Дело № 2-240/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 15 ноября 2017 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Г.,
при секретаре Колбанёвой О.В.,
с участием представителя заявителя - администрации Торопецкого района Тверской области – Метловой А.А., действующей на основании доверенности от 09. 01.2017
заинтересованного лица Елагиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Торопецкого района Тверской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Торопецкого района Тверской области обратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием город Торопец Тверской области право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – квартиру №, общей площадью <данные изъяты> кв.м (кадастровый номер №), расположенную по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивирует тем, что 12 января 2016 года вышеуказанное недвижимое имущество принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, в связи с чем, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись №.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании соглашения от 24 марта 2015 года между администрацией Торопецкого района и администрацией города Торопца администрации Торопецкого района переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Торопца. Таким образом, администрация Торопецкого района является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом города Торопца.
Указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, что подтверждается письмами ТУ Росимущества в Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, уведомлением Управления Росреестра по Тверской области, выписками из реестра муниципальной собственности Торопецкого района, города Торопца.
В настоящее время фактически объектом недвижимого имущества никто не владеет, оснований для признания чьего-либо права собственности на объект нет. В указанной квартире зарегистрирована по месту жительства Елагина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правоустанавливающих документов, договора социального найма указанной квартиры она не имеет. Спор о праве на указанный объект недвижимого имущества отсутствует.
На основании изложенного, заявитель просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество – квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, за муниципальным образованием город Торопец Тверской области.
Представитель заявителя администрации Торопецкого района Тверской области Метлова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, при этом уточнила почтовый адрес обьекта недвижимого имущества <адрес> и просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Елагина Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала и пояснила, что она зарегистрирована по адресу <адрес>, данная квартира была ей предоставлена администрацией сырзавода, организация в данный момент не существует. В квартире она не проживает, поскольку квартира не пригодна для проживания, живет у сына по <адрес>.
Представители заинтересованных лиц - администрации города Торопец Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела или рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу частей 1,2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с нормами статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
По смыслу указанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.
Согласно правовому смыслу вышеуказанных норм следует, что установление факта муниципальной собственности имеет для заявителя юридическое значение, от него зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав, а потому данный факт может быть установлен в порядке особого производства.
В силу статьи части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу 1 января 2017 года, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, действовавшим до 1 января 2017 года, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Аналогичные положения содержатся и во вступившем в силу с 1 января 2017 года Порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из правового содержания вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что круг субъектов, имеющих право на подачу заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, довольно специфичен. Такими заявителями могут быть только органы, имеющие право на управление муниципальным имуществом. Обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость вправе орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, по истечении одного года, со дня постановки на государственный учет.
Следовательно, в заявлении о признании права муниципальной собственности необходимо указать орган, который поставил бесхозяйную недвижимую вещь на учет, конкретную дату постановки ее на учет, а также представить доказательства, которые свидетельствуют об отсутствии собственника.
В судебном заседании установлено:
Соглашением, заключенным между администрацией города Торопца и администрацией Торопецкого района о передаче осуществления части своих полномочий, от 24 марта 2015 года администрации Торопецкого района переданы часть полномочий администрации города Торопца, а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Торопца (л.д. 12-14).
12 января 2016 года квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер объекта №, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, на основании заявления от 23 декабря 2015 года № Муниципального образования Торопецкого района Тверской области (л.д.11,55-62).
Согласно данным ТУ Росимущества в Тверской области в информационной базе федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.15,50).
По информации, предоставленной Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, объект недвижимого имущества – квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, не проходила процедуру учета как объект недвижимого имущества (л.д.16,52).
По данным Торопецкого подразделения Оленинского отделения ГУП «Тверское областное БТИ» сведения о принадлежности квартиры № в доме № по <адрес>, отсутствует (л.д.51).
Из ответа Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области № 07-06/09012 от 10 ноября 2017 года следует, что начисление налога на имущество физических лиц на квартиру № в доме № по <адрес> отсутствует, поскольку в базе данных Инспекции сведений о правообладателе квартиры не имеется (л.д.53).
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности Торопецкого района и из реестра муниципальной собственности города Торопца объект недвижимого имущества – квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, в реестрах муниципальной собственности Торопецкого района и города Торопца не значится (л.д.63,64).
Согласно кадастровому паспорту на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, кадастровая стоимость квартиры – 311 679 рублей 95 копеек (л.д.21).
Из технического паспорта на жилой дом № по <адрес> следует, что данный жилой дом построен в 1959 году, собственником (фондодержателем) значился Торопецкий маслодельно-сыродельный завод (л.д.22-32), правопреемник которого - ОАО «Торопецкий маслосырзавод» прекратил свою деятельность и исключен из реестра юридических лиц 25 марта 2011 года (л.д.65-68).
Из акта визуального осмотра квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что в квартире фактически никто не проживает, личных вещей не обнаружено, спальных мест и иных признаков, указывающих на фактическое проживание граждан по указанному адресу также не имеется (л.д.33-35).
В спорной квартире с 16 июня 1999 года по настоящее время значится зарегистрированной Елагина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается информацией, предоставленной 30 октября 2017 года миграционным пунктом МО МВД России «Западнодвинский» с местом дислокации в гор. Торопец за № 103/52/3546 (л.д.45). Однако фактически Елагина Е.В. проживает по другому адресу, документы, подтверждающие право собственности на указанную квартиру, у последней отсутствуют.
Таким образом, собственника квартиры № дома № по <адрес> не имеется.
В судебном заседании установлено, что 12 января 2016 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый (или условный) №, о чем произведена запись №.
Основанием для осуществления данных регистрационных действий послужило заявление администрации Торопецкого района Тверской области от 23 декабря 2015 года №.
На день обращения в суд – 26 октября 2017 года, с заявлением о признании права муниципальной собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, прошло более года, что соответствует требованиям абзаца 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к достоверному выводу, что в отношении заявленного объекта недвижимости в судебном заседании противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами не имеется.
Поскольку из имеющихся в деле письменных доказательств следует, что в течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного, его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке, не установлены.
На основании установленных обстоятельств по данному делу и, руководствуясь требованиями вышеуказанных правовых норм законодательства, регламентирующих вопросы признания права собственности на объект недвижимости, зарегистрированного как бесхозяйный, судом установлено, что указанный заявителем объект недвижимости расположен в границах муниципального образования город Торопец Тверской области, собственник данного объекта неизвестен, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, правовой статус объекта недвижимости на момент рассмотрения дела не изменился.
Согласно статье 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Факт регистрации в указанной квартире Елагиной Е.В. не является препятствием для удовлетворения заявленных требований, поскольку признание права муниципальной собственности на жилое помещение не лишает заинтересованное лицо в будущем права заключения договора социального найма жилого помещении и приватизации указанного жилья.
В соответствии с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что заявленные администрацией Торопецкого района Тверской области требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации Торопецкого района Тверской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием город Торопец Тверской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение суда в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Павлова