судья ФИО2 |
№ 33-349/2020 2.209г |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
|
г. Красноярск |
13 января 2020 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - судьи Михайлинского О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Кошурниково Курагинского района Красноярского края, администрации Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности организовать в границах муниципального образования поселок Кошурниково централизованное водоотведение,
с заявлением администрации Курагинского района Красноярского края о прекращении исполнительного производства,
по частной жалобе представителя администрации Курагинского района Красноярского края Верстиной Н.С.,
на определение Курагинского районного суда Красноярского края от 13 ноября 2019 г., которым постановлено отказать в удовлетворении заявления администрации Курагинского района о прекращении исполнительного производства № 13516/17/24024-ИП об обязании администрации поселка Кошурниково, администрации Курагинского района организовать в границах муниципального образования поселок Кошурниково централизованное водоотведение для домов, имеющих централизованное водоснабжение,
УСТАНОВИЛА:
администрация Курагинского района обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № 11786/13/24/24, возбужденного 11 июля 2013 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Курагинскому району на основании исполнительного листа от 24 июня 2013 г. ВС № 033488453, выданного Курагинским районным судом Красноярского края, с предметом исполнения: обязать администрацию пос. Кошурниково, администрацию Курагинского района организовать в границах муниципального образования поселок Кошурниково централизованное водоотведение для домов, имеющих централизованное водоснабжение.
В обоснование требований должник указал, что канализационные сети пос.Кошурниково смонтированы в период с 1973 по 1987 гг., при этом самотечные канализационные сети берут начало от объектов, пользующихся водоснабжением и обслуживают 17,67 тыс.кв.м. Самотечный коллектор подходит к канализационной насосной станции, где стоки скапливаются в накопительном резервуаре. В связи с отсутствием очистных сооружений, стоки вывозятся с КНС на очистные сооружения п. Краснокаменск автотранспортом на расстояние 20 км. Для расширения канализационной сети диаметр магистрального самотечного коллектора недостаточен, поскольку действующая сеть работает с полной нагрузкой. Администрация Курагинского района и администрация пос.Кошурниково во исполнение требований исполнительного документа предприняли необходимые меры, в частности: МКУ «УКС» Курагинского района была подготовлена смета на обустройство водоотведения в пос. Кошурниково, сметная стоимость строительных работ составляет 28 516 537 руб. 16 мая 2018 г. в адрес Губернатора Красноярского края направлено письмо, содержащее просьбу о рассмотрении вопроса о включении в государственную программу Красноярского края в целях выделения денежных средств на строительство очистных сооружений, централизованного водоотведения для домов, имеющих централизованное водоснабжение, а также реконструкцию действующей централизованной системы водоснабжения. Согласно письму Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 6 июня 2018 г. в рамках государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства» лимиты на строительство коммунальных объектов распределены в полном объеме до 2020г. Кроме того, администрациями района и поселка велась переписка с ГП Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса», направлялись ходатайства на имя Губернатора Красноярского края, министра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края об оказании содействия и финансовой помощи для исполнения решения Курагинского районного суда. Согласно ответу Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 17 сентября 2019 г., министерством сформирован заявочный перечень строек и объектов на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг., где мероприятие по разработке проектной документации и строительству объекта «Очистные сооружения канализации производительностью 300 куб.м/сутки в п. Кошурниково Курагинского района» рассматривается приоритетно при наличии финансирования на данные цели. По итогу формирования бюджета на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг. увеличение лимитов на строительство и введение новых объектов к реализации не предусмотрено. Администрация Курагинского района полагала, что исполнительное производство подлежит прекращению в связи с невозможностью исполнить решение суда в силу объективно существующих обстоятельств, за которые должники не несут ответственности, указав также, что содержание компетенции по организации централизованного водоснабжения не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципального образования в соответствующей сфере деятельности - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для организации надлежащего водоснабжения, а иное приводит к возложению на администрации Курагинского района и пос. Кошурниково всей полноты бремени несения финансовых затрат, тем самым нарушается закрепленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов.
Судом первой инстанции постановлено изложенное выше определение об отказе в удовлетворении заявления.
В частной жалобе представитель администрации Курагинского района Верстина Н.С. просит отменить определение суда, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении о прекращении исполнительного производства. Указывает, что администрацией Курагинского района предпринимались необходимые меры для исполнения судебного решения, но в связи с отсутствием на территории поселка Кошурниково очистных сооружений исполнить решение суда не представляется возможным.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает, что определение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 439 ГПК РФ установлено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
При этом по смыслу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, являющаяся основанием для прекращения исполнительного производства, должна носить объективный характер и не может определяться причинами, зависящими от должника.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства по названному основанию должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа, и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, установлено в суде апелляционной инстанции, решением Курагинского районного суда Красноярского края от 21 мая 2013 г. удовлетворен иск прокурора Курагинского района, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, на администрацию пос.Кошурниково, администрацию Курагинского района возложена обязанность организовать в границах муниципального образования поселок Кошурниково централизованное водоотведение домов, имеющих централизованное водоснабжение (т. 1, л.д. 32-36).
По вступлению указанного судебного решения в законную силу судом выданы два исполнительных листа от 24 июня 2013 г.: серии ВС № 033488452 в отношении должника администрации пос. Кошурниково и серии ВС № 033488453 в отношении должника администрации Курагинского района, предъявленные к исполнению, и 11 июля 2013 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Курагинскому району в отношении должников возбуждены исполнительные производства № 11785/13/24/24 и № 11786/13/24/24 соответственно (т. 1, л.д. 44-47).
Должниками неоднократно подавались в суд первой инстанции заявления об отсрочке исполнения решения Курагинского районного суда Красноярского края от 21 мая 2013 г.:
5 августа 2014 г. - администрацией пос. Кошурниково (т. 1, л.д. 48-49) и 4 августа 2014 г. - администрацией Курагинского района (т. 1, л.д. 50-51), которые определением суда от 1 сентября 2014 г. удовлетворены, исполнение решения суда отсрочено до 31 декабря 2014 г. (т. 1, л.д. 66-67);
29 апреля 2015 г. - администрацией пос. Кошурниково (т. 1, л.д. 76) - определением суда от 31 июля 2015 г. удовлетворено, исполнение решения суда отсрочено до 31 декабря 2016 г. (т. 1, л.д. 125-126);
11 января 2017 г. - администрацией пос. Кошурниково (т. 1, л.д. 135-136) и 17 января 2017 г. - администрацией Курагинского района (т. 1, л.д. 137) - определением суда от 15 мая 2017 г. удовлетворены, исполнение решения суда отсрочено до 31 декабря 2017 г. (т. 1, л.д. 199-200);
18 декабря 2018 г. - администрацией пос. Кошурниково (т. 1, л.д. 222-223) - определением суда от 17 января 2019 г. удовлетворено, исполнение решения суда для данного должника отсрочено до 31 декабря 2019 г. (т. 1, л.д. 241-242);
1 февраля 2019 г. - администрацией Курагинского района (т. 1, л.д. 248-249) - определением суда от 27 февраля 2019 г. удовлетворено, исполнение решения суда для данного должника отсрочено до 1 августа 2019 г. (т. 1, л.д. 260-261).
Поскольку в ходе проведения ОСП по Курагинскому району ежегодной инвентаризации по состоянию на 1 января 2018 г. было установлено, что исполнительный лист ВС № 033488453 в отношении должника администрации Курагинского района был утрачен, на основании определения Курагинского районного суда от 12 марта 2018 г. выдан дубликат исполнительного листа, исполнительное производство перерегистрировано за № 13516/17/24024-ИП (т. 1, л.д. 205, 210, 212-213, 218-219; т. 2, л.д. 60-61).
Разрешая заявление администрации Курагинского района, суд первой инстанции, руководствовался вышеприведенными положениями статьи 439 ГПК РФ, статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные по настоящему делу, пришел к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленного данным должником требования о прекращении исполнительного производства.
Суд правомерно исходил из того, что решение Курагинского районного суда от 21 мая 2013 г. до настоящего времени не исполнено, и обстоятельства, на которые указывает должник, не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для прекращения исполнительного производства, убедительных доказательств, свидетельствующих об утрате реальной возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, администрацией Курагинского района не представлено.
Материалами дела установлено, что ответчикам неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения, однако решение суда не исполнено, выполнение работ по разработке локального сметного расчета устройства водоотведения в п. Кошурниково, а равно переписка администрации Курагинского района с органами государственной власти Красноярского края по вопросам финансирования не могут служить основанием для прекращения исполнительного производства и освобождения должника от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
При этом суд обоснованно указал, что доводы администрации Курагинского района о том, что должниками были предприняты все меры, необходимые для исполнения решения суда, однако в силу объективно существующих обстоятельств, за которые должники не несут ответственности, в том числе из-за отсутствия финансирования, решение суда исполнить не представляется возможным, не могут быть признаны состоятельными и влекущими прекращение исполнительного производства по мотиву утраты возможности исполнения исполнительного документа, поскольку в случае отсутствия возможности финансирования из средств местного бюджета администрация Курагинского района не лишена возможности запросить денежные средства для исполнения решения суда из краевого бюджета.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку решение суда длительное время не исполняется, достаточные и эффективные меры для исполнения судебного акта должником не приняты.
Учитывая установленные фактические обстоятельства по делу и принимая во внимание, что вступившее в законную силу судебное решение является для должника обязательным и подлежит безусловному исполнению, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого определения суда первой инстанции по доводам частной жалобы.
Отсутствие у администрации района финансовой возможности в настоящий момент исполнить требования исполнительного документа не свидетельствует, с учетом ее статуса и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, о невозможности исполнить такие требования в будущем.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют закону, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Судебная коллегия полагает, что требования гражданского процессуального законодательства судом первой инстанции при разрешении вопроса о прекращении исполнительного производства соблюдены, и законных оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого определения не имеется, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Курагинского районного суда Красноярского края от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации Курагинского района Красноярского края Верстиной Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Н. Михайлинский