УИД 11RS0017-01-2022-001125-09
Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-76/2023 (№ 33-3918/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 мая 2023 г. апелляционную жалобу Костромина А.Н. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> по иску Костромина А.Н. к администрации муниципального района «Сысольский» о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Костромин А.Н. обратился в Сысольский районный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района «Сысольский» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование требований указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 14 лет находился под опекой сестры, на дату достижения 23-летнего возраста был обеспечен жилым помещением общей площадью 9,3 кв. м, приходящейся на одного члена семьи, т.е. менее учетной нормы.
Представитель администрации МР «Сысольский» иск не признала.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 22 февраля 2023 г. исковые требования Костромина А.Н. оставлены без удовлетворения.
Костромин А.Н. не согласен с принятым по делу решением, просит отменить его и вынести новое, удовлетворив иск.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены оспариваемого судебного акта не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костромин А.Н., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ...
Постановлением главы МР «Сысольский» от 15 июня 2006 г. № 6-156 над несовершеннолетним Костроминым А.Н. установлено попечительство, попечителем назначена К.Т.И.. (сестра несовершеннолетнего).
На основании постановления главы администрации Сысольского района от 20 июня 2006 г. № 6/159 за несовершеннолетним закреплена жилая площадь по адресу: <Адрес обезличен>.
Как следует из справки администрации сельского поселения «Визинга» от 13 января 2023 г., в доме по адресу: <Адрес обезличен>, согласно лицевому счету за период 2001-2006 гг. значится хозяйство Г.А.А., <Дата обезличена> года рождения, в составе: К.А.А. (дочь), Костромина А.Н. (внук); в лицевом счете за 2012-2016 гг. значится хозяйство Г.А.А. в составе: Костромина А.Н. (внук), К.Т.И. (внучка), К.А.А. (правнук), К.А.А. (правнучка); в лицевом счете за 2021-2025 гг. значатся: Костромин А.Н., ... года рождения, К.А.А., ... года рождения, К.А.А., ... года рождения, К.К.Е., ... года рождения, Р.Е.М., ... года рождения.
Согласно выписке из ЕГРН от 7 марта 2018 г. правообладателем жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> 8 июня 2015 г. являлась Г.А.А., с 8 июня 2017 г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону - Р.Т.И.
12 декабря 2022 г. Костромин А.Н. обратился в администрацию МР «Сысольский» с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от 19 декабря 2022 г. № 12/1349 Костромину А.Н. отказано во включении в указанный выше Список со ссылкой на то, что представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в список, а возраст заявителя превышает 23 года.
Изложенное послужило основанием для обращения Костромина А.Н. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Костромина А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет, к которым истец не относится.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первой настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела усматривается, что истец имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого. Каких-либо объективных причин, которые можно рассматривать как уважительные причины, препятствующие обращению истца к ответчику с заявлением в целях постановки на учет до достижения им 23 лет (<Дата обезличена>), судом не установлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что 6 декабря 2016 г. истец принят на учет в администрации МР «Сысольский» в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья, поскольку признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого судебного решения являются несостоятельными.
Оснований для вывода о том, что истец не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения по причине невыполнения органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, не имеется.
Доказательств того, что истец до достижения 23-летнего возраста обращался за постановкой на соответствующий учет граждан, но ему было в этом необоснованно отказано, в материалы дела не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 об утверждении Правил формирования списка постановки на учет лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет регламентированы правила включения в список указанной категории граждан, которые по объективным причинам, в том числе подтвержденным решением суда, не были включены в список, хотя имели на это право, а не потому, что они сами до достижения возраста 23 лет не реализовали свое право, как ошибочно полагает истец.
Непривлечение к участию в деле Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми в качестве третьего лица на правильность выводов суда не влияет. Кроме того, истец с таким ходатайством к суду первой инстанции не обращался.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 22 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Костромина А.Н. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: