Решение по делу № 33а-2751/2021 от 11.05.2021

Судья Новикова И.В.     дело № 33а-2751/2021 (дело № 2а-509/2021)

                        

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе административного истца Игнатовой Светланы Сергеевны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2021 года по административному исковому заявлению Игнатовой Светланы Сергеевны к Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 80 об отмене результатов голосования.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Попова В.В., объяснения административного истца Игнатовой С.С., представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара Плотниковой О.М., представителей заинтересованных лиц Избирательной комиссии Республики Коми Яночкиной А.А. и Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара Данилевич Д.С., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

установила:

Игнатова С.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района г. Сыктывкара и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 80 об отмене результатов голосования, в обоснование которого указала, что Территориальная комиссия Эжвинского района города Сыктывкара ввела ее как кандидата в депутаты в заблуждение относительно своих полномочий, поскольку имеется неопределенность статуса председателя, не разграничены полномочия между избирательными участками, входящими в Территориальную избирательную комиссию Эжвинского района города Сыктывкара. Полагая, что Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района города Сыктывкара 22.10.2019 ликвидирована, выборы по участковым избирательным комиссиям являются недействительными. В журнале избирателей имеются сделанные карандашом пометки, на что 11.09.2020 ею была подана жалоба. Не были направлены уведомления и разъяснения о необходимости наличия справки на отсутствие короновирусной инфекции, в связи с чем, она не имела возможности прохода в ФКУ СИЗО-1, в котором выборы прошли в отсутствие наблюдателей. На избирательном участке № 80 отсутствовал сейф для хранения бюллетеней, сейф-пакеты хранились с нарушениями законодательства вне обзора систем видеонаблюдения, на выборах установлена разница в 161 бюллетень между количеством бюллетеней, выданных по одномандатному избирательному округу и выданных по единому избирательному округу, что указывает о нарушениях действующего законодательства.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, Территориальная избирательная комиссия города Сыктывкара, Избирательная комиссия Республики Коми.

Административный истец Игнатова С.С. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала.

Представители административных ответчиков в судебном заседании требования административного искового заявления не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица в судебном заседании с административным иском не согласились, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Иные участники административного судопроизводства, извещенные надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

По итогам рассмотрения административного дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Игнатовой Светланы Сергеевны к Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 80 об отмене результатов голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 80.

В апелляционной жалобе в Верховный Суд Республики Коми административный истец Игнатова С.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, неправильно применены нормы материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Игнатова С.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила об отмене вынесенного судебного решения.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара Плотникова О.М. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам возражений, просила решение суда оставить без изменения.

Административный ответчик участковая избирательная комиссия избирательного участка № 80, извещенная надлежаще о времени и месте рассмотрения жалобы, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила.

Представители заинтересованных лиц Избирательной комиссии Республики Коми Яночкина А.А. и Территориальной избирательной комиссии города Сыктывкара Данилевич Д.С. также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам возражений, просили решение суда оставить без изменения.

Иные заинтересованные лица, извещенные надлежаще о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

По смыслу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, заслушав объяснения участников административного дела и заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного по существу решения суда.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Частью 1 статьи 75 названного Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 23 июня 2020 года № 50/2020-724 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" шестого созыва. Игнатова С.С. была выдвинута кандидатом в депутаты Совета МО ГО "Сыктывкар" шестого созыва избирательным объединением "Коми Республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в составе списка кандидатов по единому избирательному округу и по одномандатному избирательному округу №12, после чего 30 июля 2020 года зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 в соответствии с постановлением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №12 по выборам депутатов Совета МО ГО "Сыктывкар" шестого созыва от 30.07.2020 №3/4.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 23 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" (далее - Закон Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ) территориальная избирательная комиссия находится в системе государственных органов Республики Коми, действует на постоянной основе, имеет гербовую печать территориальной избирательной комиссии, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием и реквизитами. Территориальная избирательная комиссия, обладающая статусом юридического лица, также имеет расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, обособленное имущество и является государственным органом Республики Коми.

На основании положений части 3 статьи 23 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района города Сыктывкара не обладает статусом юридического лица, что не является нарушением действующего законодательства, поскольку наделение территориальной комиссии статусом юридического лица отнесено к ведению субъекта Российской Федерации.

Частью 5 статьи 23 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ границы административно-территориального образования, на которое распространяются полномочия территориальной избирательной комиссии (далее - соответствующая территория), устанавливаются с учетом границ районов и городов республиканского значения с подчиненными им территориями в Республике Коми в соответствии с Законом Республики Коми "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми".

В границах одного города республиканского значения с подчиненной ему территорией в Республике Коми может быть сформировано несколько территориальных избирательных комиссий. Решение о формировании нескольких территориальных избирательных комиссий в границах одной территории в Республике Коми принимает Избирательная комиссия Республики Коми по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района города Сыктывкара сформирована на основании постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 16 ноября 2015 года №193/990-5 "О формировании Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара и назначении председателя комиссии".

Постановлением избирательной комиссии Республики Коми от 24 июня 2015 года N 157/827-5 утвержден перечень и количественный состав территориальных избирательных комиссий в Республике Коми. В указанный перечень включены Территориальная избирательная комиссия города Сыктывкара, Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района города Сыктывкара.

Таким образом, на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией сформированы две территориальные избирательные комиссии.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 28 ноября 2006 года №01-09/358 полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложены на Территориальную избирательную комиссию города Сыктывкара, в связи с чем, последняя является комиссией, организующей выборы депутатов Совета МО ГО "Сыктывкар".

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии по решению организующей выборы избирательной комиссии. Решением Избирательной комиссии Республики Коми, принятым по результатам рассмотрения обращений представительного органа муниципального образования и избирательной комиссии муниципального образования, полномочия окружной избирательной комиссии по выборам органов местного самоуправления могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию, сформированную в соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, действующую в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 2 июля 2020 года №143/731-6 на Территориальную избирательную комиссию Эжвинского района города Сыктывкара возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 12,13,14,15 по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" шестого созыва 13 сентября 2020 года.

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 2 июля 2020 года №143/731-6 и на основании части 4 статьи 22 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года №88-РЗ административный ответчик: осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; осуществляет регистрацию кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, доверенных лиц кандидатов, выдвинутых по одномандатному (многомандатному) избирательному округу; осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов; утверждает текст бюллетеня в избирательном округе; осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; определяет результаты выборов по избирательному округу.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 10 января 2013 года N 1/2 "Об образовании избирательных участков на территории Эжвинского района города Сыктывкара" образовано 22 избирательных участка, в том числе избирательный участок № 80.

14 сентября 2020 года в 00 часов 56 минут участковой избирательной комиссией № 80 принято решение об итогах голосования по единому избирательному округу по избирательному участку № 80 на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" шестого созыва. Протокол № 2 об итогах голосования был передан в Территориальную избирательную комиссию города Сыктывкара 14 сентября 2020 года.

14 сентября 2020 года в 00 часов 56 минут участковой избирательной комиссией № 80 принято решение об итогах голосования по одномандатному избирательному округу по избирательному участку № 80 на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" шестого созыва. Протокол № 1 об итогах голосования был передан в Территориальную избирательную комиссию города Сыктывкара 14 сентября 2020 года.

Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве и исследованные судом обстоятельства, позволили суду первой инстанции сделать правильный и обоснованный вывод о том, что Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района города Сыктывкара правомерно осуществляла полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №12 на выборах депутатов Совета МО ГО "Сыктывкар" шестого созыва и реализовывала все полномочия, возложенные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах на окружную избирательную комиссию, в том числе о регистрации кандидатов и определению результатов выборов.

Материалами административного дела не нашли своего подтверждения и доводы административного искового заявления о допущенных нарушениях при проведении выборов, выразившихся в отсутствии сейфа в помещении для голосования избирательного участка № 80, хранении бюллетеней в сейф-пакетах вне обзора камер видеонаблюдения, в соседнем классе.

Пунктом 15 статьи 63 Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 15 статьи 70 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" ответственность за передачу и сохранность бюллетеней возложена на председателей комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 15 июня 2020 года №135/683-6 утвержден Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении основных выборов в органы государственной власти Республики Коми (далее - Порядок видеонаблюдения).В соответствии с пунктом 2.1 Порядка видеонаблюдения объектами видеонаблюдения в помещении для голосования являются в ходе голосования и подсчета голосов сами помещения для голосования в целом; увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования; места, где осуществляется работа со списком избирателей; места выдачи избирателям избирательных бюллетеней; стационарные и переносные ящики для голосования; комплексы обработки избирательных бюллетеней; переносные устройства для электронного голосования в случае их использования.

Порядок хранения сейф-пакетов с бюллетенями определен Временным положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным Постановлением ЦИК России от 16 декабря 2020 года №279/2039-7.

Приведенный порядок предусматривает возможность использования отдельных (для каждого дня голосования и каждой формы голосования) стационарных и переносных ящиков для голосования, а также сейф-пакетов и индикаторных пломб для проведения голосования в течение нескольких дней, в том числе для голосования с использованием дополнительных форм голосования, и обеспечения сохранности бюллетеней. Сейф-пакет и составленный в отношении него акт помещаются в сейф участковой комиссии. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. Места хранения сейф-пакетов должны находиться в зоне видеонаблюдения (видеофиксации) круглосуточно. Комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты бюллетеней в случае, если не применяется средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать видеорегистраторы (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации), в том числе в нерабочее и ночное время. Указанные устройства предоставляются по заявкам комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ.

Указанные положения в их системном единстве вопреки доводам и требованиям административного искового заявления не содержат запрета на хранение сейф-пакетов вне обзора камер видеонаблюдения, при том, что на избирательных участках была организована надлежащая круглосуточная система охраны и обеспечения безопасности, а административным истцом не приведены какие-либо конкретные факты нарушений избирательного законодательства, которые бы повлекли искажение реального волеизъявления избирателей.

В удовлетворении требований административного искового заявления в части нарушения участковой избирательной комиссией положений статьи 68 Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с существенной разницей между количеством бюллетеней, выданных по одномандатному избирательному округу и выданных по единому избирательному округу, судом было также правомерно отказано, поскольку такая разница напрямую обусловлена наличием у избирателя активного избирательного права в соответствующем избирательном округе согласно требованиям статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 2 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми".

По информации Избирательной комиссии Республики Коми число избирателей, получивших бюллетени для голосования по единому избирательному округу на местных выборах, как правило, больше числа избирателей, получивших бюллетени для голосования по мажоритарному избирательному округу. Фактов выдачи бюллетеней избирателям, не имевшим права на их получение, материалы дела не содержат. Приведенная административным истцом разница между количеством бюллетеней, выданных по одномандатному избирательному округу и выданных по единому избирательному округу, не свидетельствует о каких-либо нарушениях при проведении выборов.

Судом также правильно отказано в удовлетворении требований административного искового заявления Игнатовой С.С. в части наличия исправлений в протоколах и сделанных карандашом заметок в избирательном журнале, которые своего документального подтверждения не нашли. Исследованные судом материалы административного дела, позволили суду сделать верный вывод о том, что протоколы участковой избирательной комиссии избирательного участка №80 об итогах голосования на выборах депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" шестого созыва по одномандатному избирательному округу (протокол № 1) и по единому избирательному округу (протокол № 2) не содержат исправлений, а в деятельности избирательных комиссий отсутствует такой документ, как избирательный журнал, в связи с чем, в указанной части каких-либо нарушений при проведении выборов не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Статьей 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентирован порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.

Материалами административного дела подтверждено, что протокол об итогах голосования, составленный по результатам подсчета голосов на избирательном участке № 80, является действительным, он оформлен с соблюдением требований статей 67 и 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей осуществлялся открыто и гласно, с оглашением и с соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Указанный протокол подписан лицами, наделенными таким правом в соответствии с действующим законодательством, особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено. Доказательств того, что в содержание протокола вносились исправления, материалы административного дела не содержат, расхождений в количестве выданных и имеющихся при подсчете избирательных бюллетеней не выявлено.

Правильным и обоснованным является и вывод суда первой инстанции об отказе административному истцу в удовлетворении требований о не рассмотрении при проведении итогового заседания заявления от кандидатов и жалоба Игнатовой А.А. о допущенных нарушениях при отказе ей присутствовать в качестве наблюдателя при голосовании в исправительном учреждении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715, внесена новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения предусматривается Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В целях предупреждения распространения заболеваемости среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации главным государственным санитарным врачом ФСИН России вынесено постановление "О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России от 16.06.2020 "О введении дополнительных санитарно - противоэпидемиологических (профилактических мер), направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции при подготовке и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" установлен пропускной режим в учреждениях ФСИН России лиц, задействованных в проведении процедуры голосования (члены избирательной комиссии и наблюдателей) с обязательным измерением температуры тела, а также проверки наличия отрицательных результатов лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию, проведенного не ранее 25.06.2020.

Из материалов административного дела следует, что на территории избирательного участка № 80 находятся исправительные учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (с колонией-поселением) и ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми, войсковая часть № 5134 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" списки избирателей, участников референдума по избирательным участкам, участкам референдума, образованным в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (в том числе местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемым в совершении преступлений) составляются соответствующими участковыми комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, участниках референдума, представляемых руководителем организации, в которой избиратель, участник референдума временно пребывает. В Территориальную избирательную комиссию города Сыктывкара 04 сентября 2020 года были направлены списки граждан, обладающих избирательным правом, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, полученные участковой избирательной комиссией № 80 09 сентября 2020 года.

Судом было принято во внимание, что в период подготовки к проведению выборов Территориальной избирательной комиссией города Сыктывкара проводились обучающие семинары, проводимые, в том числе сотрудниками УФСИН России по Республике Коми, на которых все заинтересованные лица были проинформированы о необходимости иметь при себе справку об отрицательных результатах лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (КОВИД-19) при проведении голосования в учреждениях УФСИН.

11 и 13 сентября 2020 года членами участковой избирательной комиссии № 80 проводилось голосование вне помещения для голосования в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми. Голосование проводили члены участковой избирательной комиссии № 80, являющиеся работниками исправительного учреждения и регулярно проходящие медицинские освидетельствования. При проведении выездного голосования в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, находившиеся в нем избиратели, подавали письменные заявления о голосовании вне помещения для голосования.

11 сентября 2020 года член комиссии с правом совещательного голоса Игнатова А.А. пожелала наблюдать за проведением выездного голосования в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, однако, не смогла реализовать свои намерения из-за отсутствия у нее справки о лабораторном исследовании на новую коронавирусную инфекцию (КОВИД-19). Материалы административного дела содержат сведения об отказе Игнатовой С.С. при названных обстоятельствах от своих намерений наблюдать за проведением выездного голосования в учреждении. При этом каких-либо жалоб о нарушении прав в участковую избирательную комиссию № 80 или вышестоящую избирательную комиссию относительно указанных обстоятельств от административного истца не поступало. Таким образом, в рассматриваемом случае административными ответчиками или иными заинтересованными лицами, задействованными в выборах, никаких нарушений избирательного законодательства не допускалось.

В силу положений пункта 1.2 статьи 77 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

В Постановлениях от 11 июня 2002 года N 10-П и от 15 января 2002 года N 1-П Конституционным Судом Российской Федерации по итогам проверки конституционности пункта 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также выражена позиция о том, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Статьёй 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения административного искового заявления об отмене результатов голосования, и приходит к выводу о законности оспариваемого решения суда по существу требований, в связи с чем, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления и не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения, они аналогичны тем, на которые истец ссылался в обоснование административных исковых требований, при этом доводам административного истца в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с подробной мотивировкой и обоснованием причин их отклонения, они не опровергают выводов суда, а поэтому не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатовой Светланы Сергеевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение будет изготовлено 21 мая 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 мая 2021 года.

33а-2751/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Игнатова Светлана Сергеевна
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района
Участковая избирательная комиссия избирательного округа №80
Другие
Изибрательная комиссия РК
УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Попов В.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
17.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2021Передано в экспедицию
17.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее