Решение по делу № 2а-43/2020 от 07.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2020 года                                                                                        р.п. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре Кузнецове А.В., с участием: заместителя прокурора Мамско-Чуйского района Попова А.Б., представителя административного истца кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева С.А. - Белозеровой Е.И., действующей на основании нотариальной доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании, представителя административного ответчика – председателя Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии Кнауба Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0015-01-2020-000111-25 (номер производства № 2А-43/2020) по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева Сергея Андреевича к Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>»,

У С Т А Н О В И Л:

Зарегистрированный кандидат на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьев Сергей Андреевич обратился в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Хужахметова Руслана Амировича кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района» от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование исковых требований административный истец указал, что 22 июня 2020 года решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района седьмого созыва № 42 были назначены выборы мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района на 13 сентября 2020 года. Мамско-Чуйская территориальная избирательная комиссия (далее – Мамско-Чуйская ТИК) ДД.ММ.ГГГГ приняла решение «О регистрации Соловьева Сергея Андреевича кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>» . Мамско-Чуйская ТИК ДД.ММ.ГГГГ приняла решение «О регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>» . Истец полагает, что кандидат на должность мэра муниципального образования <адрес> Хужахметов Р.А. в заявлении о согласии баллотироваться указал недостоверные сведения о своем адресе места жительства, предоставляя сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, воспроизвел (не вычеркнул) указания на предоставление таких сведений в отношении супруга и несовершеннолетних детей, что противоречит установленной законом форме и влечет признания документа отсутствующим; также Хужахметов Р.А. не указал в представленной Мамско-Чуйской ТИК справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, по форме утвержденной Указом Президента № 546 от 06 июня 2013 года, в Разделе 4 «Обязательства имущественного характера» о наличии или об отсутствии обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, Соловьев С.А. считает, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных Хужахметовым Р.А. в поддержку своего самовыдвижения, должны быть признаны недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям закона, а изготовление подписных листов не оплачивалось за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Административный истец полагает, что Мамско-Чуйская ТИК при принятии решения о регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района допустила нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ (далее – Закон № 116-ОЗ), тем самым нарушила принцип равенства всех перед законом и право Соловьева С.А. на равные для всех кандидатов на выборные должности условия выдвижения и регистрации.

Председатель Мамско-Чуйской ТИК Кнауб Д.В. в возражениях на административное исковое заявление указал, что оспариваемое решение принято законно, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. В заявлении о согласии баллотироваться сведения об адресе места жительства кандидата Хужахметова Р.А. указаны достоверно, кроме того в избирательную комиссию в подтверждение указанных в заявлении о согласии баллотироваться сведений была представлена копия паспорта гражданина РФ. Наличие в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах словосочетаний «супругу и несовершеннолетним детям», «доходов моих супруга и несовершеннолетних детей», «моим супругу и несовершеннолетним детям» не является нарушением установленной формы, не искажает смыслового содержания сведений и основанием к отказу в регистрации кандидата не является. Доводы административного истца о том, что все подписи в подписных листах Хужахметова Р.А. должны были быть признаны недействительными, не состоятельны, поскольку избирательная комиссия не установила нарушений формы подписного листа, а избирательное законодательство не содержит обязательного требования предварительной оплаты изготовления подписных листов на муниципальных выборах.

В судебное заседание административный истец кандидат на должность мэра муниципального образования <адрес> Соловьев С.А., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по нотариальной доверенности Белозеровой Е.И.

Представитель административного истца кандидата на должность мэра муниципального образования <адрес> Соловьева С.А. – Белозерова Е.И., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – председатель Мамско-Чуйской ТИК Кнауб Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо кандидат на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Хужахметов Р.А., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, требования по административному исковому заявлению не признал, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.

В судебное заседание заинтересованное лицо Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направило, председатель политического совета Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» Якубов С.С. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав представителя административного истца Соловьева С.А. – Белозерову Е.И., представителя административного ответчика – председателя Мамско-Чуйской ТИК Кнауба Д.Б., заключение заместителя прокурора Мамско-Чуйского района Попова А.Б., полагавшего решение Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>» подлежащим отмене, поскольку оно вынесено с нарушением действующего законодательства, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.

В соответствии со статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), пункта 11 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, является его несоответствие требованиям действующего законодательства либо принятие его с превышением установленной компетенции.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;

д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 63 Закона № 116-ОЗ.

Суд установил, что Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03 декабря 2015 года № 98/1111 «О формировании Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии» сформирована Мамско-Чуйская ТИК в составе 9 человек. Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03 декабря 2015 года № 98/1112 «О назначении председателя Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии» назначен председатель Мамско-Чуйской ТИК.

Решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района седьмого созыва от 22 июня 2020 года № 42 «О назначении муниципальных выборов мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района» назначено проведение муниципальных выборов мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, днем голосования определено 13 сентября 2020 года.

Решением Мамско-Чуйской ТИК от 26 июня 2020 года № 88/374 «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов на муниципальных выборах 13 сентября 2020 года» определено количество действительных и достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, необходимое для его регистрации – 19 подписей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, составляет 23 подписи избирателей.

Решением Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района зарегистрирован Соловьев С.А., который выдвинут для участия в выборах Региональным отделением в Иркутской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости».

Решением Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района зарегистрирован Хужахметов Р.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Согласно материалам административного дела ДД.ММ.ГГГГ Хужахметов Р.А. уведомил Мамско-Чуйскую ТИК о своем желании баллотироваться кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, представив соответствующее заявление, а также комплект документов, предусмотренный статей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, статей 49 Закона № 116-ОЗ. Мамско-Чуйская ТИК выдала кандидату Хужахметову Р.А. Подтверждение получения документов о выдвижении кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, а также Разрешение на открытие специального избирательного счета.

Хужахметов Р.А. ДД.ММ.ГГГГ сообщил Мамско-Чуйской ТИК о том, что для проведения избирательной кампании по выборам мэра муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный избирательный счет в дополнительном офисе 8586/0193 ПАО «Сбербанк России».

Оценивая доводы административного истца об указании Хужахметовым Р.А. в заявлении о согласии баллотироваться сведений о себе, противоречащих представленным им документам, что также свидетельствует о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата, суд исходит из следующего.

Как следует из названного заявления, Хужахметов Р.А. указал в нем адрес регистрации по месту жительства: «<адрес>», при этом в паспорте кандидата указан аналогичный адрес регистрации по месту жительства.

Законом Иркутской области от 02 декабря 2004 года № 63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области» установлено, что на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области расположен рабочий поселок Мама. Иных населенных пунктов с наименованием Мама, расположенных на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области, не имеется.

Суд находит, что допущенное кандидатом Хужахметовым Р.А. нарушение при указании в заявлении сведений о своем адресе места жительства, не может быть расценено как неполнота сведений, поскольку не является существенным.

Судом установлено, что Хужахметовым Р.А. в Мамско-Чуйскую ТИК были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах. При этом в указанных сведениях Хужахметов Р.А. воспроизвел (не вычеркнул) указания на предоставление таких сведений в отношении супруги и несовершеннолетних детей.

Как следует из примечаний 1 (в приложении 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ) «Сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей указываются только кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка. Слова "(супругу и несовершеннолетним детям)", "(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", "(моим супругу и несовершеннолетним детям)" воспроизводятся в предусмотренных законом соответствующих случаях представления сведений о размере и источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата».

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 49 Закона № 116-ОЗ также не предусмотрено предоставление кандидатом сведений о размере и об источниках дохода, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности супругу и несовершеннолетним детям.

Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пп. 4 пункта 1 статьи 49 Закона № 116-ОЗ, разъяснений к утвержденной федеральным законом форме, учитывая должность, на которую Хужахметов Р.А. дал согласие баллотироваться, при предоставлении названных сведений ему необходимо было исключить из формы слова "(супругу и несовершеннолетним детям)", "(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", "(моим супругу и несовершеннолетним детям)".

Достоверность заявленных кандидатом Хужахметовым Р.А. сведений не ставится под сомнение административным истцом и избирательной комиссией.

В этой связи суд полагает, что, несмотря на ошибочное представление сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидатом Хужахметовым Р.А. по неустановленной форме, требуемый объем сведений им заявлен, избирательная комиссия на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не указывала кандидату на необходимость изменения формы сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, к содержанию указанных сведений до настоящего времени у избирательной комиссии претензий к кандидату не имеется.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что допущенный кандидатом Хужахметовым Р.А. недостаток в оформлении сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах при отсутствии претензий к объему заявленных сведений и их достоверности не свидетельствует о том, что сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидатом не представлены, в связи с чем ссылки административного истца на наличие основания к отказу в регистрации кандидата, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, по мотиву непредставления указанных сведений суд считает ошибочными.

Согласно подпункту "а" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона года № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № 546 от 06 июня 2013 года, сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, утверждена подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.

Пунктом 3 этого же указа Президента Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества и обязательств имущественного характера.

Как следует из материалов административного дела, раздел 4 справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, именуемый "обязательства имущественного характера", требованиям пункта 3 указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 не отвечает, поскольку в соответствующей графе данной справки не проставлена запись об отсутствии обязательств имущественного характера.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о том, что Хужахметовым Р.А. вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата в избирательную комиссию представлены не были, соответственно Мамско-Чуйская ТИК приняла оспариваемое решение с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно Подтверждения о приеме документов для регистрации кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Хужахметов Р.А. ДД.ММ.ГГГГ представил в Мамско-Чуйскую ТИК подписные листы с подписями избирателей в количестве 23 штук, сброшюрованные в одну папку, протокол об итогах сбора подписей избирателей, уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

По результатам проверки, проведенной рабочей группой по приему и проверки документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Мамско-Чуйскую ТИК, установлено, что все подписные листы отвечают требованиям закона, а все 23 подписи избирателей признаны действительными.

Из Выписки из лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленного ПАО «Сбербанк» по запросу суда, следует, что расходных операций по специальному избирательному счету не производилось.

В силу пункта 4 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.

Пунктом 9 названной статьи установлено, что к итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум.

Решением Мамско-Чуйской ТИК от 18 июня 2018 года № 49/196 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее – Инструкция).

Согласно пункта 3.19 Инструкции Договор оформляется в письменном виде с указанием в нем реквизитов сторон, сведений об объеме выполняемой работы (оказываемой услуги), ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты, сроков выполнения работ (оказания услуг). Выполненные работы (оказанные услуги) должны подтверждаться актами об их выполнении, подписанными кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам и подрядчиком (исполнителем).

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

По общему правилу о порядке расходования избирательных фондов, установленному пунктом 5 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.

Анализируя в совокупности указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что услуги по изготовлению подписных листов или продажа товаров для их изготовления могут быть осуществлены исполнителем только после заключения письменного договора (соглашения) с кандидатом, получения от кандидата документально подтвержденного согласия на выполнение оплачиваемых работ или реализацию товаров и получения оплаты из средств соответствующего избирательного фонда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что кандидат Хужахметов Р.А. не оплатил услуги по изготовлению подписных листов или приобретению материалов для их изготовления с момента открытия специального избирательного счета и до начала сбора подписей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а Мамско-Чуйская ТИК при составлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей и ведомости проверки подписных листов не убедившись, что изготовление подписных листов оплачено из средств соответствующего избирательного фонда, приняла необоснованное решение о достоверности подписей избирателей.

В соответствии с пп. и) пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 23 части 9 статьи 61 Закона № 116-ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, частью 7 статьи 57 Закона № 116-ОЗ (подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата изготавливаются за счет средств избирательного фонда указанного кандидата).

Приложением 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ установлена форма подписного листа. Определение объема сведений, необходимых избирателям для принятия решения о поддержке выдвижения кандидата, является прерогативой федерального законодателя, который, установив форму подписного листа, к числу таких сведений отнес, в том числе и наименование разделов (столбцов).

Кандидат Хужахметов Р.А. произвольно изменил наименование разделов (столбцов), что расценено судом, как несоблюдение формы подписного листа, что является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными в силу прямого указания закона.

При указанных обстоятельствах все подписи избирателей в подписных листах, представленных в поддержку самовыдвижения Хужахметова Р.А. должны были быть признаны рабочей группой по приему и проверки документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Мамско-Чуйскую ТИК недействительными по основаниям пп. «и» пункта 6.4. статьи Федерального закона № 67-ФЗ, и на заседании Мамско-Чуйской ТИК Хужахметову Р.А. должно было быть отказано в регистрации по основанию, предусмотренному пп. «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № ФЗ-67 – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Таким образом, принятое решение о регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района при отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; при наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона; при отсутствии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1) Федерального закона № 67-ФЗ, при недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, нарушает принцип равенства кандидатов, закрепленных в статье 5 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанное решение незаконным, определяет способ восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

Поскольку судом установлены нарушения законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, имеются основания, предусмотренные законом для признания незаконным и отмены решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>», поэтому административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-179, 244, частью 3 статьи 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования зарегистрированного кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева Сергея Андреевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии по выборам Мэра муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Хужахметова Р.А. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение пяти дней.

Судья                                                                                                     С.А.Давиденко

2а-43/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Мамско-Чуйского района
Соловьев Сергей Андреевич
Ответчики
Мамско-Чуйская территориальная избирательная комиссия
Другие
Хужахметов Руслан Амирович
Региональное отделение в Иркутской области политической партии Коммунистическая партия социальной праведливости
Белозерова Евгения Ивановна
Суд
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области
Судья
Давиденко С.А.
Дело на сайте суда
mamsko-chuysky.irk.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация административного искового заявления
07.08.2020Передача материалов судье
08.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее