Дело №а-3499/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
07 сентября 2016 г.
Азовский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Комовой Н.Б.,
при секретаре Винник Е.Н.
с участием прокурора Бужинской Л.П.
с участием представителя административного истца - Территориальной избирательной комиссии <адрес> по доверенности Мякинченко М.В.
с участием административного ответчика – Некрашевича В.А.
с участием представителя административного ответчика по заявлению -Федяева Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии <адрес> к зарегистрированному кандидату в депутаты Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № и зарегистрированному кандидату в депутаты Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № - Некрашевичу ФИО10 об отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что постановлением ТИК <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ № Некрашевич В.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Истец пояснил, что Некрашевич В.А. постановлением ТИК <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ. № так же зарегистрирован кандидатом в депутаты Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ. в ТИК <адрес> РО из Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по РО поступила информация об отсутствии у зарегистрированного кандидата в депутаты Некрашевича В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> ССР гражданства Российской Федерации.
Истец указал, что из данной информации так же следовало, что паспорт гражданина РФ на имя Некрашевича В.А. серии №, оформленный ДД.ММ.ГГГГ. в отделе УФМС России по РО в <адрес>, признан выданным в нарушение установленного порядка.
Истец полагает, что при таких обстоятельствах Некрашевич В.А., не являясь гражданином РФ, а следовательно не обладая пассивным избирательным правом, не может быть избранным в представительный орган муниципального образования, в связи с чем, его регистрация в качестве кандидата в депутаты Рассветовского сельского поселения и Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № подлежит отмене.
Ссылаясь на положения ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", ст. 4, пп. «а» п.24 ст. 38, пп. «а» п.7 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.9 ст. 30 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 645-ЗС "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>", п. «а» ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", ч.11 ст. 239 КАС РФ, п.5 ч.9 ст. 17 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 525-ЗС "О выборах и референдумах в <адрес>", административный истец просил суд:
отменить регистрацию Некрашевича ФИО11, зарегистрированного постановлением ТИК <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
отменить регистрацию Некрашевича ФИО12, зарегистрированного постановлением ТИК <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Мякинченко М.В. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Представитель указала, что заключение о том, что Некрашевич В.А. не является гражданином РФ сделано органом, обладающим соответствующими полномочиями и оснований быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты у административного ответчика не имеется.
Административный ответчик Некрашевич В.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал, указав, что он является гражданином РФ, с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает на территории <адрес>, имеет заграничный паспорт, приобрел жилье в ипотеку и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель административного ответчика Некрашевич В.А., представляющий его интересы на основании устного заявления - Федяев Е.А., в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал. Представитель сослался на положения ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно которой решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, при этом факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке, а так же на п. 53 и п.54 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" и пояснил, что в отсутствие решения суда о том, что его доверителем при получении гражданства представлены подложные документы, доводы истца о том, что Некрашевич В.А. не является гражданином РФ и не обладает пассивным избирательным правом являются необоснованными. Представитель так же указал, что заключение № по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ не может подменять судебное решение, в отсутствие которого оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.5 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Из положений ч.11 ст. 239 КАС РФ следует, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно ч.5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и Решением Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованными в официальном печатном издании «Победа» №(11275-11280) от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № и Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с Постановлением Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. полномочия избирательных комиссий Щепкинского сельского поселения и Рассветовского сельского поселения, организующих и проводящих данные выборы, возложены на Территориальную избирательную комиссию <адрес>.
Согласно постановлению ТИК <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ №, копия которого приобщена к материалам дела, Некрашевич В.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Кроме того, Некрашевич В.А. постановлением ТИК <адрес> РО от ДД.ММ.ГГГГ. № так же зарегистрирован кандидатом в депутаты Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
Таким образом, по смыслу данной нормы, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования может только гражданин РФ.
Из административного искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в ТИК <адрес> РО из Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по РО поступила информация об отсутствии у зарегистрированного кандидата в депутаты Некрашевич В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> ССР гражданства Российской Федерации. Из данной информации так же следовало, что паспорт гражданина РФ серии №, оформленный ДД.ММ.ГГГГ. в отделе УФМС России по РО в <адрес>, признан выданным в нарушение установленного порядка.
Судом установлено, что Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по РО была проведена проверка обоснованности документирования паспортом гражданина РФ, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, Некрашевича ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по результатам которой дано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ., копия которого приобщена к материалам дела.
Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что гражданин Некрашевич ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> ССР, гражданином Российской Федерации не является и паспорт гражданина РФ: серии №, оформленный в отделе внутренних дел <адрес> РО ДД.ММ.ГГГГ., а так же паспорт гражданина РФ: серии №, оформленный в отделе УФМС России по РО в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. следует считать выданным в нарушение установленного порядка. При этом, в заключении указано, что материалами проверки не подтверждено постоянное проживание Некрашевича В.А. на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ. и нет доказательств тому, что он приобретал гражданство РФ в установленном законом порядке.
Таким образом, суд соглашается с доводами административного истца о том, что Некрашевич В.А., не являясь гражданином РФ, не может быть избранным в депутаты Рассветовского сельского поселения и Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №, т.к. не обладает пассивным избирательным правом.
В соответствии с пп. «а» п.24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
Аналогичные положения содержатся в п.1 ч.9 ст. 30 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 645-ЗС "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>".
Согласно пп. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в т.ч. в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Таким образом, учитывая, что у административного ответчика отсутствует пассивное избирательное право, что в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пп. «а» п.24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, то исходя из положений пп. «а» п. 7 ст. 76 указанного закона, у суда имеются основания для отмены регистрации кандидата Некрашевич В.А. в депутаты Рассветовского сельского поселения и Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что подтверждением отсутствия гражданства у Некрашевич В.А. может быть только решение суда, которое в материалы дела представлено не было, а никак не заключение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по РО, приобщенное к материалам дела.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт "а" статьи 30 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктами 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1325, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, вправе осуществлять проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации и составлять мотивированное заключение о результатах такой проверки.
Таким образом, суд полагает, что Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по РО полномочно составлять мотивированное заключение о результатах проверки по обстоятельствам, свидетельствующим о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, что ими и было сделано. При этом, суд принимает во внимание, что представленное в материалы дела заключение № ответчиком не оспорено и действия Управления в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Ссылка Некрашевич В.А. на то обстоятельство, что ему выдан заграничный паспорт и им приобретена квартира в ипотеку, не могут служить доказательством тому, что он является гражданином РФ и не опровергают выводов Управления о том, что Некрашевич В.А. на ДД.ММ.ГГГГ не проживал постоянно на территории Российской Федерации и не приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1, а доводы ответчика о том, что он проживает на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ. не подтверждены доказательствами, соответствующими требованиям относимости и допустимости.
На основании изложенного и оценивая в совокупности, представленные доказательства, суд находит заявленные Территориальной избирательной комиссией <адрес> требования законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии <адрес> к зарегистрированному кандидату в депутаты Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № и зарегистрированному кандидату в депутаты Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № - Некрашевичу ФИО15 об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Отменить регистрацию Некрашевича ФИО16, зарегистрированного постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Отменить регистрацию Некрашевича ФИО17, зарегистрированного постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом в депутаты Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Сообщить в Азовский городской суд <адрес> в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд <адрес> в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 07.09.2016г.