№ 2а-3121/2020
УИД №
Решение
именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 10 декабря 2020 года.
01 декабря 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г.Ижевска УР в составе председательствующего судьи Чернышовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Полянцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 8 по УР к Рябовой О.Л. о взыскании задолженности по налогу, пени,
установил:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России №8 по УР) обратился с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика Рябовой О.Л. задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 7.85 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,04 руб., транспортному налогу в размере 2833,75 руб., пени по транспортному налогу в размере 12,69 руб., земельному налогу в размере 403,63 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик по сведениям регистрирующих органов имеет в собственности следующее имущество:
- квартира, адрес: ..., кадастровый номер №, площадь <данные изъяты>., дата регистрации права -Дата-.
- земельный участок, адрес: ..., кадастровый номер №, площадь <данные изъяты>., дата регистрации права -Дата-
- земельный участок, адрес: ..., кадастровый номер №, площадь <данные изъяты>., дата регистрации права -Дата-, дата утраты права -Дата-.
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак №, марка/модель УАЗ39094, год выпуска -Дата-, дата регистрации права -Дата-.
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель Лада 217230 Лада Приора, год выпуска -Дата-, дата регистрации права -Дата-, дата утраты права -Дата-.
На основании указанных сведений, был произведен расчет:
налога на имущество физических лиц за -Дата-: кадастровая стоимость (налоговая база) 40924.00 * налоговая ставка 0.1%* /2 (доля в праве)* количество месяцев владения 12/12* коэффициент к налоговому периоду 0.4 = 8.00 руб.
Сумма налога на имущество физических лиц за -Дата- составила 8.00 руб., была частично уплачена -Дата- в размере 0.01 руб., -Дата- в размере 0.01 руб., -Дата- в размере 0.01 руб., -Дата- в размере 0.01 руб., -Дата- в размере 0.11 руб.
Таким образом, сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц, с учетом частичной оплаты, составила 7.85 руб.
земельного налога за -Дата-: кадастровая стоимость (налоговая база) 182942.00 * налоговая ставка 0.3%* 1/1 (доля в праве)* количество месяцев владения 12/12 = 431.00 руб.
Сумма налога на имущество физических лиц за -Дата- составила 431.00 руб., была частично уплачена -Дата- в размере 27.37 руб., задолженность составила 403.63 руб.
транспортного налога за -Дата-:
Автомобиль УА339094: мощность двигателя (налоговая база) 97.90 * налоговая ставка 8.00000* 1/1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев владения) = 783.00 руб.
Автомобиль Лада Приора мощность двигателя (налоговая база) 84.00 * налоговая ставка 25.00000 * 1/1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев владения) = 2100.00 руб.
Сумма транспортного налога за -Дата- составила 2883,00 руб., была частично уплачена -Дата- в размере 4.36 руб., -Дата- в размере 0,84 руб., -Дата- в размере 0,84 руб., -Дата- в размере 6.76 руб., -Дата- в размере 36,45 руб., задолженность составляет 2833.75 руб.
Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налогов, налоговым органом были начислены пени.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, судом о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично - правовой, а не частно - правовой (гражданско - правовой), характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Согласно ст. 2 Закона РФ объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 г. N 63-РЗ с 1 января 2015 г. на территории Удмуртской Республики введен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Решением Городской Думы г.Ижевска от 20 ноября 2014 г. N 658 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на территории муниципального образования "Город Ижевск" установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: 2.1. 0,1 процента - в отношении: жилых домов; жилых помещений (квартир, комнат)…
В соответствии со ст. 388 НК РФ должник является плательщиком земельного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговые органы, в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год.
Ст. 390 НК РФ определяет налоговую базу по земельному налогу как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу нормы ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 решения Городской Думы г.Ижевска от 23 ноября 2005 года № 24 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «город Ижевск» сумма налога уплачивается для налогоплательщиков - физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления, - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, в отношении каждого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 390 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (налоговая база*налоговая ставка)/12 месяцев*количество месяцев, за которые производится расчет.
В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
На основании ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Статьей 363 НК РФ и ст. 5 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» был установлен срок уплаты налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ст. 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Закон УР устанавливает налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Ст. 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки – (налоговая база * налоговая ставка) / 12 месяцев * количество месяцев, за которые производится расчет.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Рябова О.Л. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по УР.
В собственности налогоплательщика находятся:
- квартира, адрес: ..., кадастровый номер №, площадь <данные изъяты>., дата регистрации права -Дата-.
- земельный участок, адрес: ..., кадастровый номер №, площадь <данные изъяты>., дата регистрации права -Дата-
- земельный участок, адрес: ..., кадастровый номер №, площадь <данные изъяты>., дата регистрации права -Дата-, дата утраты права -Дата-
- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак №, марка/модель УАЗ39094, год выпуска -Дата-, дата регистрации права -Дата-.
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель Лада 217230 Лада Приора, год выпуска -Дата-, дата регистрации права -Дата-, дата утраты права -Дата-.
Таким образом, Рябова О.Л. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № от -Дата-. В уведомлении представлен расчет транспортного налога на сумму 2883,00 руб., расчет земельного налога на сумму 1598,00 руб., расчет налога на имущество физических лиц на сумму 8,00 руб.
Налогоплательщиком перечисленные налоги в установленный законом срок (не позднее 1 декабря 2017 года) в полном объеме не уплачены, в связи с чем, в адрес Рябовой О.Л. направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на -Дата- со сроком исполнения до -Дата- на общую сумму 4 036,00 руб. и пени на сумму 17,78 руб.
Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы налога за -Дата-, указанные в налоговом уведомлении, налоговым органом были начислены пени на задолженность по налогу.
Таким образом, -Дата- сумма задолженности по налогам превысила 3 000 руб., в связи с чем у административного истца возникло право на обращение в суд.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Представленный истцом расчет недоимки по налогу и пени соответствует требованиям действующего законодательства, и в связи с чем, может быть положен в основу решения суда, удовлетворяющего исковые требования.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении всех документов, связанных с налоговым контролем, предполагает вручение налогоплательщику соответствующих документов либо лично, либо направление по почте заказным письмом.
Такой способ доставки в силу Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» призван гарантировать вручение корреспонденции налогоплательщику, в связи с чем направленные по почте заказным письмом налоговые уведомления считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, призваны обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Поскольку факт направления налоговым органом уведомления (требования) по адресу регистрации налогоплательщика подтвержден соответствующими реестрами, имеющимися в материалах административного дела, указанные документы считаются полученными Рябовой О.Л. в срок, определенный в законе.
В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
-Дата- в установленный законом срок Межрайонная ИФНС России № 8 по УР обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Индустриального района г.Ижевска с заявлением о выдаче судебного приказа, -Дата- судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Исковое заявление налоговой инспекции поступило в Индустриальный районный суд г. Ижевска -Дата-, что свидетельствует о соблюдении установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока для обращения в суд с настоящим иском.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. ст. 333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход муниципального образования «город Ижевск», от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике к Рябовой О.Л. о взыскании налога, пени удовлетворить.
Взыскать с Рябовой О.Л. в доход бюджета на расчетный счет №:
- налог на имущество физических лиц в размере 7,85 руб. (КБК №);
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 403,63 руб. (КБК №);
- транспортный налог в размере 2833,75 руб. (КБК №);
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,04 руб. (КБК №);
- пени по транспортному налогу в размере 12,69 руб. (КБК №).
Взыскать с Рябовой О.Л. в доход муниципального образования «город Ижевск» госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятитя решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Э.Л. Чернышова