Дело № 2-24/2022
УИД: 69RS0018-01-2021-000940-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2022 г. гор. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Рубан Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Л.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Лихославльского района Тверской области Королева А.С.,
представителя ответчика – заведующей МОУ «Детский сад «Солнышко» – Ивановой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лихославльского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад «Солнышко» о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территории).
УСТАНОВИЛ:
прокурор Лихославльского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к МОУ «Детский сад «Солнышко» о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, противодействию терроризму и экстремизму, указав в обоснование, что в ходе проверки установлено, что руководством детского сада в полном объеме не осуществляется комплекс мер антитеррористической защищенности, в том числе в МОУ «Детский сад «Солнышко» не обеспечена надлежащая охрана и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Пропускной и внутриобъектовый режимы, а также контроль их функционирования не соответствует требованиям действующего законодательства. Установлено, что калитка и ворота не оборудованы запирающими устройствами, что не исключает свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения.
Отсутствие системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдения - нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательной организации, а также иных лиц, посещающих организацию, в части их безопасного пребывания в нем.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, воспитанников, работников и посетителей организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Данная ситуация создает угрозу жизни и здоровью не только сотрудников, воспитанников, учащихся и посетителей образовательной организации, а также и иных лиц, круг которых определить невозможно.
Просит возложить на МОУ «Детский сад «Солнышко» обязанность в срок до 01.09.2022 оборудовать в здании данного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, инженерно-техническими средствами:
оснастить калитку (ворота) территории средствами, позволяющими предотвратить свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения (домофоном, кнопкой вызова персонала);
видеонаблюдением по периметру здания, позволяющим предотвратить несанкционированное проникновение на территорию учреждения;
видеонаблюдением внутренние помещения здания учреждения;
турникетом при главном входе внутрь здания учреждения.
Заместитель прокурора Королев А.С. в судебном заседании, с учетом возражений ответчика, поддержал исковые требования в части возложения на МОУ «Детский сад «Солнышко» обязанность оборудовать в здании данного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, инженерно-техническими средствами: оснастить калитку (ворота) территории средствами, позволяющими предотвратить свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения (домофоном, кнопкой вызова персонала); видеонаблюдением по периметру здания, позволяющим предотвратить несанкционированное проникновение на территорию учреждения и внутренние помещения, по основаниям, изложенным в иске, установив срок исполнения до 01.09.2023.
Представитель ответчика МОУ «Детский сад «Солнышко» Иванова Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.
Ответчики МУ Отдел образования Лихославльского района, администрация Лихославльского муниципального округа Тверской области, МУ Комитет по управлению имуществом Лихославльского района в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлены отзывы.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В силу ст. ст. 20, 41, 38 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 и подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно п. 15 Постановления Правительства от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что руководством МДОУ «Детский сад «Солнышко» проведено обследование и категорирование объекта (территории), после чего составлен паспорт безопасности.
Прокуратурой Лихославльского района Тверской области проведена проверка, в результате которой установлено нарушение п. 17 Требований комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте (территории) в полном объеме не осуществляется:
не обеспечена надлежащая охрана объекта (территории) и оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, в том числе не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отсутствует система видеонаблюдения (подп. «г» п. 18, подп. «б» п. 25 Требований);
пропускной и внутриобъектовый режимы, а также контроль их функционирования не соответствует требованиям действующего законодательства, ввиду чего своевременное предупреждение, выявление и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористического акта, либо попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, токсичных химикатов на объекты (территории), не осуществляется, бесконтрольное пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, не исключено (подп. «а, б» п. 17, подп. «б», «в» п. 18, подп. «г» п. 19, подп. «а-в, д» п. 20, подп. «а, б» п. 23, подп. «в, и» п. 24 Требований);
калитка и ворота не оборудованы запирающими устройствами, что не исключает свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения. На момент проверки калитка открыта.
В соответствии с п.14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Отсутствие системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдения - нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательной организации, а также иных лиц, посещающих организацию, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу п. 2 ч.3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Лихославльского района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных организаций.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Закона РФ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленностью и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, воспитанников, работников и посетителей организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
В нарушение указанных требований законодательства МДОУ «Детский сад «Солнышко» нарушает право детей на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
Данная ситуация создает угрозу жизни и здоровью не только сотрудников, воспитанников, учащихся и посетителей образовательной организации, а также и иных лиц, круг которых определить невозможно.
Тем самым, МДОУ «Детский сад «Солнышко» не может считаться обеспеченным в силу действующего законодательства защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад «Солнышко» организация является муниципальной, функции и полномочия учредителя выполняет Муниципальное образование «Лихославльский район» в лице МУ Отдел образования Администрации Лихославльского муниципального округа Тверской области. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение учреждения, бюджетное финансирование, оказывает помощь в содержании и развитии материально-технической базы учреждения.
Администрация Лихославльского муниципального округа Тверской области, МУ Отдел Образования администрации Лихославльского района являются надлежащими ответчиками по делу, соответствующие доводы, изложенные в письменном отзыве на иск администрации муниципального округа, суд признает несостоятельными.
Администрации муниципального округа, являясь органом местного самоуправления, в силу ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляет противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивает выполнение требований в антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
В целях решения вопросов местного значения городского округа (ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») администрация обладает полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджета, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств возникает в силу закона, нормативных правовых актов.
Отдел образования является структурным подразделением администрации муниципального округа, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным ему образовательным учреждениям. Администрация муниципального округа осуществляет финансирование из местного бюджета образовательных учреждений через Отдел образования.
Работы, требуемые истцом, затрагивают имущество (здание школы, земельный участок, территорию школы); должны быть реализованы правомочия по владению и распоряжению этим имуществом, что является непосредственной и совместной обязанностью ответчиков. Оборудование здания детского сада системами оповещения и контроля доступа включает в себя как финансирование работ и материалов, так и сами работы.
Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в МДОУ «Детский сад «Солнышко в соответствии с требованиями закона, предполагает совместные согласованные действия ответчиков.
Поскольку при отсутствии финансирования в рамках муниципального задания устранение выявленных нарушений невозможно, а бездействие образовательного учреждения, администрации муниципального округа, Отдела образования, уполномоченных на осуществление указанных выше функций, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия нахождения в образовательном учреждении, восстановление нарушенного права подлежит защите путем возложения на ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение – в пределах их полномочий и компетенции.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, иных обстоятельств, характера подлежащих защите прав неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей, наличия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере антитеррористической деятельности, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения подлежащих возложению обязанностей до 01 сентября 2023 г.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора Лихославльского района подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Солнышко», администрацию Лихославльского муниципального округа Тверской области, МУ Отдел Образования администрации Лихославльского района, в пределах своих полномочий и компетенции, обязанность по оборудованию в срок до 01.09.2022 оборудовать в здании данного учреждения, расположенного по адресу: Тверская область, г. Лихославль, ул. Карла Маркса, д. 14, инженерно-техническими средствами, а именно: оснастить калитку (ворота) территории средствами, позволяющими предотвратить свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения (домофоном, кнопкой вызова персонала); видеонаблюдением по периметру здания, позволяющим предотвратить несанкционированное проникновение на территорию учреждения; видеонаблюдением внутренние помещения здания учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение одного месяца.
Председательствующий судья Н.Н. Рубан
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2022
Председательствующий судья Н.Н. Рубан
Дело № 2-24/2022
УИД: 69RS0018-01-2021-000940-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2022 г. гор. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Рубан Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Л.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Лихославльского района Тверской области Королева А.С.,
представителя ответчика – заведующей МОУ «Детский сад «Солнышко» – Ивановой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Лихославле гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лихославльского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад «Солнышко» о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территории).
УСТАНОВИЛ:
прокурор Лихославльского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к МОУ «Детский сад «Солнышко» о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, противодействию терроризму и экстремизму, указав в обоснование, что в ходе проверки установлено, что руководством детского сада в полном объеме не осуществляется комплекс мер антитеррористической защищенности, в том числе в МОУ «Детский сад «Солнышко» не обеспечена надлежащая охрана и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Пропускной и внутриобъектовый режимы, а также контроль их функционирования не соответствует требованиям действующего законодательства. Установлено, что калитка и ворота не оборудованы запирающими устройствами, что не исключает свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения.
Отсутствие системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдения - нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательной организации, а также иных лиц, посещающих организацию, в части их безопасного пребывания в нем.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, воспитанников, работников и посетителей организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Данная ситуация создает угрозу жизни и здоровью не только сотрудников, воспитанников, учащихся и посетителей образовательной организации, а также и иных лиц, круг которых определить невозможно.
Просит возложить на МОУ «Детский сад «Солнышко» обязанность в срок до 01.09.2022 оборудовать в здании данного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, инженерно-техническими средствами:
оснастить калитку (ворота) территории средствами, позволяющими предотвратить свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения (домофоном, кнопкой вызова персонала);
видеонаблюдением по периметру здания, позволяющим предотвратить несанкционированное проникновение на территорию учреждения;
видеонаблюдением внутренние помещения здания учреждения;
турникетом при главном входе внутрь здания учреждения.
Заместитель прокурора Королев А.С. в судебном заседании, с учетом возражений ответчика, поддержал исковые требования в части возложения на МОУ «Детский сад «Солнышко» обязанность оборудовать в здании данного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, инженерно-техническими средствами: оснастить калитку (ворота) территории средствами, позволяющими предотвратить свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения (домофоном, кнопкой вызова персонала); видеонаблюдением по периметру здания, позволяющим предотвратить несанкционированное проникновение на территорию учреждения и внутренние помещения, по основаниям, изложенным в иске, установив срок исполнения до 01.09.2023.
Представитель ответчика МОУ «Детский сад «Солнышко» Иванова Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.
Ответчики МУ Отдел образования Лихославльского района, администрация Лихославльского муниципального округа Тверской области, МУ Комитет по управлению имуществом Лихославльского района в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлены отзывы.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В силу ст. ст. 20, 41, 38 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 и подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно п. 15 Постановления Правительства от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что руководством МДОУ «Детский сад «Солнышко» проведено обследование и категорирование объекта (территории), после чего составлен паспорт безопасности.
Прокуратурой Лихославльского района Тверской области проведена проверка, в результате которой установлено нарушение п. 17 Требований комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте (территории) в полном объеме не осуществляется:
не обеспечена надлежащая охрана объекта (территории) и оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, в том числе не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отсутствует система видеонаблюдения (подп. «г» п. 18, подп. «б» п. 25 Требований);
пропускной и внутриобъектовый режимы, а также контроль их функционирования не соответствует требованиям действующего законодательства, ввиду чего своевременное предупреждение, выявление и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористического акта, либо попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, токсичных химикатов на объекты (территории), не осуществляется, бесконтрольное пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, не исключено (подп. «а, б» п. 17, подп. «б», «в» п. 18, подп. «г» п. 19, подп. «а-в, д» п. 20, подп. «а, б» п. 23, подп. «в, и» п. 24 Требований);
калитка и ворота не оборудованы запирающими устройствами, что не исключает свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения. На момент проверки калитка открыта.
В соответствии с п.14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Отсутствие системы технического контроля за обстановкой – видеонаблюдения - нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательной организации, а также иных лиц, посещающих организацию, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу п. 2 ч.3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Лихославльского района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных организаций.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Закона РФ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленностью и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся, воспитанников, работников и посетителей организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
В нарушение указанных требований законодательства МДОУ «Детский сад «Солнышко» нарушает право детей на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
Данная ситуация создает угрозу жизни и здоровью не только сотрудников, воспитанников, учащихся и посетителей образовательной организации, а также и иных лиц, круг которых определить невозможно.
Тем самым, МДОУ «Детский сад «Солнышко» не может считаться обеспеченным в силу действующего законодательства защитой от возможных террористических посягательств и чрезвычайных ситуаций.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад «Солнышко» организация является муниципальной, функции и полномочия учредителя выполняет Муниципальное образование «Лихославльский район» в лице МУ Отдел образования Администрации Лихославльского муниципального округа Тверской области. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение учреждения, бюджетное финансирование, оказывает помощь в содержании и развитии материально-технической базы учреждения.
Администрация Лихославльского муниципального округа Тверской области, МУ Отдел Образования администрации Лихославльского района являются надлежащими ответчиками по делу, соответствующие доводы, изложенные в письменном отзыве на иск администрации муниципального округа, суд признает несостоятельными.
Администрации муниципального округа, являясь органом местного самоуправления, в силу ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляет противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивает выполнение требований в антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
В целях решения вопросов местного значения городского округа (ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») администрация обладает полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджета, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств возникает в силу закона, нормативных правовых актов.
Отдел образования является структурным подразделением администрации муниципального округа, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным ему образовательным учреждениям. Администрация муниципального округа осуществляет финансирование из местного бюджета образовательных учреждений через Отдел образования.
Работы, требуемые истцом, затрагивают имущество (здание школы, земельный участок, территорию школы); должны быть реализованы правомочия по владению и распоряжению этим имуществом, что является непосредственной и совместной обязанностью ответчиков. Оборудование здания детского сада системами оповещения и контроля доступа включает в себя как финансирование работ и материалов, так и сами работы.
Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в МДОУ «Детский сад «Солнышко в соответствии с требованиями закона, предполагает совместные согласованные действия ответчиков.
Поскольку при отсутствии финансирования в рамках муниципального задания устранение выявленных нарушений невозможно, а бездействие образовательного учреждения, администрации муниципального округа, Отдела образования, уполномоченных на осуществление указанных выше функций, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия нахождения в образовательном учреждении, восстановление нарушенного права подлежит защите путем возложения на ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение – в пределах их полномочий и компетенции.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, иных обстоятельств, характера подлежащих защите прав неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей, наличия угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере антитеррористической деятельности, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения подлежащих возложению обязанностей до 01 сентября 2023 г.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора Лихославльского района подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лихославльского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Солнышко», администрацию Лихославльского муниципального округа Тверской области, МУ Отдел Образования администрации Лихославльского района, в пределах своих полномочий и компетенции, обязанность по оборудованию в срок до 01.09.2022 оборудовать в здании данного учреждения, расположенного по адресу: Тверская область, г. Лихославль, ул. Карла Маркса, д. 14, инженерно-техническими средствами, а именно: оснастить калитку (ворота) территории средствами, позволяющими предотвратить свободный проход посторонних лиц на территорию образовательного учреждения (домофоном, кнопкой вызова персонала); видеонаблюдением по периметру здания, позволяющим предотвратить несанкционированное проникновение на территорию учреждения; видеонаблюдением внутренние помещения здания учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение одного месяца.
Председательствующий судья Н.Н. Рубан
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2022
Председательствующий судья Н.Н. Рубан