Дело № 5-41-2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
П.г.т. Тисуль 16 августа 2018 г.
Судья Тисульского районного суда Кемеровской области Егерова И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КРФ об АП в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Берикуль», расположенного по адресу: Кемеровская области, Чебулинский район, пгт. Верх-Чебула, ул. Восточная, дом 26, ИНН 4213010770, КПП 421301001, ОГРН 1144213000183, дата регистрации 02.07.2014г., место фактического осуществления деятельности Кемеровская область, Тисульский район,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении ООО ЗДК «Берикуль» в Тисульский районный суд поступили материалы о привлечении к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФ об АП. Основным предметом деятельности ООО ЗДК «Берикуль» является добыча руд и песков драгоценных металлов. ООО ЗДК «Берикуль» ведет разведку и добычу россыпного золота не месторождении реки ..., являющийся притоком реки Кия. Добычные работы осуществляются на основании лицензии на пользование недрами .... Общество в ходе осуществления своей деятельности использует поверхностный водный объект – реку ..., ....
Статья 1 ВК РФ определяет сточные воды, как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п. 19 ст.1). Водный кодекс РФ содержит главу 5 «Водопользование» (ст. 37-54), посвященную правилам водопользования. Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей природной среды. В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ № 7-ФЗ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к которым относятся нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых сбросов – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ, либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ). Нормативы допустимых сбросов (далее НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с другими государственными органами, перечисленными в п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. ..., на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в установленном порядке. Ч. 4 ст. 23 ФЗ № 7-ФЗ предусмотрено, что сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 11 Административного регламента Росприроднадзора, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2013г. ...). На территории ... таким органом является Управление Росприроднадзора по .... В соответствии с п. 13 Административного регламента Росприроднадзора, разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты, при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий (допустимая концентрация веществ на выпуске сточных и (или) дренажных вод), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод. Для получения государственной услуги заявитель предоставляет в уполномоченный орган копию НДС, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод (п. 20 Административного регламента). Согласно ст. 21 ВК РФ, предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством РФ (ч. 6 ст. 23 ВК РФ). В силу п. 6 ч. 2 ст. 39 ВК РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны соблюдать предусмотренные указанным кодексом и другими федеральными законами обязанности.
У общества имеется два параллельно расположенных гидротехнических сооружения – пруды отстойники, также имеется разрезная (дренажная) канава, в которой осуществляется сбор поверхностных вод, расположенная ниже первого отстойника. Из дренажной канавы осуществляется утечка поверхностных вод, содержащих вскрышную породу, которая используется при планировке территории и строительстве дорог, по рельефу, с дотеканием до ручья без названия, который в свою очередь впадает в реку .... Из тела дамбы прудов-отстойников, состоящих из вскрышной породы, вымываются промывными водами вкрышные породы на рельеф с дотеканием до ручья без названия.
Вместе с тем, использование ООО ЗДК «Берикуль» водного объекта – реки ... с целью сброса воды подтверждается заключением специалистов Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, протоколом анализа пробы воды, проведенного филиалом «ЦЛАТИ по Кемеровской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» -г. Новокузнецк, в местах несанкционированного сброса сточных вод с территории лицензионного участка добычи золота ООО ЗДК «Берикуль», по рельефу местности дотекает в реку .... В сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся взвешенные вещества, тяжелые металлы и другие химические соединения. Согласно протоколам анализа пробы воды в результате хозяйственной деятельности ООО ЗДК «Берикуль» усматривается значительное привнесение загрязняющих веществ в водный объект – реку ....
В ходе проведения Кемеровской природоохранной прокуратурой проверки исполнения ООО ЗДК «Берикуль» законодательства в области использования и охраны водных объектов, было установлено, что с 20.07.2018г. сброс сточных вод в реку ... осуществляется ООО ЗДК «Берикуль» с нарушением требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей природной среды.
ООО ЗДК «Берикуль» в нарушение вышеприведенных нормативных правовых требований с 20.07.2018г. по настоящее время осуществляет регулярный несанкционированный сброс веществ и микроорганизмов в составе сточных вод с территории лицензионного участка добычи золота, с дотеканием по рельефу местности в реку ... в отсутствие НДС, утвержденных в установленном порядке, в отсутствие разрешения органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект, а также решения о предоставлении водного объекта в пользование. Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект – ручей ... в отсутствие НДС, утвержденных в установленном порядке в отсутствие разрешения органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды на сбросы в водный объект, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование является, с учетом вышеприведенных нормативных требований, нарушением правил водопользования, установленных водным кодексом РФ, федеральным законом № 7-ФЗ. В действиях правонарушителя усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФ об АП. В природоохранную прокуратуру не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что допущенное ООО ЗДК «Берикуль» правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица. Факт совершения правонарушения выявлен ... в ходе проведения Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой выездной проверки на производственную площадку ООО ЗДК «Берикуль» и оценки документов, предоставленных в природоохранную прокуратуру. С учетом изложенного, ходатайствовали о привлечении ООО ЗДК «Берикуль» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФ об АП и применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В судебном заседании помощник Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора А.В. Мельникова заявленные требования поддержала в полном объеме, по тем же основаниям, ходатайствовала о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности на 30 суток.
Представитель ООО ЗДК «Берикуль» А.Д. Филиппова, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривала факт совершения правонарушения, суду показала, что на сегодняшний день устранены все утечки из тела дамбы, о чем представила суду документы, подтверждающие устранение нарушений природоохранного законодательства. Просила суд применить к обществу наказания в виде административногого штрафа и при назначении наказания просила учесть смягчающие обстоятельства, такие как, то, что общество не имеет долгов по налогам и сборам, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, добровольно устранило нарушения природоохранного законодательства, правонарушение совершено ими впервые.
Представители ООО ЗДК «Берикуль» О.Г. Кучинская и Д.В. Филиппов поддержали доводы А.Д. Филипповой в полном объеме, по тем же основаниям.
Суд, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав должностное лицо, составившее протокол, представителя правонарушителя, находит ООО ЗДК «Берикуль» виновным в совершении данного правонарушения.
Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов административного производства, на момент проверки ... из дренажной канавы осуществляется утечка поверхностных вод, содержащих вскрышную породу, которая используется при планировке территории и строительстве дорог, по рельефу, с дотеканием до ручья без названия, который в свою очередь впадает в реку .... Из тела дамбы прудов-отстойников, состоящих из вскрышной породы, вымываются промывными водами вкрышные породы на рельеф с дотеканием до ручья без названия. Использование ООО ЗДК «Берикуль» водного объекта – реки ... с целью сброса воды подтверждается заключением специалистов Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, протоколом анализа пробы воды, проведенного филиалом «ЦЛАТИ по Кемеровской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» -г. Новокузнецк, в местах несанкционированного сброса сточных вод с территории лицензионного участка добычи золота ООО ЗДК «Берикуль», по рельефу местности дотекает в реку .... В сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся взвешенные вещества, тяжелые металлы и другие химические соединения. Согласно протоколам анализа пробы воды в результате хозяйственной деятельности ООО ЗДК «Берикуль» усматривается значительное привнесение загрязняющих веществ в водный объект – реку ....
Юридическим лицом ООО ЗДК «Берикуль» нарушены требования п. 6 ч. 2 ст. 39 ВК РФ, согласно которого водопользователи при использовании водных объектов обязаны соблюдать предусмотренные указанным кодексом и другими федеральными законами обязанности. В частности, согласно ст. 21 ВК РФ, предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством РФ (ч. 6 ст. 23 ВК РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей природной среды. В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ № 7-ФЗ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к которым относятся нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых сбросов – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ, либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ). Нормативы допустимых сбросов (далее НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с другими государственными органами, перечисленными в п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469, на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в установленном порядке. Ч. 4 ст. 23 ФЗ № 7-ФЗ предусмотрено, что сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Указанные норма законодательства также не были соблюдены правонарушителем.
Каких-либо нарушений требований КРФ об АП при возбуждении дела об административном правонарушении, суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать ООО ЗДК «Берикуль» виновным в совершении данного правонарушения и квалифицирует действия правонарушителя по ч. 1 ст. 8.14. КРФ об АП – нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии со ст. 2.1. КРФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КРФ об АП). Представленные материалы дела и дополнительно представленные материалы представителем ООО ЗДК «Берикуль» не содержат доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями и что у ООО ЗДК «Берикуль» отсутствовала возможность для соблюдения требований экологического и природоохранного законодательства.
Вина правонарушителя подтверждается решением о проведении проверки ..., уведомлением о проведении проверки ..., требованием о предоставлении информации и документов ..., справкой Росприроднадзора ..., справкой Департамента природных ресурсов ..., протоколами анализа проб природной воды. Указанные письменные материалы соответствуют требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам по делу об административном правонарушении, поэтому суд находит их относимыми и допустимыми.
Суд не может согласиться с доводами представителя правонарушителя о том, что представленные ими материалы содержат достаточные доказательства устранения им нарушений природоохранного законодательства, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 32.12 при решении вопроса о досрочном прекращении административного приостановления деятельности, судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении. В судебном заседании представитель Кемеровской природоохранной прокуратуры А.В. Мельникова не располагала сведениями об устранении недостатков производства, вызвавших нарушение природоохранного законодательства. ... у прокурора не имелось достаточно времени для перемещения из г. Кемерово на месторождение реки ... к указанному в уведомлении времени.
Установив нарушения требований водного законодательства и законодательства в области охраны окружающий среды ООО ЗДК «Берикуль» в виде утечки из дренажной канавы поверхностных вод, содержащих вскрышную породу, с дотеканием по рельефу до ручья без названия, который в свою очередь впадает в реку ..., а также вымывания из тела дамбы промывными водами вкрышных пород на рельеф с дотеканием до ручья без названия, который впадает в реку Кия, протекающую мимо населенных пунктов Кемеровской области, вода которой используется жителями этих населенных пунктов, суд приходит к выводу о том, что данное нарушение является существенным, затрагивающим права неопределенного круга лиц, поскольку создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Принимая во внимание обстоятельства и тяжесть совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, суд считает возможным подвергнуть ООО ЗДК «Берикуль» административному наказанию в виде административного приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.12., 29.9, 29.10, 29.11 КРФ об АП,
П О С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Берикуль»» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФ об АП и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности.
Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Берикуль» путем запрещения осуществления эксплуатации двух отстойников на месторождении реки ... на территории Тисульского района Кемеровской области сроком на срок 30 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического прекращения деятельности.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.
Судья -