Дело № 2-360/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2016 года г.Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,
при секретаре Т.А.Александровой,
с участием:
представителя истца В.Ю. Ваторина,
представителя ответчика О.А. Кротовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Динисламова А. З. к администрации Корсаковского городского округа о признании права проживания и пользования жилым помещением на условиях социального найма и права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Динисламов А. З. 10 февраля 2016 года обратился в суд с исковым заявлением о признании права проживания, пользования жилым помещением на условиях социального найма и права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
В обоснование искового заявления указано, что с 2012 года Динисламов А. З. проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от 13.04.2012 г. №. В настоящее время в квартире проживает и зарегистрирован он один. Истец принял решение реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилья в бесплатном порядке. Учитывая тот факт, что приказом Министра обороны РФ от 13.08.2012 г. № <адрес> был передан в собственность муниципального образования Корсаковского городского округа, истцом были направлены запросы и заявления на заключение договора социального найма и приватизацию с приложенными документами в МУП «Наш дом» и в Соловьевскую администрацию Корсаковского городского округа, которые отказали истцу в заключении договора социального найма и в передаче в общую собственность указанного жилого помещения. Ссылаясь на то, что квартира по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования «Корсаковский городской округ» с 13.08.2012 г., утратила статус служебного жилого помещения, истец считает, что в настоящее время проживает в данной квартире на условиях договора социального найма и имеет право на приобретение в собственность данной квартиры в порядке бесплатной приватизации.
В судебном заседании представитель истца Б., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Представитель администрации Корсаковского городского округа В., действующая на основании доверенности, против исковых требований в части признания за истцом права проживания и пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма не возражала, полагала, что приватизация спорного жилого помещения должна производиться в установленном порядке органом местного самоуправления. Представила выписку из Реестра муниципального имущества Корсаковского городского округа.
В письменном отзыве на исковое заявление Динисламова А.З. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, привлеченным судом в качестве третьего лица, указано, что высказаться по существу заявленных исковых требований не представляется возможным, поскольку указанное жилое помещение не закреплено на праве оперативного управления за Учреждением.
Представители ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Востокрегионжилье», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, надлежаще извещенных о предмете времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 35 Конституции Российской Федерации определено право каждого иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с существующими изменениями и дополнениями, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 названного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Установленный статьями 7, 8 названного Закона порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений, расположенных в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Как видно из ответа Соловьевского управления администрации Корсаковского городского округа на заявление Динисламова А.З. от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием отказа в передаче в частную собственность, в порядке приватизации спорного жилого помещения послужило то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № для временного проживания, на время прохождения военной службы. Ссылаясь на ч.2 ст.102 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом того, что Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> передан в собственность муниципального образования Корсаковского городского округа, и право пользования указанным жилым помещением у Динисламова А.З. в силу закона считается прекращенным со дня издания названного Приказа, руководитель Соловьевского управления считает, что оснований для передачи заявителю в частную собственность указанного жилого помещения не имеется.
В силу ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Право истца на проживание в занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, подтверждено договором найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и военнослужащим Динисламовым А. З. на основании решения ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из представленных истцом копии лицевого счета №, выписки из поквартирной карточки, справки МУП «РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение – <адрес> следует, что его нанимателем является Динисламов А. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по указанному адресу.
Динисламов А. З. проходит военную службу в офицерских должностях с 18 июня 2011 года, что отражено в удостоверении личности.
Военная служба, как особый вид федеральной государственной службы, обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в том числе в части обеспечения их жилыми помещениями, закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, в котором определены основные положения жилищного обеспечения военнослужащих, в частности основания, порядок, условия и механизм реализации ими права на жилище, определены источники и формы обеспечения их жильем. Непосредственно механизм обеспечения жильем военнослужащих определен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" от 30 сентября 2010 г. N 1280 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2010 г., регистрационный №), Приказом Министра обороны РФ от 13.10.2011 N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512" (вместе с "Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.01.2012 N 23077)
Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закреплено предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для таких категорий лиц, как военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абзацы четвертый - седьмой пункта 1 статьи 15).
Так, согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений из состава государственного или муниципального жилищного фонда является общим для всех граждан России, в том числе для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, и юридически основано на конституционных гарантиях ст. 35 (о праве частной собственности) и ст. 40 (о праве на жилище) Конституции Российской Федерации, нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - еще и на нормах ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, можно сделать вывод, что Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" фактически дает всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей общее со всеми другими гражданами Российской Федерации право на бесплатную приватизацию занимаемых ими на условиях бессрочного проживания ведомственных жилых помещений Минобороны России.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняется, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42.
На основании приказа Министра Обороны Российской Федерации № от 13.08.2012 г. объекты недвижимого имущества, указанные в приложении, в том числе многоквартирный дом-ДОС №, расположенный по адресу: <адрес>, переданы в собственность муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области.
Выпиской из Реестра муниципального имущества муниципального образования «Корсаковский городской округ» по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа подтверждено, что жилое помещение, по адресу: <адрес> является собственностью муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области.
В силу ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности от государства в муниципальную собственность на занимаемое по договору социального найма жилое помещение не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Верховный суд Российской Федерации, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г., разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса служебного помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебного, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с передачей спорной квартиры в муниципальную собственность квартира истца утратила статус служебной, и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
После передачи жилого помещения в муниципальную собственность решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному фонду органом местного самоуправления не принималось.
Истец, будучи военнослужащим, продолжает в настоящее время пользоваться жильем, сохраняя его за собой. Иных лиц, помимо истца, претендующих на право пользования спорным жилым помещением, не установлено.
Согласно информационным ресурсам Отделения (территориальное г.Южно-Сахалинск) ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Динисламов А. З. по состоянию на 03.03.2016 г. на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения предоставляемого по договору социального найма в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не состоит, жилым помещением по договору социального найма не обеспечивался, государственный жилищный сертификат по линии МО РФ не получал, что подтверждено справкой ФГКУ «Востокрегионжилье» от 03.03.2016 года.
Следовательно, после передачи дома в муниципальную собственность, истец Динисламов А.З. приобрел право проживания и пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и в силу приведенных норм имеет право на получение занимаемого жилого помещение в собственность бесплатно.
Согласно пункту 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением Роскоммунхоза от 18.11.1993 N 4, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации, граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано; в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
Как установлено судом, и ответчиком не отрицается, истцом представлены все необходимые для приватизации жилого помещения документы.
Согласно паспортным данным Динисламов А. З., гражданин Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ до 16.05.2012 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. 16.05.2012 г. он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Справкой главы Муниципального образования сельского поселения «<...>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Динисламов А. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1991 г. по 2012 г. в приватизации не участвовал.
Дом, в котором находится квартира, занимаемая истцом, не относится к категории неподлежащих приватизации, предусмотренных статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и пунктом 8 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 N 1330-р «О внесении изменений и дополнений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» военный городок в <адрес> исключен из Перечня закрытых военных городков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцу необоснованно отказано в реализации права на приватизацию занимаемого им на условиях социального найма жилого помещения и признает за Динисламовым А.З. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Динисламова А. З. удовлетворить.
Признать за Динисламовым А. З. право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Признать право собственности Динисламова А. З. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца после его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Ф. Шустова