Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2022 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Беспаловой Е.А., при секретаре Елизовой В.В., с участием заместителя прокурора Доржиева Б.А., представителя третьего лица Чайникова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №38RS0024-01-2022-001466-74 (2-1196/2022) по иску Ангарского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Вудэкспорт» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование уточненных исковых требований указано, что на основании договора аренды от 05.05.2009 ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» осуществляет деятельность по лесозаготовке в Усольском районе в Усольском лесничестве. На основании договора субаренды лесного участка № 15/13 от 25.12.2012 арендатором лесного участка является ООО «Вудэкспорт».
В соответствии с отчетом об использовании лесов в 2021 году ООО «Вудэкспорт» заготовило древесину на территории Усольского лесничества Тойсуковского участкового лесничества, Китойской дачи, квартала №(данные изъяты), <данные изъяты> на площади 191,69 га., в связи с чем, в результате хозяйственной деятельности ООО «Вудэкспорт» среда обитания объектов животного мира уничтожена.
Службой по охране и использованию объектов животного мира, на основании имеющихся данных о площади рубок, произведенных ООО «Вудэкспорт» в 2021 году, выполнен расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия на площади 191,69 га, который составляет <данные изъяты> рублей.
В уточненной редакции иска просит взыскать с ООО «Вудэкспорт» ущерб, причиненный в 2021 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в <адрес>, в результате деятельности по лесозаготовке по договору аренды лесного участка (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, с зачислением взысканной суммы в бюджет <адрес> муниципального образования (л.д.181).
В судебном заседании заместитель прокурора Ф.И.О2 требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Вудэкспорт» Ф.И.О3 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее исковые требования не признавал в полном объеме (л.д.180).
Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира <адрес> Ф.И.О4, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), сроком на 1 год (л.д.106), требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса <адрес> в судебное заседание не явились, ранее направляли ходатайство об исключении министерства из числа третьих лиц (л.д.97)
Представитель третьего лица Администрации Усольского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, ранее направляли ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, поддерживают требования прокурора (л.д.89).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Ангарского межрайонного природоохранного прокурора от части исковых требований к ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» (л.д.179).
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее Федеральный закон "О животном мире").
Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Применению при определении ущерба подлежит Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. N 948 в соответствии с которой при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды, их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 (далее Методика исчисления размера вреда, методика), при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:
- территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;
- численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);
- допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов;
- период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что на основании договора аренды лесного участка (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства <адрес> по Усольскому лесничеству и ООО «Областной лесхоз» ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» являлся арендатором лесного участка по адресу: <адрес>, Усольское лесничество, Тойсуковское участковое лесничество, Китойская дача, эксплуатационные леса, квартала №(данные изъяты), (данные изъяты). Цель предоставления лесного участка - использование лесов для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 16,0 тыс. куб.м ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству 7,0 тыс. куб.м. Арендная плата составила <данные изъяты> рублей в год. (л.д. 16-20).
ДД.ММ.ГГГГ между ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» и ООО «Вудэкспорт» заключен договор субаренды лесного участка (данные изъяты), в соответствии с которым, Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации. Лесной участок в границах, предоставляемый в аренду имеет местоположение: <адрес>ное муниципальное образование, Усольское лесничество, Тойсуковского участкового лесничества, Тойсуковская дача, квартала №(данные изъяты), (данные изъяты). Кадастровые номера участков: (данные изъяты) (данные изъяты) (л.д.30-33).
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) с 2018 года установлен возможный ежегодный отпуск при поведении рубок спелых и перестойных лесных насаждений: по сплошным рубкам в размере 31,2 тыс. куб.м ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству -4,9 тыс. куб.м; по выборочным рубкам в размере 0,1 тыс. куб. м. ликвидной древесины по хвойному хозяйству. С 2019 года установлен возможный отпуск при поведении рубок ухода за лесами (прореживание) в размере 89 куб.м. ликвидной древесины по хвойному хозяйству (л.д.33).
Согласно отчету об использовании лесов в 2021 году ООО «Вудэкспорт» заготовило древесину на территории Усольского лесничества, квартала №(данные изъяты), (данные изъяты) на площади 191,69 га (л.д.42-46).
Согласно расчету Службы по охране и использованию животного мира <адрес> ущерб, причиненный животному миру, отнесенному к объектам охоты (охотничьим ресурсам), на участке лесного фонда в <адрес> в 2021 году (уничтожения среды обитания объектов животного мира), выполненный по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 182-183).
Расчет вреда охотничьим ресурсам, включает все необходимые параметры. Расчет выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «Вудэкспорт», лесных насаждений, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Постановлением Правительства Иркутской области от 24.07.2012 N 397-пп (ред. от 23.01.2014) "Об утверждении Положения о службе по охране и использованию животного мира Иркутской области" функции по ведению государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, возложены на Службу по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (правопреемник Министерства лесного комплекса Иркутской области).
Служба также осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 5 пункта 9 Раздела 3 Положения о службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области.
Применяя методику исчисления ущерба, специалист использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по Усольскому району Иркутской области за 2021 год. Отчеты составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области, проведенного методом зимнего маршрутного учета. На основании Ведомостей расчета численности охотничьих животных в 2021 году, специалистом службы произведен расчет плотности охотничьих ресурсов, которые приведены в приложении 1 к расчету ущерба.
Размер такс, указанный в расчете специалиста, соответствует Приложению 1 Методики.
Учитывая, что Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области является специально уполномоченным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, в функции которого входит подготовка расчета, сам расчет проверен судом на соответствие Методике, суд принимает его в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ООО «Вудэкспорт».
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования подлежит взысканию госпошлина из расчета цены иска: <данные изъяты> рублей. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска свыше 1000000 руб. госпошлина составляет 13200 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб. Расчет: <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО «Вудэкспорт» (ИНН <данные изъяты>) в доход бюджета Усольского районного муниципального образования ущерб, причиненный объектам животного мира и среде их обитания в размере 1328410,24 рублей.
Взыскать с ООО «Вудэкспорт» (ИНН 38151002811) в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 14842,05 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Беспалова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>