцу, у суда не имеется.
Судебные расходы взысканию с ответчика не подлежат, поскольку в удовлетворении основных исковых требований судом отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кокаровцева
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2024 года.