Решение по делу № 33-5388/2013 от 26.02.2013

Судья Рожнова О.Е. Дело № 33- 5388/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,

судей Бекловой Ж.В., Колесник Н.А.,

при секретаре Гаврилове С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2013 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главное управление ПФР №2 по г.Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 10 октября 2012 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Главное управление ПФР № по г.Москве и Московской области о признании неправомерным отказа в назначении пенсии,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление ПФР № по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и обязании ответчика назначить указанную пенсию с 20 апреля 2012 года, включив в специальный стаж периоды работы: с 01.04.1981 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера Одинцовской станции скорой медицинской помощи; с 22.09.2007 года по 31.10.2007 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи.

Ответчик иск не признал.

Решением Одинцовского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены частично. Суд зачел в специальный стаж периоды работы с 01.04.1981 года по 16.10.1981 года, с 18.10.1981 года по 18.03.1982 года, с 20.03.1982 года по 16.09.1983 года, с 20.09.1983 года по 05.06.1987 года, с 07.06.1987 года по 27.02.1990 года, с 01.03.1990 года по 14.03.1993 года, с 27.03.1993 года по 07.07.1993 года, с 12.07.1993 года по 08.09.1993 года, с 25.10.1993 года по 10.01.1995 года, с 15.01.1995 года по 23.09.1995 года, с 28.09.1995 года по 22.01.1998 года, с 11.03.1998 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера Одинцовской станции скорой медицинской помощи, исключив периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: 17.10.1981 года, 19.03.1982 года, с 17.09.1983 года по 19.09.1983 года, 06.06.1987 года, 28.02.1990 года, с 15.03.1993 по 26.03.1993 года, с 08.07.1993 года по 11.07.1993 года, с 11.01.1995 года по 14.01.1995 года, с 24.09.1995 года по 27.09.1995 года, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.1993 года по 24.10.1993 года, с 23.01.1998 года по 10.03.1998 года; зачел период работы с 22.09.2007 года по 31.10.2007 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи, и обязал пенсионный орган назначить истице пенсию с 20.04.2012 года.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение указанным требованиям закона в части включения в специальный стаж периода работы истицы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи и в части исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации не соответствует исходя из следующего.

Согласно подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрен зачет в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Как установлено судом первой инстанции, 20 декабря 2011 года ФИО2 обратилась в ГУ - Управление ПФР № по г. Москве и Московской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 14 марта 2012 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за отсутствием требуемого стажа.

В специальный стаж не были зачтены периоды работы: с 01.04.1981 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера Одинцовской станции скорой медицинской помощи; с 22.09.2007 года по 31.10.2007 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи.

Удовлетворяя исковые требования о включении периода работы с 01.04.1981 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера Одинцовской станции скорой медицинской помощи, суд исключил из специального стажа периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы 17.10.1981 года, 19.03.1982 года, с 17.09.1983 года по 19.09.1983 года, 06.06.1987 года, 28.02.1990 года, с 15.03.1993 по 26.03.1993 года, с 08.07.1993 года по 11.07.1993 года, с 11.01.1995 года по 14.01.1995 года, с 24.09.1995 года по 27.09.1995 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.1993 года по 24.10.1993 года, с 23.01.1998 года по 10.03.1998 года.

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж истицы периода работы в должности выездного фельдшера за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.

Вместе с тем, исключение из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации является необоснованным.

В стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости подлежат включению периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации,так как прохождение им соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью его трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения работника на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Вывод суда о включении в специальный стаж периода работы истицы с 22.09.2007 года по 31.10.2007 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи не соответствует требованиям закона исходя из следующего.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, т.к. названный список предусматривал, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2003 года №160 предусмотрена как должность фельдшера, так и должность фельдшера по приему и передаче их выездным бригадам.

В соответствии с Положением «О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи» (приложение 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года №100) в его должностные обязанности входит оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, оказание скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владение техникой снятия кардиограмм и др.

В соответствии с Положением «О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (этого же приложения 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года №100) в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.

Таким образом, в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года №435 было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781. В отношении должности «фельдшер по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи» такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.

Как отметил Конституционный Суд Российский Федерации в своем Определении от 19 марта 2009 года № 310-О-О, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

После принятия Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
С учётом изложенного, решение суда в части включения в специальный стаж работы истицы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам является незаконным. Судебная коллегия постановляет в указанной части новое решение, которым в иске ФИО2 отказывает.

Вместе с тем, с учётом включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.1993 года по 24.10.1993 года, с 23.01.1998 года по 10.03.1998 года, на момент обращения за назначением пенсии у истицы было достаточно стажа для назначения пенсии.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Одинцовского городского суда Московской области от 10 октября 2012 года в части включения в специальный трудовой стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, периода работы с 22.09.2007 года по 31.10.2007 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи, и в части исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.1993 года по 24.10.1993 года, с 23.01.1998 года по 10.03.1998 года – отменить.

В отмененной части постановить новое решение, которым отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, периода работы с 22.09.2007 года по 31.10.2007 года в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в Одинцовской станции скорой медицинской помощи.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление ПФР № по г.Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.09.1993 года по 24.10.1993 года, с 23.01.1998 года по 10.03.1998 года.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:

Обязать Государственное учреждение – Главное управление ПФР № по г.Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, периоды работы с 01.04.1981 года по 16.10.1981 года, с 18.10.1981 года по 18.03.1982 года, с 20.03.1982 года по 16.09.1983 года, с 20.09.1983 года по 05.06.1987 года, с 07.06.1987 года по 27.02.1990 года, с 01.03.1990 года по 14.03.1993 года, с 27.03.1993 года по 07.07.1993 года, с 12.07.1993 года по 10.01.1995 года, с 15.01.1995 года по 23.09.1995 года, с 28.09.1995 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера Одинцовской станции скорой медицинской помощи.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главное управление ПФР № по г.Москве и Московской области удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

33-5388/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
Михайлова Галина Викторовна
Ответчики
Главное Управление ПФ РФ №2 по г.Москве и МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
05.03.2013Судебное заседание
03.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2013Передано в экспедицию
05.03.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее