Решение по делу № 33-4249/2022 от 22.06.2022

УИД: 11RS0001-01-2022-002064-77

г. Сыктывкар      Дело № 2-3331/2022 г. (33-4249/2022 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года, по которому

возложена обязанность на Министерство здравоохранения Республики Коми в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить за счет бюджетных средств Проценко Т.Г. лекарственными препаратами: «...», дозировкой 100 мг., № 100 в количестве 1 упаковки, по рецепту серии ...; «...», дозировкой 1 мг., № 30 в количестве 3 упаковки, по рецепту серии ..., «...», дозировкой 250+25 мг., № 50 в количестве 2 упаковки по рецепту серии ...

Решение суда в части возложения обязанности обеспечить лекарственным препаратом «...», дозировкой 1 мг., № 30 в количестве 3 упаковки, по рецепту серии ... к исполнению не обращать.

Взыскана с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Проценко Т.Г. компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя Минздрава РК по доверенности Паншиной С.Н., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Усинска в интересах Проценко Т.Г. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми, с учетом уточненных требований просил обязать ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами: «...», 100 мг., № 100 в количестве 1 упаковки по рецепту серии ... от 25.09.2021, «...», 1 мг., № 30, в количестве 3 упаковок по рецепту серии ... от 25.09.2021, «...», 250+25мг, № 50, в количестве 2 упаковок по рецепту серии ... от 25.09.2021, которые поставлены на отсроченное обслуживание, указывая в обоснование, что данные препараты назначены истцу по жизненным показаниям по имеющемуся у неё заболеванию «...», однако истец ими своевременно не обеспечена, чем нарушено право на охрану здоровья, причинен моральный вред, который истец оценивает в 5000 руб.

В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержала, также пояснила, что лекарственным препаратом «Прамипексол» Проценко Т.Г. обеспечена 23.03.2022, в связи, с чем в этой части просит не обращать решение к исполнению.

Представитель ответчика с иском не согласилась, полагала завышенной сумму морального вреда.

Истец и третьи лица ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.

Суд принял указанное выше решение, об отмене или изменении которого просит по доводам апелляционной жалобы Минздрав Республики Коми.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено при имеющейся явке и надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 2, 20, 38 Конституции Российской Федерации человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Согласно п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона № 323-ФЗ).

Вопросы организации обеспечения граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания регулируются Порядком организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми, утвержденным Приказом Минздрава Республики Коми от 03 октября 2016 года № 10/456.

В соответствии с п.1.1 указанного Порядка субъектами, организующими и осуществляющими обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами являются: Министерство здравоохранения Республики Коми; фармацевтические организации, исполняющие государственные контракты на оказание услуг по приемке, хранению, доставке, отпуску лекарственных средств; медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми; аптечные организации, осуществляющие отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан по рецептам врачей бесплатно; государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми».

В п.2.13 Порядка организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми предусмотрено назначение и выписывание лекарственных средств по решению врачебной комиссии в случаях назначения лекарственных препаратов по торговым наименованиям в случаях индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям, а также назначения лекарственных препаратов, не включенных в утвержденные Перечни лекарственных средств.

Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05 июля 2012 года № 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (подпункт пункта 9); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подпункт 6 пункта 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подпункт 33 пункта 9 Положения).

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Республики Коми в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Проценко Т.Г. состоит под наблюдением в ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница» с диагнозом «...» и имеет право на льготное лекарственное обеспечение по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В связи с имеющимся у истца заболеванием «...» 25.09.2021 ей выписаны рецепты на обеспечение противопаркинсоническими лекарственными препаратами за счет средств регионального бюджета, а именно: серии ... на лекарственный препарат «...», дозировкой 100 мг., № 100 в количестве 1 упаковки, серии ... на лекарственный препарат «Прамипексол», дозировкой 1 мг., № 30 в количестве 3 упаковки, серии ... на лекарственный препарат «...», дозировкой 250+25 мг., № 50 в количестве 2 упаковки. Указанные рецепты 30.09.2021 предъявлены истцом в аптеку, поставлены на отсроченное обслуживание, до настоящего времени истец лекарственными средствами «...», «...» не обеспечена, лекарственный препарат «...» получен 23.03.2022.

Принимая во внимание, что Проценко Т.Г. не обеспечена лекарственными препаратами «...», «...» по льготным рецептам, которые являются для истца жизненно важными, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение и обеспечить истца лекарственными препаратами в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые сделаны с учетом надлежащей оценки фактических обстоятельств дела и правильным толкованием норм права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причинения вреда истцу Министерством здравоохранения Республики Коми, поскольку меры, направленные на бесперебойное обеспечение лечебного процесса Проценко Т.Г., в частности, по замене лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию «...», «...» на аналоговые, должно было принять медицинское учреждение ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница», судебная коллегии признает несостоятельными.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05 июля 2012 года № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми.

Основными задачами деятельности Министерства являются обеспечение реализации основных принципов охраны здоровья в целях обеспечения повышения качества жизни населения Республики Коми; защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий.

На Министерство возложена государственная функция организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (п.9.3 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми).

Таким образом, на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена реализация государственной политики в сфере здравоохранения на территории Республики Коми.

Доводы жалобы о несогласии с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что истцом не представлено доказательств понесенных Проценко Т.Г. нравственных или физических страданий, также не заслуживают внимания у суда апелляционной инстанции.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Вопреки доводам жалобы, материалами дела достоверно установлено, что гарантированное Проценко Т.Г. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение было нарушено. В силу своих полномочий именно Министерство здравоохранения Республики Коми обязано обеспечивать лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В связи с несвоевременным обеспечением необходимыми лекарственными препаратами жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, что безусловно не могло не причинять ей нравственные страдания.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции исходил из характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с нарушением её права на получение бесплатной гарантированной государством помощи.

Оснований для снижения размера компенсации морального вреда, судебная коллегия не находит.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется. В тоже время, судебная коллегия считает возможным уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку согласно представленному реестру рецептов препарат «...» по рецепту серии ... отпущен 13.04.2022, соответственно не имеется оснований для принудительного исполнения решения суда в данной части. Рецепт серии ... на препарат «...» погашен, 09.06.2022 на тот же препарат выдан новый рецепт, соответственно в целях исполнимости решения суда необходимо исключить из резолютивной части номер рецепта на препарат «...».

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив первый и второй абзацы в следующей редакции:

«Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить за счет бюджетных средств Проценко Т.Г. лекарственными препаратами: «...», дозировкой 100 мг., № 100 в количестве 1 упаковки; «...», дозировкой 1 мг., № 30 в количестве 3 упаковки, по рецепту серии ..., «...», дозировкой 250+25 мг., № 50 в количестве 2 упаковки по рецепту серии ...

Решение суда в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами «...», дозировкой 1 мг., № 30 в количестве 3 упаковки, по рецепту серии ...; «...», дозировкой 250+25 мг., № 50 в количестве 2 упаковки по рецепту серии ... к исполнению не обращать.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-4249/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Усинска РК
Проценко Татьяна Григорьевна
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК Усинская центральная районная больница
ГУП РК Государственные аптеки РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
30.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Передано в экспедицию
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее