Решение по делу № 2-352/2017 от 19.10.2017

                                                               РЕШЕНИЕ                                                 №2-352\2017

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                     30 октября 2017 г.

Верхотурский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Ладыгина А.И., с участием:

истца Афанасьевой Г.В.,

представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде <адрес>, Банниковой А.С.,

    при секретаре Сунцовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Афанасьевой Галины Васильевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде <адрес> о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочное назначение пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:

    В исковых требованиях истец указала, что она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде Свердловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Верхотурском уезде в назначении пенсии ей отказано, не включены в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности в должности старшей пионервожатой Климовской средней школы Щукинского районного отдела образования с 02.11.1988 по 27.10.1992, периоды нахождения на учебе, курсах повышения квалификации кадров и командировках. С данным решением истец не согласна, указала, что все эти годы она работала с детьми, исполняла обязанности, связанные с воспитанием и обучением детей, имеет стаж более 25 лет. По мнению истца, ей следует зачесть указанные периоды работы в специальный трудовой стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании истец требования поддержала, просит иск удовлетворить, пояснила, что работала в должности старшей пионервожатой в средней школе, из-за низкой заработной платы вынуждена была уволиться, переехала на другое место жительства, на сегодняшний день непрерывно работает 21 год в детском доме, проходит обучение на логопеда, ездит в командировки сопровождая воспитанников, общий педагогический стаж около 30 лет.

Представитель ответчика с исковым заявлением не согласна, предоставила отзыв, из которого следует, что Пенсионный Фонд признает за истицей 20 год 06 мес. 25 дней специального стажа, о включении спорных периодов ей отказано по основаниям указанным в решении и отзыве, период работы в должности пионервожатой не может быть включен, так как не соблюдены условия – до данной работы и после она должна была постоянно работать в школе, и хотя на момент обращения в ПФ у нее стаж более 2\3 необходимого, перерыв в работе не позволяет зачесть спорный период, иные периоды не предусмотрены законом.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Отказывая Афанасьевой о включении периода ее работы в должности старшей пионервожатой средней школы с 02.11.1988 по 27.10.1992 Пенсионный фонд указал, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, наименования должностей "старший пионервожатый", "старший вожатый" не предусмотрены.

Применить, действующее в то время Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 не возможно, так как не соблюдены условия, указанные в п.1,2 и 4 Положения, т.е. не выработано 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, после этой работы истица некоторое время не работала в сфере образования, не занималась педагогической деятельностью.

Суд, доводы ответчика, об основаниях незачета в специальный стаж периода работы старшей пионервожатой, признает основанными на неверном применении закона.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действительно, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002, N 781, должность "старшая пионервожатая" не предусмотрена.

Вместе с тем, частями 3, 4 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из норм подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" следует, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей) и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются, в том числе, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Указанное постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" признано утратившим силу с 01.10.1993, в силу п. 1 Приложения к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953.

С учетом необходимости обеспечения, в силу требований Конституции Российской Федерации, правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, уважения государством приобретенного гражданами при прежнем правовом регулировании права, возможности для участников соответствующих правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П), отмена действия постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" с 01.10.1993 нормативным актом от 22.09.1993 не может влечь невозможность применения норм постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в период с 02.11.1988 по 27.10.1992. Об этом же свидетельствует и норма ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, в отношении всех спорных периодов работы истца старшей пионервожатой могут применяться нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

В силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Положение N 1397), в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Согласно п. 4 этого же Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

О возможности зачета периода работы пионервожатой, если в период работы действовало Положение N 1397 и если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, указано и в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007.

Истец в спорные периоды занимала штатную должность старшей пионервожатой в средней школе, что подтверждено трудовой книжкой, уточняющей справкой и иными сведениями, доказательства ответчиком не оспорены, в опровержение иных не предоставлено.

Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".

Приказом Минпроса СССР от 20.02.1978 N 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения" утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую работу в школе.

Таким образом, учитывая, что понятие "пионервожатый" включает в себя старшего пионервожатого и отрядного пионервожатого, соответственно, работа в должности старшей пионервожатой в школе подлежала зачету в специальный стаж по п. 2 Положения N 1397, но при условии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Истец, на момент обращения за назначением пенсии (09.08.2017), выработала более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях и на должностях, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической работой, т.к. сам ответчик зачел в ее специальный стаж 20 лет 06 месяцев 25 дней такого стажа, при том, что 2/3 стажа от 25 лет составляет 16 лет 8 мес.

Ссылка стороны ответчика на то, что этот стаж должен быть выработан в должностях, названных в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющемся приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", а также, что после данной должности истец должна была продолжить работу, связанную с педагогической деятельностью, а не заниматься иной деятельностью, на нормах закона не основана.

Нормой п. 4 Положения N 1397 определено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Из данной нормы следует, что обязательности выработки 2/3 стажа только в должностях, поименованных в указанном нормативном акте, нет, а правовое значение имеет наличие у работника такого стажа в тех должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, после окончания срока действия этого Положения, названная работа может быть предусмотрена и иными нормативными актами, важно, чтобы работник не менее 2/3 стажа работал в тех должностях, которые прямо поименованы в списках в качестве педагогических должностей. Истцом это требование соблюдено, т.к. она более 20 лет (зачтенных ПФ) к моменту обращения за назначением пенсии проработала в должности учителя в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, дающими право на назначение пенсии досрочно с учетом педагогической деятельности, что признано и зачтено Пенсионным фондом.

По изложенным мотивам спорные периоды работы старшей пионервожатой в школе подлежали зачету в специальный педагогический стаж для назначения пенсии.

Отказывая о включении в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации кадров, учебе и командировках, ГУ УПФ РФ в Верхотурском уезде не учитывает требования Пенсионного законодательства и положения Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516, согласно п.4 которых, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства (работы), учебу или командировку, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные требования содержались в ст.112 КЗоТ РСФСР. Период нахождения на курсах повышения квалификации, учебе по специальности, командировке является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ, что подтверждено уточняющей справкой. Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации кадров, учебе по специальности и командировках по сопровождению воспитанников в указанные периоды подтверждается доказательствами, вписками из приказов и уточняющей справкой работодателя и не оспариваются ответчиком.

Таким образом, указанные периоды работы также подлежат зачёту в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учётом льготного исчисления и периодов, учтенных пенсионным фондом, а также зачтенных судом, истец обладает специальным стажем, составляющим более 25 лет, по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения, т.е. с 09.08.2017г.

    Согласно ст.98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина, подлежащая оплате истцом, составляет 300 рублей, которую истица согласно квитанции уплатила. Поэтому юридическое лицо должно возместить другой стороне уплаченную государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Афанасьевой Галины Васильевны к ответчику ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде <адрес>, удовлетворить.

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде <адрес> зачесть Афанасьевой Галине Васильевне в специальный трудовой стаж педагогической деятельности, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы:

- с 02 ноября 1988 по 27 октября 1992 – в должности старшей пионервожатой Климовской средней школы Щукинского районного отдела образования;

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации кадров, учебе по специальности и командировках с 19 сентября 2013 по 20 сентября 2013, с 28 октября 2013 года по 1 ноября 2013 года, с 3 декабря 2013 года по 20 декабря 2013 года, с 28 декабря 2013 года по 28 декабря 2013 года, с 10 февраля 2014 года по 14 февраля 2014 года, с 26 марта 2014 года по 28 марта 2014 года, с 7 апреля 2014 года по 26 апреля 2014 года, с 31 мая 2014 года по 31 мая 2014 года, с 9 сентября 2014 года по 9 сентября 2014 года, с 9 ноября 2014 года по 28 ноября 2014 года, с 27 января 2015 года по 27 января 2015 года, с 15 марта 2015 года по 3 апреля 2015 года, с 21 июля 2015 года по 21 июля 2015 года, с 9 ноября 2015 года по 3 декабря 2015 года, с 4 апреля 2016 года по 28 апреля 2016 года, с 7 ноября 2016 года по 1 декабря 2016 года, с 4 мая 2017 года по 7 июня 2017 года – в должности воспитателя Государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхотурский детский дом», переименованного в Государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верхотурского района».

Признать за Афанасьевой Галиной Васильевной право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со времени наступления такового права, с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде Свердловской области, с 09.08.2017.

    Взыскать с ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Верхотурском уезде <адрес> в пользу Афанасьевой Галины Васильевны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Верхотурский районный суд <адрес>.

        Судья                                                                                                                 А.И.Ладыгин

2-352/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Афанасьева Г.В.
Ответчики
Пенсионный фонд
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
verhotursky.svd.sudrf.ru
19.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2017Передача материалов судье
20.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2017Судебное заседание
30.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее