Дело № 2-190/2019 полный текст изготовлен 06.05.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 29 апреля 2019 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кальгиной Е.С.,
при секретаре Девятиловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» к Зубрило И.Н., Зубрило А.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и по встречному иску Зубрило И.Н., Зубрило А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» о перерасчете размера платы за отопление,
установил:
ООО «Теплоэнергосервис» обратилось в суд к Зубрило И.Н., Зубрило А.А. с вышеназванным иском. Требования с учетом уточнений и дополнений, мотивируют тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> находится в совместной собственности ответчиков. Ответчики с <дд.мм.гггг> не в полном объеме выполняют обязанности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с чем, по состоянию на <дд.мм.гггг> образовалась задолженность в размере 50318,90 рублей.
ООО «Теплоэнергосервис», являясь управляющей организацией данного многоквартирного дома, ссылаясь на ст.ст. 30, 31, 36, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит солидарно взыскать с ответчиков задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, с учетом суммы удержанной в ходе исполнения решения суда от <дд.мм.гггг>, в размере 23465,06 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги по состоянию на <дд.мм.гггг> в сумме 2913,61 рублей, а также расходы по уплате госпошлины в размере 1796,98 рублей. При этом указывает, что установленные в квартире Зубрило электрические радиаторы не относятся к индивидуальным источникам тепловой энергии; кроме того, перевод жилого помещения на электрообогрев был осуществлен без соблюдения порядка переустройства, предусмотренного законодательством, действующим на момент такого переустройства. Переустройство жилого помещения не отражено в технической документации, не зарегистрировано в органе по учету объектов недвижимости, в схему теплоснабжения города как жилое помещение с альтернативным источником тепловой энергии квартира Зубрило не заявлялась.
Зубрило И.Н. и Зубрило А.А. обратились к ООО «Теплоэнергосервис» со встречным иском о перерасчете размера платы за отопление. В обоснование иска указывают, что они являются собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В данном жилом помещении в установленном законом порядке в 2006 году истцами проведено переустройство с центрального отопления на электрообогрев, в связи с чем в квартире осуществлен демонтаж системы отопления. До 2016 года оплата теплоэнергии, за исключением ОДН, не производилась; расчет размера оплаты отопления ОДН, производился по согласованному сторонами расчету, за фактически принятое абонентом количество энергии. С июня 2016 года ООО «Теплоэнергосервис», являясь управляющей компанией жилого дома, в котором расположена квартира истцов, выставляет истцам платежные документы за услугу «отопление» исходя из действующих нормативов. Просили обязать ООО «Теплоэнергосервис» произвести перерасчет платы за отопление начисленной и предъявленной к оплате.
Решением Мончегорского городского суда от <дд.мм.гггг> исковые требования ООО «Теплоэнергосервис» удовлетворены, в удовлетворении встречного иска Зубрило И.Н., Зубрило А.А. отказано; с Зубрило И.Н., Зубрило А.А. взыскана задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Апелляционным определением Мурманского областного суда от <дд.мм.гггг> решение Мончегорского городского суда от <дд.мм.гггг> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Зубрило И.Н., Зубрило А.А. - без удовлетворения.
Определением Мончегорского городского суда от <дд.мм.гггг> решение Мончегорского городского суда от <дд.мм.гггг> отменено по новым обстоятельствам.
В судебном заседании представители ООО «Теплоэнергосервис» Гунько А.А., Чистякова И.А. на иске настаивают, возражают против удовлетворения встречного иска Зубрило И.Н., Зубрило А.А. Пояснили, что жилое помещение Зубрило не внесено в схему теплоснабжения города, как помещение имеющие альтернативное теплоснабжение; изменений в технический паспорт дома также не внесено; акт приемки завершения переустройства жилого помещения отсутствует, в связи с чем оснований для перерасчета платы за отопление в связи с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, не имеется. Начисление ответчикам платы за коммунальные услуги осуществлялось в точном соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, действующими в период начисления платы.
Зубрило И.Н. в судебном заседании возражает против удовлетворения иска ООО «Теплоэнергосервис». На удовлетворении встречного иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что услугой отопления не пользуется с 2006 года, поскольку квартира в установленном порядке переведена на электрообогрев. Считает, что исковые требования ООО «Теплоэнергосервис» незаконны, поскольку начисление платы за услуги теплоснабжения произведено на основании п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, положения которого признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. С учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, а также произведенной оплаты в спорный период, полагает, что задолженности перед ООО «Теплоэнергосервис» не имеется, просить возложить на ООО «Теплоэнергосервис» обязанность по перерасчету платы за отопление.
Зубрило А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен должным образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица АО «Мончегорская теплосеть» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, указал, что с марта 2019 года расчет платы за отопление спорной квартиры производится с учетом альтернативного вида отопления (электрообогрев).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан с момента возникновения права собственности на жилое помещение своевременно и полностью вносить платежи за жилое помещение и коммунальные услуги.
По правилам части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным домом №.... корпус <адрес> осуществляется управляющей организацией ООО «Теплоэнергосервис», которая в соответствии с договором управления производит начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, взыскание задолженности по платежам за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 15-17).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>., <адрес> <дд.мм.гггг> находится в совместной собственности Зубрило А.А. и Зубрило И.Н. (л.д.53-54).
Согласно представленному ООО «Теплоэнергосервис» расчету за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, Ленинградская наб., <адрес>, начислена плата за отопление в размере 86570,02 руб. (т.1 л.д.131), задолженность, с учетом сумм удержанных в ходе исполнения решения суда от <дд.мм.гггг>, составляет 23465,06 руб. (т.1 л.д. 30, т.2 л.д.184).
Рассматривая вопрос о правильности произведенных истцом начислений за коммунальную услугу «отопление», суд учитывает, что спорные правоотношения в данном случае регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами. Кроме того, отношения между потребителем и исполнителем услуг регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила № 354), отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а именно не ниже +18 градусов.
Согласно пунктам 36, 38 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Судом установлено, что начисление платы за отопление в период с <дд.мм.гггг> и до <дд.мм.гггг> производилось ООО «Теплоэнергосервис» без разделения на плату за потребление услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Ф.И.О. и Ф.И.О.», абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги в жилом и нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую им для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую многоквартирный дом по сетям теплоснабжения.
Правительству Российской Федерации предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 и от 23 февраля 2019 года №184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» Правила № 354 формулы 3(1) и 3(4) приложения N 2 изложены в редакции, позволяющими рассчитать по квартирам, переведенным на индивидуальное отопление, размер отопления для содержания общего имущества; абзац 2 пункта 40 Правил № 354 изложен в новой редакции.
Так, согласно абзацу 2 пункта 40 Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 42 (1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Разрешая заявленные требования, суд оценил соблюдение Зубрило нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
Так, согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переустройства) переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В судебном заседании установлено, что решением администрации <адрес> от 11 ноября 2006 года N 825 собственникам жилого помещения Зубрило И.Н., Зубрило А.А. согласовано переустройство жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>; получено согласие органа местного самоуправления на переустройство – перевод квартиры на электрообогрев (л.д.104). Контроль за исполнением настоящего решения возложен на администрацию <адрес>.
Доказательств того, что данное решение отменено либо признано незаконным, материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что в квартире Зубрило И.Н., Зубрило А.А. было выполнено переустройство жилого помещения – демонтированы радиаторы центрального отопления, изолированы стояки системы отопления и установлены электроприборы обогрева квартиры (т.1 л.д.108, 127, 128).
О переводе квартиры Зубрило на электрообогрев ООО «Теплоэнергосервис» было проинформировано в 2006 году (т.2 л.д.209).
Кроме того, факт того, что в жилом помещении Зубрило демонтированы радиаторы центрального отопления не оспаривался и представителем ООО «Теплоэнергосервис» в ходе судебного заседания <дд.мм.гггг> (т.1 л.д.216-217).
При этом, судом установлено, что с момента переустройства (2006 год) и по 2015 год включительно Зубрило И.Н., Зубрило А.А. оплачивали услугу «отопление» исходя из расчета тепловых нагрузок, произведенных с учетом демонтажа проектных отопительных приборов (т.1 л.д.105-123).
Доказательств того, что администрацией <адрес> к Зубрило предъявлялись требования о признании произведенного переустройства жилого помещения незаконным и о возврате помещения в исходное состояние, суду не представлено. Зубрило И.Н. предъявление указанных требований отрицает.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что переход на электротеплонасбжение спорного жилого помещения, расположенного в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, произведен с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства, действующих в момент проведения переустройства.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что расчет платы за «отопление» за период с <дд.мм.гггг> и до <дд.мм.гггг> должен быть произведен в соответствии с формулами 3(1) и 3(4) расчета размера платы за коммунальные услуги Приложения № 2 к Правилам № 354.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Зубрило И.Н. и Зубрило А.А. о возложении на ООО «Теплоэнергосервис» обязанности произвести перерасчет начисленной и предъявленной к оплате платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Оснований для удовлетворения требований ООО «Теплоэнергосевис» о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом внесенных Зубрило в счет оплаты ЖКУ денежных средств, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░.░░.░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░