Дело № 2-552/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Турановой Н.В.,
при секретаре – Калининой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Людмилы Викторовны к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю, Министерству внутренних дел России, Федеральной миграционной службе России, Управлению Федеральной миграционной службе России по Красноярскому краю о взыскании денежного довольствия, компенсации за неиспользованные основной и дополнительные отпуска, материальной помощи, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
Григорьева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о взыскании денежного довольствия, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах внутренних дел ГУВД Красноярского края, УФМС России по Красноярскому краю, УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва. В соответствии с приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ году № «По личному составу» она была назначена на должность заместителя начальника управления по тыловому обеспечению УФМС, с ней заключен контракт о прохождении службы в ОВД от ДД.ММ.ГГГГ, приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» ей был установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью в размере 25 000 рублей. В целях совершенствования государственного управления в сфере миграции Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС России упразднена, функции и полномочия ФМС России переданы МВД России, а также передана штатная численность упраздняемой ФМС России с сокращением ее на 30 %. МВД России является правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. В соответствии с требованиями Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 года № 1025-р срок ликвидационных мероприятий ФМС России определен по ДД.ММ.ГГГГ Минфину России предписано предусмотреть финансирование мероприятий по реализации данного распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, МВД России и ФМС России, сотрудниками ОВД, прикомандированными к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включаемым в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий. Приказом ФМС России от 01.06.2016 года № 266 «О ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва» предписано ликвидировать УФМС, распоряжением ФМС России от 01.06.2016 года № НС-1/9-225 «Об утверждении состава ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва» создана ликвидационная комиссия УФМС и утвержден ее состав. Григорьева Л.В. вошла в состав ликвидационной комиссии УФМС и назначена ее Председателем. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» в соответствии с ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с ней расторгнут контракт, и она уволена со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 года № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, установленный распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 года № 1025-р, продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными этим распоряжением, должны производиться в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете. Финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, должны проводиться в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете. Такая же норма была предусмотрена в Распоряжении правительства РФ от 29.12.2016 года № 2896-р, которым срок ликвидационных мероприятий ФМС России продлевался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. УФМС ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №л/с с ней расторгнут контракт и установлена дата увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Так как, с ДД.ММ.ГГГГ она не получала денежное довольствие, и в день увольнения с ней не произведен окончательный расчет, в связи с тем, что ГУ МВД России по Красноярскому краю является правопреемником УФМС ею было подано исковое заявление в ГУ МВД России по Красноярскому краю о взыскании денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме денежного довольствия за 17 дней июля в соответствии с приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ ей причитается денежного компенсация за неиспользованные основные и дополнительные отпуска за 2016 и 2017 годы. Просит взыскать с ГУ МВД России по Красноярскому краю 475 989 рублей, составляющих задолженность по основным выплатам по денежному довольствию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленных сроков выплаты по день исполнения решения суда, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МВД России, ФМС России, УФМС России по Красноярскому краю (л.д. 61).
В дальнейшем истица Григорьева Л.В. уточнила требования, просила взыскать с ГУ МВД России по Красноярскому краю в части выплаты денежного довольствия за фактически отработанное время до момента ознакомления с приказом об увольнении в связи с его несвоевременным изданием с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 019,35 рублей, в части выплаты компенсации за неиспользованный основной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ год продолжительностью 30 календарных дней в размере 105 394,74 рублей, в части выплаты компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за ДД.ММ.ГГГГ год продолжительностью 15 календарных дней в размере 52 697,37 рублей, в части выплаты компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за ДД.ММ.ГГГГ год продолжительностью 9 календарный дней в размере 31 618,42 рублей, в части выплаты компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам в размере 105 394,74 рублей, в части выплаты материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 38 000 рублей, в части выплаты денежной компенсации за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленных сроков выплаты по день исполнения решения, в части компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей (л.д. 149-150).
В судебном заседании истица Григорьева Л.В. требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила также обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчиков МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю Железняк И.Н. (по доверенностям) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, суду пояснил, что в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднены Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба. При этом пп. «в» и «ж» п. 6 Указа Президента РФ Правительству РФ поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур и решить финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией Указа. Во исполнение Указа изданы распоряжения от 26.05.2016 года № 1025-р и 1026-р, которыми установлен срок завершения ликвидационных мероприятий упраздненных ФМС России и ФСКН России до 31.12.2016 года, а также утверждены председатели ликвидационных комиссий. Учитывая, что ликвидационные мероприятия в установленный срок не были завершены, Правительство РФ распоряжением продлило срок завершения ликвидационных мероприятий. УФМС ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с распоряжением № 896-р ответственным за проведение ликвидационных мероприятии и обеспечение представления в Казначейство России ликвидационных балансов определено МВД России. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, необходимо произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете. МВД России не является работодателем в отношении Григорьевой Л.В., в связи с чем, у МВД России отсутствует обязанность по установлению и выплате заработной плате. При сохранении ФМС России трудовых отношений с членами ликвидационной комиссии у МВД России отсутствуют правовые основания оплаты труда, так как оплата МВД России труда членов ликвидационной комиссии ФМС России будет противоречить принципу адресности и целевого характера бюджетных средств. Порядок начисления денежного довольствия регулируется Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Денежное довольствие сотрудника органа внутренних дел выплачивается за каждый календарный день месяца и года независимо от выходных и праздничных дней, в связи с чем, требование о взыскании денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необосновано, так как истица уволена со службы ДД.ММ.ГГГГ, доказательств того, что она выполняла свои служебные обязанности до ДД.ММ.ГГГГ в деле не имеется. Дата увольнения в приказе определена, в трудовой книжке закреплена. Что касается требования по компенсации за неиспользованные отпуска, то в соответствии ст.56 ФЗ №342 «О службе внутренних дел», ст.3 ФЗ №247, принятого во исполнение приказа № 65, компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска производится пропорционально в год увольнения пропорционально отработанному периоду. Основной отпуск компенсируется в зависимости от оснований увольнения. Что касается требований в части выплаты компенсации за ненормированный служебный день, то полагает, что в материалы дела не предоставлены доказательства, что, будучи назначенной исполнять обязанности председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Красноярскому краю и республики Тыва, истице был установлен ненормированный служебный день. В силу ст.53 ФЗ № 342 ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников ОВД, замещающих должности руководителей, начальников из числа должностей старшего и высшего состава. Должность председателя ликвидационной комиссии не является штатной должностью органов внутренних дел, соответственно определить к какой категории она относится невозможно. В приказах ФМС России и в приказах Ликвидационной комиссии ФМС России установление данного отпуска так же не определено на период исполнения обязанности председателя Ликвидационной комиссии. Требовать компенсацию за неиспользованный отпуск за ненормированный служебный день оснований не имеется. Что касается отпуска по личным обстоятельствам, то в соответствии со ст. 63 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», сотруднику, увольняемому со службы по определенным основанием и при наличии определенной выслуги, предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам. Денежная компенсация таковых отпусков не предусмотрено. Что так же следует из ст. 3 ФЗ №247, где указано, что выплачивается компенсация за неиспользованный дополнительный и основной отпуск. Отпуск, предусмотренный ст.63 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» не является дополнительным либо основным. Это особый вид отпуска, вид гарантии, который предоставляется сотруднику только в натуральной форме в целях решения каких-то личных вопросов перед увольнением со службы, определением дальнейшей судьбы. Что касается выплаты материальной помощи, то данная выплата носит заявительный характер, предоставляется при уходе в отпуск либо по рапорту сотрудника. Рапорта в адрес Главного управления либо МВД России не поступал. Что касается требований в части задержки денежного довольствия и компенсации морального вреда, то моральный вред не обоснован к МВД или ГУ МВД, тем более что мы полагаем, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу в силу Указа Президента № 157 где определен другой правопреемник. Требования о взыскании морального вреда в отсутствие виновных действий – оснований нет. Так же по поводу задержки денежного довольствия, что обязанности по выплате денежного довольствия на МВД или ГУ МВД не возложены, они не финансируются на эти цели. Просит в иске отказать.
Представители ответчиков УФМС России по Красноярскому краю, ФМС России в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Как установлено в судебном заседании, согласно выписки из приказа ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ полковник внутренней службы Григорьева Л.В. назначена на должность заместителя начальника управлении по тыловому обеспечению Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю, с должностным окладом 4 433 рублей в месяц, освободив от должности начальника управления – начальника отдела анализа, планирования, контроля и информационного обеспечения того же управления (л.д. 11).
Из выписки из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с ФЗ от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлен полковнику внутренней службы Григорьевой Л.В., заместителю начальника управления по тыловому обеспечению, должностной оклад в размере 25 000 рублей (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ представитель нанимателя в лице руководителя Федеральной миграционной службы ФИО1 и сотрудник органов внутренних дел РФ Григорьева Л.В. – заместитель начальника управления – начальник отдела анализа, планирования, контроля и информационного обеспечения УФМС России по Красноярскому краю, полковник внутренней службы заключили контракт № о прохождении службы в органах внутренних дел РФ (л.д. 12-16).
Согласно п. 2 Контракта сотрудник обязуется выполнять обязанности по должности заместителя начальника управления по тыловому обеспечению УФМС России по Красноярскому краю.
Распоряжением № НС-1/9-225 от 01.06.2016 года во исполнение Указа Президента РФ от 05.04.2016 года № 15 «О совершении государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 года № 1025-р и приказа ФМС России от 01.06.2016 года № 266 «О ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва» утвержден состав ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва, согласно приложению к настоящему распоряжению, согласно которого председателем комиссии назначена Григорьева Л.В., заместитель начальника управления по тыловому обеспечению УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва, полковник внутренней службы (л.д. 19-26).
Согласно выписки из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут контракт и установлена дата увольнения полковнику внутренней службы Григорьевой Л.В., заместителю начальника управления по тыловому обеспечению Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва, по пункту 11 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с правом ношения форменной одежды, ДД.ММ.ГГГГ. С выпиской Григорьева Л.В. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем поставила личную подпись (л.д. 74-75).
ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Л.В. обратилась к председателю Ликвидационной комиссии ФМС России ФИО2 с рапортом, в котором просила предоставить по личным обстоятельствам с сохранением денежного довольствия в соответствии с требованиями ст. 63 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124).
ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Л.В. обратилась к председателю Ликвидационной комиссии ФМС России ФИО2 с рапортом, в котором просила расторгнуть контракт и установить дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77).
Конституцией РФ в ст. 37 закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Положениями ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) закреплено, что одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, признаются: обеспечение права каждого на труд; равенство прав работников, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включаю судебную защиту.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», была утверждена система и структура органов исполнительной власти и создана Федеральная миграционная служба, которой передавались правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 13), при этом данный орган власти был подчинен Министерству внутренних дел РФ.
19.07.2004 года Президентом РФ издан Указ № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», согласно которому: 1) впредь до принятия соответствующих федеральных законов лица начальствующего состава органов внутренних дел РФ, проходящие службу в Федеральной миграционной службе, состоят в кадрах органов внутренних дел РФ и прикомандировываются к Службе в установленном законодательством РФ порядке; 2) лица, назначенные в установленном порядке на должности в Федеральной миграционной службе с одновременным присвоением им специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел РФ, зачисляются в кадры органов внутренних дел РФ и увольняются из кадров указанных органов по представлению начальников (руководителей) соответствующих органов Службы, (п. 5 Указа).
Указом Президента РФ от 21.05.2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена новая структура органов исполнительной власти, в рамках которой ФМС России вышла из под контроля МВД России и перешла под руководство Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, в соответствии с которым, Федеральная миграционная служба (ФМС России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (п. 1).
Указом Президента РФ от 15.01.2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы» была установлена численность сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, при этом п. 3 данного Указа, определялось, что кадровое, пенсионное, медицинское, санаторно-курортное, образовательное и денежное обеспечение прикомандированных от МВД России сотрудников, осуществлялось в соответствии с законодательством, регулирующем порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
Федеральной миграционной службы издан Приказ от 15.04.2013 года № 199, которым были установлены особенности применения в отношении сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, и, согласно пп. 2.1-2.2, п. 2.4, п. 2.5 этого Приказа: 1) увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников осуществляется по представлению руководителя ФМС России или начальников (руководителей) территориальных органов ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России», которое направляется Министру внутренних дел Российской Федерации для принятия решения об увольнении; 2) расторжение контракта оформляется приказом ФМС России, территориального органа ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России» соответственно; 3) уведомление сотрудников о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел подписывается начальником (руководителем) соответствующего кадрового подразделения, а также руководителем ФМС России, начальником (руководителем) территориального органа ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России» соответственно.
Федеральная миграционная служба упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», при этом Министерству внутренних дел РФ были переданы функции и полномочия ФМС, а также штатная численность упраздняемой ФМС с сокращением ее на 30%.
МВД РФ, согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 года № 156, является правопреемником ФМС, Правительству РФ предписано обеспечить в установленные законодательством РФ сроки проведение ликвидационных процедур, представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата МВД РФ, обеспечить решение иных вопросов, связанных с реализацией Указа, при этом в структуре центрального аппарата МВД РФ предусмотрено Главное управление по вопросам миграции.
Нормой ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» урегулированы особенности прохождения службы при сокращении должностей в органах внутренних дел и зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Правилами ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что: 1) для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент РФ, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел; 2) сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; 3) при этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).Федеральным законом от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в п. 1 ч. 10 ст. 36 регламентировано, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
31.01.2013 года МВД России издан Приказ № 54 «Об утверждении Порядка зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел РФ в распоряжении органов внутренних дел РФ», при этом случаи, когда сотрудник органов внутренних дел мог быть зачислен в распоряжение ФМС России были предусмотрены пп. Г п. 3 Указа Президента РФ от 15.01.2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы», в котором указано, что нормативные правовые акты Министерства внутренних дел РФ, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел РФ, применялись к сотрудникам с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с Министерством внутренних дел РФ.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется Федеральным законом от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральным законом от 07.02.2011 года № З-ФЗ «О полиции», а также Трудовым кодексом РФ в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право, в том числе, на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
Пунктом 4 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 N 28315) предусмотрено, что выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ № 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Статьями 129, 135, 136 ТК РФ установлено, что заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При этом, в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абз. 4)
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан, в том числе выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в срок установленный в соответствии с настоящим Кодексом коллективным договором правилами внутреннего трудового распорядка трудового договора.
Статьей 2 ТК РФ установлено, что обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (абз. 7).
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
01.03.2011 года Президентом РФ издан Указ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ», согласно которому установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел РФ на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам РФ, при этом в настоящее время: 1) в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 15 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» штатная численность Федеральной миграционной службы передана в Министерство внутренних дел РФ, которое является правопреемником этой Службы; 2) ГУ МВД России по Красноярскому краю, согласно приказу МВД РФ от 27.04.2011 года № 273, является территориальным органом этого Министерства, и в этом территориальном органе внутренних дел создано Управление по вопросам миграции, на которое возложены функции, имевшиеся ранее у УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва (в части территории Красноярского края); 3) финансирование подлежащих ликвидации структурных подразделений упраздненной Федеральной миграционной службы не предусмотрено ФЗ от 19.12.2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 гг.»; 4) 30.12.2016 года произведено закрытие лицевого счета УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва, имевшегося в УФК по Красноярскому краю, а потому при таких данных, учитывая содержание изданных МВД России методических рекомендаций № 21/2/5003 от 18.05.2016 года, суд считает, что именно ГУ МВД России по Красноярскому краю, как правопреемник ликвидированного УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва, является надлежащим ответчиком по требованиям Григорьевой Л.В.
Суд считает, что факт наличия задолженности по выплате денежного довольствия у ответчика перед Григорьевой Л.В. имеет место быть, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплате денежного довольствия, а соответственно при таких данных суд признает, что у государства перед Григорьевой Л.В. имеется задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 567,75 рублей = (106 800 рублей : 31 х 17 дней) (где, 108 600 рублей – денежное довольствие за месяц).
Оснований для взыскания задолженности по выплате денежного довольствия по ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Поскольку дата увольнения истицы в приказе определена – ДД.ММ.ГГГГ, доказательств того, что истица работала и после указанной даты суду не представлена, иных оснований для взыскания довольствия по данную дату истицей Григорьевой Л.В. не заявлено.
Согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел; по состоянию здоровья; в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем; в связи с болезнью; в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел; в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Из содержания части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ следует, что сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы выплачивается полностью денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск либо пропорционально периоду службы в год увольнения.
Вопросы выплаты денежной компенсации за неиспользованные сотрудниками органов внутренних дел отпуска регулируются Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65.
В соответствии с п. 81 Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» денежная компенсация за отпуск выплачивается, в том числе, в случаях увольнения из органов внутренних дел сотрудников, не использовавших отпуск, в порядке, указанном в пунктах 100 - 105 настоящего Порядка (81.1).
Пунктом 83 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что размер компенсации за каждый день неиспользованного отпуска определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.
Поскольку при увольнении истице компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2017 год выплачена не была, суд считает возможным взыскать с ответчика, согласно следующего расчета: 59 684,42 рублей = (106 800 рублей : 30,42 х 17 дней).
Положения Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают сотрудникам органов внутренних дел следующие виды дополнительных отпусков, за стаж службы в органах внутренних дел, за ненормированный служебный день
Нормы специального законодательства не содержат положений, регулирующих порядок выплаты компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, и при этом прямо предусматривают возможность применения норм трудового законодательства к таким правоотношениям, то в этом случае необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 127 ТК РФ, согласно которой работнику при увольнении выплачивается компенсация за все неиспользованные дни отпуска.
Указанные требование о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел и за ненормированный служебный день также подлежит удовлетворению пропорционально отработанному времени.
Суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы согласно следующему расчету: 28 086,79 рублей = (106 800 рублей : 30,42 х 8); за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день также подлежит удовлетворению, согласно расчета: 17 565,79 рублей = (106 800 рублей : 30,42 х 5).
Согласно п. 135 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год
Пунктом 136 вышеназванного Порядка предусмотрено, что решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. Если в течение календарного года сотрудник не обращался с рапортом о выплате ему материальной помощи за текущий год, то материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ему на основании приказа руководителя в декабре текущего года.
Исходя из чего, суд полагает, что требование истицы Григорьевой Л.В. о выплате материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ год подлежит удовлетворению, суд считает возможным взыскать с ответчика материальную помощь в сумме 38 000 (25 000 рублей (должностной оклад) + 13 000 (оклад по званию).
Таким образом, всего ко взысканию с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Григорьевой Л.В. - 201 904,75 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о службе, сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
В данной связи, учитывая, что выплата денежной компенсации взамен отпуска по личным обстоятельствам специальным законодательством не предусмотрена, нормами ТК РФ не предусмотрен для работников такой вид оплачиваемых отпусков как отпуск по личным обстоятельствам, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выплаты Григорьевой Л.В. денежной компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика компенсации за просрочку выплаты заработной платы, суд исходит из требований ст. 236 ТК РФ, согласно которым при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других сумм, причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Суд находит требования истца о взыскании компенсации подлежащими удовлетворению, исходя из расчета:
— c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (62 дн.) в сумме 7 510,86 рублей = (201 904,75 руб. х 9% х 1/150 х 62 дн.)
— c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (42 дн.) в сумме 4 805,33 рублей = (201 904,75 руб. х 8,5% х 1/150 х 42 дн.)
— c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (49 дн.) в сумме 5 441,33 рублей = (201 904,75 руб. х 8,25% х 1/150 х 49 дн.)
— c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (43 дн.) в сумме 4 485,65 рублей = (201 904,75 руб. х 7,75% х 1/150 х 43 дн.)
Всего размер денежной компенсации за задержку выплат составляет 22 243,17 рублей.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда возлагается судом на нарушителя в случае, если его действиями нарушаются личные неимущественные права гражданина, либо в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ "О применении судами трудового кодекса РФ" от 17 марта 2004 года N 2 разъяснено, что суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В данном рассматриваемом случае, документами, имеющимися в материалах дела, факт нарушения трудовых прав истца нашел свое подтверждение.
Принимая во внимание, что неправомерными действиями ответчика были нарушены трудовые права истца, учитывая длительность нарушения трудовых прав, необходимость разрешения спора в судебном порядке, с учетом степени вины работодателя, требований разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.
Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В данном рассматриваемом случае суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению в части взыскания денежного довольствия, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, как просит истица.
При таких обстоятельствах, исковые требования Григорьевой Л.В. подлежат удовлетворению частично.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Григорьевой Людмилы Викторовны удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Григорьевой Людмилы Викторовны денежное довольствие в размере 58 684,42 рублей, компенсацию за неиспользованный основной отпуск в размере 59 684,42 рублей, за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день – 17 565,79 рублей, за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел – 28 086,79 рублей, компенсацию за задержку выплат в размере 22 243,17 рублей, в счет компенсации морального время 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 05.02.2018 года.
Председательствующий Н.В. Туранова