Решение по делу № 2а-4719/2017 от 14.04.2017

Дело № 2а-4719/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

26 июля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод недействительным в части,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Республики Коми обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение о представлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** пункта 17 об обеспечении ООО «Газпром трансгаз Ухта» в срок до 01.06.2017 разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставлении отчётов о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми; признать недействительным с момента регистрации в государственном водном реестре пункт 17 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** в части обязательства ООО «Газпром трансгаз Ухта» в срок до 01.06.2017 обеспечить разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставить отчёт о проделанной работе в Минприроды Республики Коми, отдел водных ресурсов по Республике Коми.

В обоснование иска указано, что включение данного пункта не предусмотрено административным регламентом по оказанию соответствующей государственной услуги. Наличие средств измерения сбрасываемых сточных вод, а также нормативов сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты является обязательным условием для пользования водным объектом. Определение сроков исполнения данных обязанностей противоречит положениям Водного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды» и создаёт иллюзию возможности использования водных объектов в течение установленного Минприроды срока без соблюдения соответствующих требований.

В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Ухта» с административным иском не согласился.

Административный ответчик, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми представило письменные отзывы, в которых просило исковые требования оставить без удовлетворения.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке участников процесса.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что на основании заявления ООО «Газпром трансгаз Ухта» Минприроды Республики Коми вынесено решение о представлении водного объекта в пользование № ... от ** ** **

В данное решение включен п.17, согласно которому на водопользователя возлагается обязанность в срок до 01.06.2017 обеспечить разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно на водопользователя возложена обязанность предоставить информацию о проделанной работе в Минприроды Республики Коми.

В соответствии со ст.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

С учетом ст.3 Водного кодекса РФ водопользование должно основываться на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Использование водных объектов осуществляется водопользователем – физическим или юридическим лицом по основаниям и в порядке, которые установлены гл.3 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами в целях сброса сточных вод предоставляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод должно содержать в соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.22 Водного кодекса РФ: 1) сведения о водопользователе; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч.3 ст.11 настоящего Кодекса; 3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 4) срок водопользования; 5) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; 6) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; 7) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждена Приказом Минприроды России от 14.03.2007 №56. Она содержит аналогичные требования к содержанию решения.

Между тем, прямого запрета на включение иных положений в решение действующее законодательство не содержит.

В соответствии со ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьи 19, 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливают, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ст.35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Пункт 5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ устанавливает, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п.2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утверждённого Приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205, обязанность ведения учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, возлагается на физических или юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Такой учёт может производиться по правилам п.6 указанного выше Порядка, когда измерение объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.

Другой способ учёта определён п.7 Порядка, согласно которому по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.

Таким образом, одними из условий водопользования является разработка и утверждение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также установка контрольно-измерительной аппаратуры для учёта объёма сброса сточных вод. Без этого водопользование осуществляется с нарушением закона.

С учётом изложенных выше норм соответствующий водный объект является используемым для целей сброса сточных вод. Его использование возможно на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принято в соответствии со ст.ст.21-23 Водного кодекса РФ. Оно содержит сведения, предусмотренные ч.ч.1, 3 ст.22 Водного кодекса РФ. Данное решение является основанием для водопользования.

При этом включение в решение п.17 о возложении на водопользователя обязанности обеспечить разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами сами по себе действующему законодательству не противоречит, а напротив, по существу лишь дополнительно фиксируют обязанность, предусмотренную законом, по совершению указанных действий. В связи с этим оснований полагать данный пункт в полном объёме незаконным не имеется.

Между тем, в данном пункте Минприроды Республики Коми указало не только на необходимость осуществления действий, но и установило сроки их осуществления. Водопользование должно в любом случае осуществляться с выполнением требований природоохранного и водного законодательства, в том числе в части учёта объёма сточных вод и установления нормативов допустимых сбросов. Установив продолжительный срок для выполнения данных требований, Минприроды Республики Коми могло создать иллюзию допустимости водопользования без выполнения требований закона. Указанными выше нормами к полномочиям Минприроды Республики Коми это действие не отнесено.

Установив срок для выполнения данных обязанностей, Минприроды Республики Коми одновременно потребовало отчёта о проделанной работе в определённый срок. Действующее законодательство не предусматривает обязанностей водопользователя по предоставлению таких отчётов. Исполнение законодательства может быть проверено уполномоченным органом государственной власти в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в рамках сообщений о совершении преступлений или правонарушений. Кроме того, получение определённой информации от водопользователя предусмотрено Приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205.

Таким образом, установив срок для установки средств измерения для учёта количества сбрасываемых сточных вод и принятия мер по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами, а также установив обязанность в определённый срок предоставить отчет о проделанной работе, Минприроды Республики Коми вышло за пределы своих полномочий.

В силу п.4 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ и правовой позиции, изложенной в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что действия должностных лиц Минприроды Республики Коми по включению в решения о предоставлении водных объектов в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод п.17 в части установления срока для утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в части представления отчёта о проделанной работе являются незаконными. Сам п.17 решения в указанной выше части также являются незаконными.

Прокурором также заявлены требования о признании данного пункта недействительным. В силу п.10 ч.2 ст.220 и ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ данные требования предметом рассмотрения по административному делу быть не могут. Более того, по существу данные требования обусловлены незаконностью самого обжалуемого пункта решения о предоставлении водных объектов в пользование. Его признание незаконным исключает дальнейшее исполнение. В связи с чем, дополнительное признание его недействительным, по убеждению суда, не требуется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по включению в решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** п.17 в части установления для ООО «Газпром трансгаз Ухта» срока разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставления информации о проделанной работе в Минприроды Республики Коми.

Признать незаконными п.17 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и дренажных вод № ... от ** ** ** в части установления для ООО «Газпром трансгаз Ухта» срока разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставления информации о проделанной работе в Минприроды Республики Коми.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления окончательной форме.

Председательствующий                             И.И.Олейник

2а-4719/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство промышленности, природных ресурсов, эненргетики и транспорта РК
Другие
ООО Газпром трансгаз Ухта
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.05.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
12.07.2017[Адм.] Судебное заседание
26.07.2017[Адм.] Судебное заседание
26.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее