Решение по делу № 33а-5090/2019 от 06.08.2019

Верховный Суд РД судья Джарулаев А-Н.К.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 сентября 2019 года по делу N 33а - 5090/2019, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гончарова И.А.,

судей Хаваева А.Г. и Омарова Д.М.,

при секретаре – Яхьяеве Т.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности К.С.В. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению М.А.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, которым постановлено:

«Административное исковое заявление М.А.Г. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым но-мером , площадью 2 224 кв.м, Местоположение: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере <.>) рубля 00 копеек, на период с 31 января 2013 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 18 марта 2019 года.

Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу М.А.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <.> рублей.

Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Аудиторская компания «Цестрис-Аудит» (ИНН/КПП: , ОГРН ) судебные расходы за проведение судебной экспертизы в сумме <.>) рублей.

Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов РД за счет казны Республики Дагестан».

Заслушав доклад судьи Хаваева А.Г., судебная коллегия

-2-

установила:

М.А.Г. обратился в Верховный Суд РД с административным иском к Правительству РД и Управлению Росреестра по РД об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 224 кв.м, местоположение: РД, г. Махачкала, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в <.> рублей.

В обоснование заявленных требований указывается, что установленная в отношении земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы М.А.Г., поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.

Верховным Судом РД вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше

В апелляционной жалобе представитель Правительства РД К.С.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным и, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Представитель Правительства РД А.К.А. апелляционную жалобу поддержала по основаниям, изложенным в жалобе и просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска М.А.Г..

Извещенные в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела другие лица участвующие в деле в судебное заседание не явились и причин неявки в суд не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела, административному истцу М.А.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 224 кв.м, местоположение: РД, г.Махачкала, <адрес>, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для производственных целей».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о ка-дастровой стоимости объектов недвижимости от 18 февраля 2019 года в отношении земельного участка установлена кадастровая стоимость в <.> руб.<.> коп.

Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка

-3-

послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Согласно части 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта

-4-

недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотрен-ном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возни-кающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В подтверждение административных исковых требований в суд представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12.03.2019 № 62/19, выполненный оценщиком ООО «Има-Ком» А.М.Г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:738 по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла <.> рублей.

Исследовав вышеуказанный отчет, суд приходит к выводу о том, что он не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего М.А.Г. земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости.

Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов представленного в суд отчета об оценке рыночной стоимости

-5-

принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, для выяснения этого вопроса определением суда первой инстанции от 24 апреля 2019 года по инициативе административного ответчика Правительства Республики Дагестан по административному делу была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО Аудиторская компания «Цестрис-Аудит».

В соответствии с заключением судебного эксперта ООО Аудиторская компания «Цестрис-Аудит» Г.М.Д. от 31.05.2019 № 310519/Э рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.12.2012 составляет <.> рубля.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает его выводы обоснованными и признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 01.12.2012 г, т.е. на дату установления его кадастровой стоимости.

Установленная экспертом методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения проведенной по делу экспертизы от 31.05.2019 № 310519/Э административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлялось.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего М.А.Г. земельного участка в размере, установленном заключением экспертизы от 31.05.2019 № 310519/Э.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

-6-

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-5090/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее