Судья федерального суда – Шеверева Е.В. Дело № 7р – 682/2020
Р Е Ш Е Н И Е
05 ноября 2020 года г. Красноярск, пр. Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации города Минусинска Красноярского края Петрова В.Н. на постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора № 16/005/005.ЮЛ от 14 февраля 2020 года и решение судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 08 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении администрации города Минусинска Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора № 16/005/005.ЮЛ от 14 февраля 2020 года администрация города Минусинска Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно постановлению, 29 января 2020 года при проведении плановой проверки выявлено, что администрация города Минусинска допустила нарушения требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГТС), выразившиеся в следующем:
- специалисты, занимающиеся эксплуатацией ГТС, не в полном объеме аттестованы в области безопасности ГТС в установленном порядке;
- заблаговременно не проведен комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, не созданы материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии на ГТС (отсутствует аварийный запас материалов);
- отсутствие действующая, утвержденная в установленном порядке декларация безопасности ГТС;
- не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- не осуществляются мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС;
- отсутствует действующее разрешение на эксплуатацию ГТС;
- не обеспечено своевременное проведение регулярных обследований ГТС Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационное обследование не менее чем за 1 год до направления декларации безопасности на экспертизу);
- не в полной мере обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС (не проводятся периодические инструментальные замеры показывающее заложение откосов, уровень гребня плотин);
- отсутствует «Расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС», разрабатываемый в соответствии с методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденный приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 № 120, согласованный с органом исполнительной власти, на территории которого функционирует ГТС;
- не своевременно осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения по результатам мониторинга состояния ГТС (на откосах подпорной плотины № 1 присутствует высокая древесная растительность, одно из отверстий водопропускного сооружения подпорной плотины № 1 не оборудовано сороудерживающей решеткой в соответствии с проектом, на входном оголовке водопропускного сооружения подпорной плотины № 1 отсутствуют основные затворы в соответствии с проектом, наблюдается разрушение плит крепления выходного оголовка водопропускного сооружения верхней плотины инженерной защиты города Минусинска),
чем нарушены требования статей 2, 8, 9, 10, 17, 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федерального закона N 117-ФЗ), Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", пунктов 2, 3, 4 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876, пункта 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303, Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 120, Формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 21.12.2017 N 556.
Решением судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 08 сентября 2020 года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника администрации города Минусинска Красноярского края Алюшиной Т.С. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке статей 30.1-30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник администрации города Минусинска Красноярского края Петров В.Н. просит состоявшиеся решения по делу отменить, поскольку администрация не является субъектом правонарушения, судом не дана оценка тому, что согласно Приказу от 07.05.2014 г. сооружения плотины закреплены за МКУ «Управление городского хозяйства» на праве оперативного управления, в соответствии с п. 4.3 Устава МКУ «Управление городского хозяйства» обязано обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утверждённой бюджетной сметы; объекты плотины отражены на балансе МКУ «Управление городского хозяйства», при этом в муниципальной казне города данные объекты не числятся, в связи с чем административный штраф по ст. 9.2 КоАП РФ не может быть возложен на администрацию города, надлежащим субъектом является МКУ «Управление городского хозяйства»; в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административное правонарушение является малозначительным.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем в силу п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признано возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив изложенные в жалобе доводы, оснований для отмены постановления и решения судьи не нахожу.
Статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статьей 9 Федерального закона N 117-ФЗ установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Из приведенных положений закона следует, что выполнение вышеуказанных обязанностей, ответственность за безопасность гидротехнического сооружения могут быть возложены как по отдельности на собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующую организацию, так и на их обоих в зависимости от содержания обязанностей.
В соответствии с абзацами третьим и четвертым статьи 3 Федерального закона N 117-ФЗ эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Из материалов дела (свидетельств о государственной регистрации прав, выписок из ЕГРН) следует, что собственником указанных в постановлении гидротехнических сооружений является муниципальное образование город Минусинск Красноярского края, исполнительно-распорядительным органом которого, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края, является администрация города Минусинска.
При таких обстоятельствах, администрация города Минусинска обоснованно признана лицом, ответственным за исполнение обязанностей собственника гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340.
Согласно пункту 3 указанного Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, в частности, местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Администрация города Минусинска обязательных мер по созданию на гидротехнических сооружениях аварийного запаса материалов, предназначенных для ликвидации аварии на ГТС, не предприняла, необходимое для устранения таких нарушений финансирование не выделила.
В связи с чем администрация обоснованно привлечена к административной ответственности за допущение соответствующего нарушения в результате невыполнений своих обязанностей, предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 117-ФЗ. Бездействие администрации города Минусинска правильно квалифицировано по статье 9.2 КоАП РФ, как нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, администрацией города Минусинска представлены доказательства передачи 07 мая 2014 года указанных в постановлении гидротехнических сооружений муниципальному казённому учреждению «Управление городского хозяйства» администрации города Минусинска, доводы поданной в районный суд жалобы об этом не опровергнуты. Согласно письму и.о. директора МКУ «Управление городского хозяйства» Патронникова В.А. от 26 октября 2020 года № 2187 муниципальное имущество – Комплекс защитных гидротехнических сооружений города Минусинска числится на балансовом учете МКУ «Управление городского хозяйства».
Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», неисполнение положений которого вменено администрации города Минусинска, утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 2 указанного Положения последнее устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении, в том числе объекта, на котором эксплуатируются гидротехнического сооружения, их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.
В соответствии с пунктом 11 этого Положения аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).
При этом несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, является основанием для расторжения с ним трудового договора по инициативе работодателя (пункт 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу приведённых положений, организация проведения аттестации специалистов эксплуатирующей организации находится в исключительном ведении самой эксплуатирующей организации, как работодателя подлежащих такой аттестации специалистов.
Кроме того, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении не конкретизировано, в чем именно выразилось данное нарушение, в какой части специалисты, занимающиеся эксплуатацией ГТС, не прошли аттестацию, какие конкретно нормы Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" нарушены. К тому же вышеуказанный Приказ на момент проведения проверки не действовал, так как утратил силу с 21 декабря 2019 года в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 08.11.2019 N 430.
Исходя из содержания остальных обязанностей, неисполнение которых инкриминировано администрации города Минусинска, их исполнение могло осуществляться только эксплуатирующей гидротехнические сооружения организацией, а собственник гидротехнических сооружений обязан был обеспечить при необходимости финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности, а также работ по предотвращению аварий гидротехнических сооружений.
Никаких данных о том, что о выявленных при проведении Ростехнадзором плановой проверки нарушениях в виде: специалисты, занимающиеся эксплуатацией ГТС, не в полном объеме аттестованы в области безопасности ГТС в установленном порядке; отсутствует действующая, утвержденная в установленном порядке декларация безопасности ГТС; не определена величина финансовой обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; не осуществляются мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС; отсутствует действующее разрешение на эксплуатацию ГТС; не обеспечено своевременное проведение регулярных обследований ГТС Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационное обследование не менее чем за 1 год до направления декларации безопасности на экспертизу); не в полной мере обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС (не проводятся периодические инструментальные замеры показывающее заложение откосов, уровень гребня плотин); отсутствует «Расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС»; не своевременно осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения по результатам мониторинга состояния ГТС (на откосах подпорной плотины № 1 присутствует высокая древесная растительность, одно из отверстий водопропускного сооружения подпорной плотины № 1 не оборудовано сороудерживающей решеткой, на входном оголовке водопропускного сооружения подводной плотины № 1 отсутствуют основные затворы в соответствии с проектом, наблюдается разрушение плит крепления выходного оголовка водопропускного сооружения верхней плотины инженерной защиты города Минусинска), - администрация города Минусинска была уведомлена, а неустранение таких нарушений было обусловлено непредоставлением последней эксплуатирующей организации необходимого для такого устранения финансирования, материалы дела не содержат и при настоящем рассмотрении дела суду не представлено.
Согласно пункту 1.6 Устава МКУ «Управление городского хозяйства администрации города Минусинска», учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущества, лицевые счета в территориальном отделе казначейства администрации Красноярского края по городу Минусинску и Отделении по городу Минусинску и Минусинскому району управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, круглую печать со своим наименованием и наименованием учредителя на русском языке, штамп и бланки.
При таких обстоятельствах указания о виновности администрации города Минусинска в нарушениях требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением непроведения заблаговременно комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, несоздания материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии на ГТС (отсутствует аварийный запас материалов)), не могут быть признаны обоснованными и подлежат исключению из постановления, решения.
Поскольку наказание назначено в минимальном размере, оно снижению не подлежит.
С учётом характера допущенного нарушения, которое повлекло возникновение угрозы чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, и как следствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, не имеется оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену вынесенных по делу решений, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора № 16/005/005.ЮЛ от 14 февраля 2020 года и решение судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 08 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Минусинска Красноярского края изменить, исключить из постановления и решения указания о признании администрации города Минусинска Красноярского края виновной в следующих нарушениях:
- специалисты, занимающиеся эксплуатацией ГТС, не в полном объеме аттестованы в области безопасности ГТС в установленном порядке;
- отсутствует действующая, утвержденная в установленном порядке декларация безопасности ГТС;
- не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- не осуществляются мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС;
- отсутствует действующее разрешение на эксплуатацию ГТС;
- не обеспечено своевременное проведение регулярных обследований ГТС Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационное обследование не менее чем за 1 год до направления декларации безопасности на экспертизу);
- не в полной мере обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС (не проводятся периодические инструментальные замеры показывающее заложение откосов, уровень гребня плотин);
- отсутствует «Расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС», разрабатываемый в соответствии с методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденный приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 № 120, согласованный с органом исполнительной власти, на территории которого функционирует ГТС;
- не своевременно осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения по результатам мониторинга состояния ГТС (на откосах подпорной плотины № 1 присутствует высокая древесная растительность, одно из отверстий водопропускного сооружения подпорной плотины № 1 не оборудовано сороудерживающей решеткой в соответствии с проектом, на входном оголовке водопропускного сооружения подпорной плотины № 1 отсутствуют основные затворы в соответствии с проектом, наблюдается разрушение плит крепления выходного оголовка водопропускного сооружения верхней плотины инженерной защиты города Минусинска).
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу защитника администрации города Минусинска Красноярского края Петрова В.Н. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский