Решение по делу № 33-2653/2024 от 05.08.2024

    Судья – Кукурекин К.В.                                                                    № 2-1549/2024

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-2653/2024

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        02 сентября 2024 года                                                                        г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.,

судей Истягиной Н.М., Просолова В.В.,

при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онищенко Е. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Прокуратуре города Севастополя, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о защите и восстановлении нарушенных пенсионных прав, нарушении гарантий на пенсионное обеспечение, по апелляционной жалобе Онищенко Е. С. на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 07 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Истягиной Н.М., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Онищенко Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Прокуратуре города Севастополя, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о защите и восстановлении нарушенных пенсионных прав, нарушении гарантий на пенсионное обеспечение в котором просит:

- защитить и восстановить ее грубо и явно нарушенные пенсионные права при установлении (назначении) и выплате истцу Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю страховой пенсии по старости в сумме ежемесячно, включая страховую часть пенсии по старости в сумме 2618 рублей 70 коп. ежемесячно, за период с 01.02.2021 по 31.12.2021 в общей сумме страховой пенсии по старости 161 764 руб. 18 коп.;

- признать за Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации нарушения ее гарантий на пенсионное обеспечение, предусмотренное нормами Соглашения государств СНГ о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и Решений Эконмического Суда Содружества Независимых Государств по вопросам толкования Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года на ранее заработанные первичные пенсионные права территории СССР (РСФСР) до вступления в силу данного Соглашения СНГ, а также в дальнейшем на территории Российской Федерации;

- признать неправомерной оценку Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации ее пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации;

- признать за Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации нарушение ее гарантий на ранее заработанные первичные пенсионные права на территории СССР (РСФСР) на территории Российской Федерации, а также в неправомерном ухудшении ее ранее заработанных первичных пенсионных прав на территории СССР (РСФСР) и Российской Федерации;

- признать неправомерными за Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации действия относительно не учета ее заработной платы за периоды с 01.07.1987 по 30.07.1987 в сумме 30,06 руб. и с 01.03.1988 по 29.03.1988 в сумме 320,17 руб.;

- признать частично не законным и не обоснованным Решение Управления установления пенсий и социальных выплат Государственного учреждением - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 20.01.2022 года №102234/21 «О рассмотрении данных заработка при увольнении»;

- признать неправомерным расчет Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации ее «осовремениванной» заработной платы за 1986 год, 1987 год, 1988 год, а также неправомерным применение и расчет Отделения фо       нда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации повышающих коэффициентов (индексов) за 1986 г. - 2488,16, за 1987 г. - 2376,75 и за 1988 г. - 2265,34 не предусмотренных законодательством, действующим до 1 января 2002 года по котором производилось Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю «осовременивание» ее заработка (заработной платы);

- признать неправомерным расчет Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации ее среднемесячного заработка при установлении страховой части пенсии по старости путем деления заниженной общей суммы заработной платы за 21 месяц на 60 месяцев;

- признать неправомерным не исчисление Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации ее ежемесячного заработка при установлении истцу страховой части пенсии по старости за период работы продолжением менее 24 месяцев путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные 23 месяца на число этих 23 месяца;

- признать неправомерным учет Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в ее общий страховой (трудовой) стаж учебы с 25.09.1963 по 03.10.1963, с 20.08.1964 по 17.09.1964, с 04.10.1963 по 19.08.1964, с 18.09.1964 по 14.08.1968, а не ее трудовой деятельности в период данной учебы без отрыва от производства;

- признать за Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации неправомерное не начисление ей доплаты за каждый год превышающий 20 лет общего трудового стажа для женщин в размере 77,83 руб. к расчетному размеру пенсии;

- признать за Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации неправомерное исчисление расчетного размера трудовой пенсии в размере 660 руб. при исчислении страховой пенсии по старости;

- признать за ответчиками неправомерное исчисление величины расчётного пенсионного капитала при исчислении страховой части пенсии по старости; признать за ответчиками не правомерное исчисления суммы расчётного пенсионного капитала при исчислении страховой части пенсии;

- признать неправомерным исчисления ответчиками страховой части страховой пенсии по старости сумме 2 618 руб. 70 коп ежемесячно за период с 01.02.2021 по 31.12.2021 включая общую сумму страховой пенсии по 161 764 руб. 18 коп;

- признать за ответчиками неправомерное не доначисление истцу страховой пенсии по старости;

- обязать ответчиков произвести перерасчёт недоначисленной страховой пенсии по старости в сумме 57 709 руб. 58 коп;

- взыскать с ответчика недоначисленную страховую пенсию по старости в сумме 57.709 руб. 58 коп;

- признать нарушение Федерального законодательства по обращению граждан при рассмотрении письменных жалоб ответчиками;

- признать нарушение Федерального законодательства об обращении граждан, приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации №45 при рассмотрении её письменных электронных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры города Севастополя, должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- признать нарушение компетенции и полномочий по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов надзора за соблюдением прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации при рассмотрение её письменных электронных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры города Севастополя, должностными лицами прокуратуры;

- признать бездействие при рассмотрении её письменных электронных жалоб должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратурой города Севастополя;

- признать дискриминацию по признаку инвалидности при установлении страховой пенсии по старости в социальной области;

- вынести частное определение в связи с нарушением законности на статьи 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование исковых требований, истец ссылается на то, что является получателем пенсии по старости, 13.02.2022 года ею была получена страховая пенсия по старости с 01.02.2021 года по 31.12.2021 года в сумме 161364 руб., а именно: по 14671,28 руб. ежемесячно, включая страховую часть пенсии по старости в сумме 2582,32 руб. ежемесячно, а с 13.04.2023 после неоднократного обжалования, признания Отделением включении в стаж периода ее работы по найму до поступления на предприятие (учреждение) Социальным фондом РФ внесенного в трудовую книжку суммарно 1 год 1 месяц 19 дней 14707,66 руб., доплата составила 36,38 руб. ежемесячно, где 2618,7 руб. страховая часть пенсии по старости ежемесячно, размер ее страховой пенсии по старости с 01.02.2021 года по 31.12.2021 года составил 161 764,18 руб. Полагает, что Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю неправомерно исчислен размер ее пенсии; Отделение произвело минимальный расчет страховой части пенсии по старости за период с 01.02.2021 по 31.12.2021 в сумме 2618,70 руб. не учтены спорные периоды. На ее неоднократные мотивированные обращения в адрес прокуратуры ей дают формальные отписки.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 07 июня 2024 года в удовлетворении исковых требований Онищенко Е.С. отказано.

Не согласившись с указанным решением, Онищенко Е.С. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение является незаконным и необоснованным, принятым не полностью по существу заявленных исковых требований с явными нарушениями норм процессуального и материального права. По мнению апеллянта, суд не указал в решении мотивы, по которым отверг доказательства и доводы истца; не применил закон, подлежащий применению в обоснование выводов об отказе в учете периодов с 25.09.1963 по 03.10.1963, с 20.08.1964 по 17.09.1964 года как общий суммарный непрерывный трудовой стаж; не принял решение по исковым требованиям о незаконном и необоснованном учете Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю периода трудовой деятельности с 04.10.1963 года по 19.08.1964 года и с 18.09.1964 года по 14.08.1968 года как учебы и отклонил доводы истца о том, что указанные периоды являются ее трудовой деятельностью согласно записям в трудовой книжке; суд фактически не исследовал и оставил без оценки доказательства, установив, что периоды с 25.09.1963 года по 03.10.1963 года и с 20.08.1964 года по 17.09.1964 года являются учебой, и подтверждением чего является только диплом об обучении с 1963 года по 1968 год в Киевском государственном педагогическом институте имени А.М. Горького, а не трудовая книжка с записями о трудовой деятельности в период учебы истца по вечерней форме обучения без отрыва от производства.

Ответчик при учете периода с 25.09.1963 года по 03.10.1963 года, с 20.08.1964 года по 17.09.1964 года, с 04.10.1963 года по 19.08.1964 года, с 18.09.1964 года по 14.08.1968 года как учеба, незаконно и необоснованно руководствовался ст.91 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСФ» от 20 ноября 1990 года №340-I и пунктом 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», согласно которым обучение в высших учебных заведениях включается в общий трудовой стаж наравне с работой. Истец указывает, что поскольку училась в высшем учебном заведении без отрыва от производства по форме вечернего обучения, в ее трудовой книжке отсутствует запись об учебе.

Не согласна апеллянт с выводом суда об отсутствии оснований для учета периода работы с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года с даты установления пенсии как работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, так как в печати на записи об увольнении в трудовой книжке не усматривается, что организация находилась в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду слабого оттиска печати. Апеллянт ссылается на то, что указанный период работы истца в городе Николаевск на Амуре Хабаровского края первоначально был учтен как местность, приравненная к районам Крайнего Севера согласно протокола №04/47 от 06 марта 1990 года комиссией по назначению пенсий при исполкоме Магаданского Совета народных депутатов Магаданской области при расчете пенсии по инвалидности. Разрешая указанное исковое требование, суд оставил без оценки представленные истцом доказательства.

Также апеллянт ссылается на то, что Фонд пенсионного и социального страхования РФ при подсчете общего суммарного трудового стажа в календарном и льготном порядке нарушил пенсионные гарантии истца как лица с особым статусом уже пенсионера, гарантированные ей нормами Соглашения СНГ о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, фактически не использовав при подсчете общего суммарного трудового стажа материалы пенсионного дела при установлении первоначально пенсии по инвалидности в 1990 году в городе Магадане. Также указывает, что ее общий суммарный трудовой стаж в календарном порядке на 06.03.1990 года составил 31 год 11 месяцев 3 дня, где период работы с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года был учтен как трудовой стаж 1 год 1 месяц 18 дней согласно суммарной записи о периодах работы до поступления на предприятие, которое оформляло трудовую книжку и без учета в общий суммарный трудовой стаж в календарном порядке учебы, а с 01.01.1992 года согласно расчету пенсии по инвалидности, общий суммарный трудовой стаж в календарном и льготном порядке составил 34 года 8 месяцев 16 дней.

Полагает, что суд фактически не принял решение по исковым требованиям о признании неправомерными действий в не учете заработной платы истца за периоды с 01.07.1987 года по 30.07.1987 года в сумме 30,06 руб. и с 01.03.1988 года по 29.03.1988 года в сумме 320,17 руб. и признании частично незаконным решения Управления установления пенсий и социальных выплат ГУ-ОПФ РФ по г.Севастополю от 20.01.2022 года №102234/21. Предоставленный ответчиком расчет страховой части пенсии по старости призведен с нарушением пунктов 1 и 2 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» по неправильной формуле.

Также указывает, что суд фактически не принял решение по исковым требованиям о признании за Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю неправомерного недоначисления истцу страховой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет недоначисленной страховой пенсии по старости в сумме 57709,58 руб. и взыскании недоначисенной страховой пенсии в указанной сумме.

Истец Онищенко Е.С. и ее представитель Онищенко А.А. в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивая на незаконности и необоснованности принятого судом решения.

Представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г.Севастополю Чижевская О.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Прокурор возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение законным и обоснованным.

Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

     Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов выплатного дела, 09.09.2021 года истец обратилась в территориальный орган ПФР по г. Севастополю с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты инвалиду 2 группы.

При подаче заявления Онищенко Е.С. предоставила следующие документы: вид на жительство иностранного гражданина с отметкой о регистрации в г. Севастополе с 20.08.2021 года; свидетельство о рождении (с 30.12.2021 года по заявлению истца паспорт гражданина РФ, выданный 23.12.2021 года); справку о заработной плате; свидетельство о браке; документ об окончании учебного заведения; трудовую книжку образца 1974 и позднее.

Решением ГУ-Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю от 15.12.2021 года №102234/21 Онищенко Е.С. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2022 года в размере 15 517,54 руб. (фиксированная выплата – 12 802,20 руб., страховая часть – 2 715,34 руб. – с учетом индексации на 5,9 %) по представленной трудовой книжке и диплому.

По представленным документам общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 года составил 31 год 1 месяц 17 дней, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом кратного исчисления – 2 года 9 месяцев 17 дней, стаж на 01.01.1991 года – 31 год 1 месяц 17 дней, без учета заработной платы.

В январе и феврале 2022 года была произведена выплата пенсии в указанном размере.

С учетом поступившего в январе 2022 года пенсионного дела истца из органов Пенсионного фонда Украины, г. Киев, органами ПФР г. Севастополя был повторно рассмотрен вопрос об установлении пенсии по заявлению от 09.09.2021 года и исчислении размера пенсии с учетом документов, имеющихся в пенсионном деле.

Согласно разъяснениям, направленным истцу из ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю 13.05.2022 года №О-1267-5614/1545-22, с учетом поступивших сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства, органами ПФР г. Севастополя истцу установлена страховая пенсия по старости с 01.02.2021 года (т.е. не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации в установленном порядке, как это предусмотрено Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года с учетом норм письма Министерства социальной защиты российской Федерации от 31.01.1994 года №1-369-18, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 21.02.1994 года №497).

Также, из материалов выплатного дела и ответов пенсионного органа на обращения истца, усматривается, что расчет страховой пенсии по старости Онищенко Е.С. был произведен в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013года № 400-ФЗ, с применением норм п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения, исходя из стажа работы, учтенного по 09.03.1988 года по материалам пенсионного дела, представленным документам, и осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.03.1986 года по 29.02.1988 года - 225,99 руб.

Так, в страховой стаж заявителя были засчитаны следующие периоды трудовой (иной) деятельности:

с 01.10.1956 года по 05.09.1960 года;

с 22.09.1960 года по 24.09.1963 года;

с 25.09.1963 года по 03.10.1963 года — учеба;

с 04.10.1963 года по 19.08.1964 года;

с 20.08.1964 года по 17.09.1964 года — учеба;

с 18.09.1964 года по 23.03.1967 года;

с 24.03.1967 года по 14.08.1968 года;

с 09.09.1968 года по 03.08.1971 года;

с 05.08.1971 года по 23.07.1974 года;

с 24.08.1974 года по 20.11.1974 года;

с 25.11.1974 года по 22.12.1976 года;

с 27.12.1976 года по 14.02.1977 года — МКС;

с 15.02.1977 года по 25.02.1980 года — МКС;

с 21.03.1980 года по 15.05.1980 года;

с 01.10.1980 года по 01.09.1983 года;

с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года;

с 19.02.1986 года по 28.02.1986 года — РКС;

с 10.03.1986 года по 30.07.1987 года — РКС;

с 30.09.1987 года по 09.03.1988 года — РКС.

    Периоды обучения включены в стаж Онищенко Е.С. на основании представленного заявительницей диплома об обучении с 1963 года по 1968 год в Киевском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького.

    Согласно ответу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 30.06.2023 года, учесть период работы с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года с даты установления пенсии как работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у органов ПФР г. Севастополя по имеющимся в распоряжении документам не было оснований, т.к. в печати на записи об увольнении в трудовой книжке не усматривается, что организация находилась в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ввиду слабого оттиска печати. Данный период был учтен в общий трудовой стаж.

    В стаж истца ответчиком 1 также не был учтен 1 год 1 месяц 18 дней согласно суммарной записи о периодах работы до поступления на предприятие, которое оформляло трудовую книжку.

По представленным документам общий трудовой стаж за периоды работы (с учетом кратного исчисления стажа за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям) по состоянию на 01.01.2002 года составил 32 года 8 месяцев 17 дней, на 01.01.1991 года — 32 года 8 месяцев 17 дней.

Оценка пенсионных прав истца путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал была произведена по наиболее выгодному варианту - по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ исходя из стажа 32 года 8 месяцев 17 дней, стажевого коэффициента - 67%, осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.03.1986 года по 29.02.1988 года — 225,99 руб. Расчетный размер пенсии с учетом надбавок составляет 660,00 руб. (207,56 руб. (с учетом увеличения до минимума) + 452,44 руб. (компенсационная выплата)). Ожидаемый период выплаты — 228.

Валоризация величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав Онищенко Е.С., осуществлена с учетом стажа 32 года, приобретенного до 01.01.1991 года.

Пенсионный капитал на 01.01.2002 года составил 47880,00 руб. Пенсионный капитал с учётом коэффициентов индексации определён в размере 268837,43 руб.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01.01.2015 года составил 26,121.

    Также истцу, как лицу, достигшему возраста 80 лет, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 400-ФЗ установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 % суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона с учетом индексаций.

    Таким образом, размер страховой пенсии по старости заявительницы с 01.02.2021 года составил 14671,28 руб. (12088,96 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 2582,32 руб. (страховая часть)).

    С 01.01.2022 года с учетом индексации на 8,6% размер пенсии Онищенко Е.С. составлял 15932,97 руб. (13128,62 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 2804,35 руб. (страховая часть)).

    С учетом пересмотра размера пенсии в связи с поступившим пенсионным делом, органами ПФР г. Севастополя истцу была осуществлена выплата недополученной части пенсии за январь и февраль 2022 года в размере 830,86 руб. вместе с пенсией за март 2022 года, а также за период с 01.02.2021 по 31.12.2021 разовым поручением в феврале 2022 года.

    В феврале 2022 года Онищенко Е.С. разовым поручением осуществлена выплата в общей сумме 176 241,46 руб., в том числе:

    - недополученной части пенсии за период с 01.02.2021 по 31.12.2021 в сумме 161 384,08 руб.;

    - ЕДВ за период с 09.09.2021 по 31.12.2021, а также за январь и февраль 2022 года (с учетом отказа от НСУ) в сумме 12 457,38 руб.;

    - компенсационной выплаты на уход за январь и февраль 2022 года в сумме 2 400,00 руб.

    С 01.06.2022 года с учетом индексации на 10% размер пенсии истца составлял 17 526,37 руб. (14 441,48 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 3084,89 руб. (страховая часть)).

Для подтверждения периода работы с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года, как работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специалистами Отделения истцу было оказано содействие в истребовании подтверждающих документов (справки, трудового договора), а также для возможного увеличения пенсии — в истребовании справки о заработной плате за периоды с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года и с 19.02.1986 года по 28.02.1986 года.

На основании документов, поступивших на запрос органов ПФР г. Севастополя и имеющихся в материалах пенсионного дела (архивной справки о стаже №148/48, трудового договора от 22 ноября 1983 года и справок о заработной плате за вышеуказанные периоды) органами ПФР г. Севастополя произведен беззаявительный перерасчет пенсии с 01.01.2022 года, как это предусмотрено ч. 7.2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ.

Так, в страховой стаж истца были засчитаны следующие периоды трудовой (иной) деятельности:

с 01.10.1956 года по 05.09.1960 года;

с 22.09.1960 года по 24.09.1963 года;

с 25.09.1963 года по 03.10.1963 года — учеба;

с 04.10.1963 года по 19.08.1964 года;

с 20.08.1964 года по 17.09.1964 года — учеба;

с 18.09.1964 года по 23.03.1967 года;

с 24.03.1967 года по 14.08.1968 года;

с 09.09.1968 года по 03.08.1971 года;

с 05.08.1971 года по 23.07.1974 года;

с 24.08.1974 года по 20.11.1974 года;

с 25.11.1974 года по 22.12.1976 года;

с 27.12.1976 года по 14.02.1977 года — МКС;

с 15.02.1977 года по 25.02.1980 года — МКС;

с 21.03.1980 года по 15.05.1980 года;

с 01.10.1980 года по 01.09.1983 года;

с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года — МКС;

с 19.02.1986 года по 28.02.1986 года — РКС;

с 10.03.1986 года по 30.07.1987 года — РКС;

с 30.09.1987 года по 09.03.1988 года — РКС.

После проведенного перерасчета, оценка пенсионных прав истца путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал произведена по наиболее выгодному варианту - по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ исходя из стажа 30 лет 1 месяц 4 дня (продолжительность стажа работы в РКС в календарном исчислении составляет 1 год 10 месяцев 11 дней, стаж работы в МКС в календарном исчислении — 5 лет 2 месяца 27 дней), стажевого коэффициента - 65%, фактического отношения среднемесячного заработка заявительницы за период с 01.11.1983 года по 31.03.1988 года к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период — 0,836 (при максимальном отношении — 1,2). Ожидаемый период выплаты — 228.

Валоризация величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав Онищенко Е.С., осуществлена с учетом стажа 30 лет, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ составил 104 428,56 руб. Пенсионный капитал с учётом коэффициентов индексации определён в размере 58 6347,18 руб.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до ДД.ММ.ГГГГ составил 56,168.

    Таким образом, размер страховой пенсии по старости истца с ДД.ММ.ГГГГ, после проведенного перерасчета, составил 19 158,82 руб. (13 128,62 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 6030,20 руб. (страховая часть)).

    С ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на 10% размер пенсии истца составляет 21074,92 руб. (14441,48 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 6633,44 руб. (страховая часть)).

Недополученная часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом проведенного перерасчета и ранее выплаченных средств, в сумме 30323,45 руб. была выплачена истцу в сентябре 2022 года.

С ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на 4,8% размер пенсии Онищенко Е.С. составил 22 086,57 руб. (15 134,66 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 6951,91 руб. (страховая часть)).

Территориальным органом СФР по г. Севастополю был повторно рассмотрен вопрос о включении в стаж истца периода работы по найму (1 год 1 месяц 18 дней) согласно суммарной записи о периодах работы до поступления на предприятие, которое оформляло трудовую книжку.

Также территориальным органом СФР по г. Севастополю был рассмотрен вопрос о зачете в стаж периода работы с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года как работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с даты назначения пенсии.

Так, органами СФР г. Севастополя произведен перерасчет пенсии заявительницы по стажу с даты назначения пенсии (с 01.02.2021 года).

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, в период с 01.02.2021 года по 31.12.2021 года, для исчисления пенсии общий трудовой стаж за периоды работы (с учетом кратного исчисления стажа за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям) по состоянию на 01.01.2002 года составил 34 года 10 месяцев 19 дней, на 01.01.1991 года — 34 года 10 месяцев 19 дней.

Оценка пенсионных прав истца путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в период с 01.02.2021 года по 31.12.2021 года произведена по наиболее выгодному варианту - по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ исходя из стажа 34 года 10 месяцев 19 дней, стажевого коэффициента - 69%, осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.03.1986 года по 29.02.1988 года — 225,99 руб. Расчетный размер пенсии с учетом надбавок составляет 660,00 руб. (211,26 руб. (с учетом увеличения до минимума) + 448,74 руб. (компенсационная выплата)). Ожидаемый период выплаты — 228.

С 01.01.2022 года, с учетом проведенного перерасчета по заработной плате за периоды с 22.11.1983 года по 19.12.1985 года и с 19.02.1986 года по 28.02.1986 года на основании поступивших на запрос документов, оценки пенсионных прав истца путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал произведена по наиболее выгодному варианту - по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ исходя из стажа 31 год 2 месяца 22 дня (продолжительность стажа работы в РКС в календарном исчислении составляет 1 год 10 месяцев 11 дней, стаж работы в МКС в календарном исчислении — 5 лет 2 месяца 27 дней), стажевого коэффициента - 66%, фактического отношения среднемесячного заработка заявительницы за период с 01.11.1983 года по 31.03.1988 года к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период — 0,836 (при максимальном отношении — 1,2). Ожидаемый период выплаты — 228.

Таким образом, с учетом проведенного перерасчета размер страховой пенсии по старости Онищенко Е.С. составил:

с 01.02.2021 года — 14707,66 руб. (12088,96 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 2618,70 руб. (страховая часть));

с 01.01.2022 года — 19387,17 руб. (13128,62 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 6258,55 руб. (страховая часть));

с 01.06.2022 года — 21326,12 руб. (14441,48 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 6884,64 руб. (страховая часть));

с 01.01.2023 года — 22349,83 руб. (15134,66 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 7215,17 руб. (страховая часть)).

Недополученная часть пенсии за период с 01.02.2021 года по 31.03.2023 года, с учетом проведенного перерасчета и ранее выплаченных средств, в сумме 4090,11 руб. выплачена истцу в апреле 2023 года, вместе с пенсией за апрель.

С 01.01.2024 года с учетом индексации на 7,5% размер пенсии Онищенко Е.С. составляет 24025,91 руб. (16269,76 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 7756,15 руб. (страховая часть)).

Расчет страховой пенсии по старости произведённый ответчиком 1 следующий:

Начальный пенсионный капитал на 01.01.2002 года определён в размере:

(0,836 (отношение заработков) * 66% (стажевый коэффициент = 55% за 20 лет требуемого стажа на 01.01.2002 года + 11% за 11 лет сверхтребуемого) * 1671 (средняя заработная плата по стране, утвержденная постановлением Правительства РФ на III квартал 2001 года) - 450 руб. (размер базовой части на 01.01.2002 года)) * 228 (ожидаемый период выплаты) = 107613,72 руб.

Пенсионный капитал с учётом коэффициентов индексации определён в размере 604231,30 руб. (107613,72 руб. (начальный пенсионный капитал на 01.01.2002) * 1,307 * 1,177 * 1,114 * 1,127 * 1,16 * 1,204 * 1,269 * 1,1427 * 1,088 * 1,1065 * 1,101 * 1,083 (коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала)).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...», ответчиком 1 осуществлена валоризация (повышение) расчётного пенсионного капитала на 10% и, сверх того, на 1% за каждый полный год стажа, приобретённого до 01.01.1991 года и включенного в трудовой стаж для оценки пенсионных прав (ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ).

Валоризация составляет: 10% (предусмотренных законом) + 31% (за 31 полный год стажа до 1991 года) = 41%

604231,30 руб. (индексированный пенсионный капитал) * 41% = 247734,83 руб. — сумма валоризации пенсионного капитала.

Учитывая изложенное, величина ИПК за периоды до 01.01.2015 года составляет: (604231,30 (индексированный пенсионный капитал) + 247734,83 (сумма валоризации)) / 228 (ожидаемый период выплаты) / 64,10 руб. (стоимость ИПК по состоянию на 01.01.2015) = 58,295.

        Таким образом, размер страховой части пенсии с 01.01.2023 года составил 7215,17 руб. (58,295 (величина ИПК) * 123,77 руб. (стоимость ИПК с 01.01.2023 с учетом индексации)).

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 400-ФЗ как лицу, достигшему возраста 80 лет, с 01.01.2023 года составила: 7567,33 руб. + 100% = 15 134,66 руб.

    Таким образом, общий размер пенсии с 01.01.2023 года составил 22 349,83 руб. (15134,66 руб. (повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет) + 7215,17 руб. (страховая часть)).

С 01.01.2024 года с учетом индексации на 7,5% размер пенсии составляет 24025,91 руб. (16269,76 руб. ((8134,88 руб. + 100%) повышенная фиксированная выплата к пенсии лицу, достигшему возраста 80 лет, с учетом индексации) + 7756,15 руб. (страховая часть = 58,295 (величина ИПК) * 133,05 руб. (стоимость ИПК с 01.01.2024 года с учетом индексации))).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции РФ, Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласился с произведенным ответчиком расчетом страховой пенсии по старости, произведенным с учетом представленных в материалы пенсионного дела документов, подтверждающих продолжительность стажа, размеры заработных плат истца, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю и Фонду пенсионного и социального страхования РФ. Не усмотрел суд первой инстанции также оснований для удовлетворения требований истца о не принятии мер по защите прав и законных интересов Онищенко Е.С. при рассмотрении обращений заявительницы по вопросу ее пенсионного обеспечения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц до 1 января 2015 г. были закреплены в п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (не применяется с 01.01.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), согласно которому при установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществлялась путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из бывших республик СССР, урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств от 13.03.1992 года, в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года, назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

В силу положений ст. 7 данного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Онищенко Е.С., обращаясь с настоящим иском, а также указывая в качестве доводов апелляционной жалобы, заявляет о нарушении ответчиком ее пенсионных прав, ссылаясь на то, что пенсионным органом необоснованно не учтено, что право на пенсию у истца возникло в период СССР, а следовательно при смене места жительства в пределах государств СНГ, в данном случае из г.Магадан (СССР) на территорию Украины в г.Киев, а затем на территорию Российской Федерации в г.Севастополь, пенсионное право истца сохраняется. При этом ответчик при назначении истцу пенсии по старости в отсутствие на то оснований не применил положения Соглашения государств СНГ о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года и Решений Экономического Суда СНГ о сохранении пенсионного статуса истца при переезде, а произвел назначение пенсии по п. 3 ст. 30 Закона №400-ФЗ.

Вместе с тем, изложенные доводы противоречат вышеприведенным положениям закона, согласно которым, размер пенсии прибывших на постоянное проживание в РФ граждан из государств-участников Соглашения пересматривается в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерством социальной защиты РФ в письме от 31.01.1994 года № 1-369-18 даны разъяснения, в соответствии с которыми при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Онищенко Е.С. выдан вид на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации, в котором проставлена отметка о регистрации в г.Севастополе с 20.08.2021 года. До 16.12.2020 года истец проживала на территории Украины в г.Киеве, о чем указала в заявлении о назначении пенсии от 09.11.2021 года.

09.09.2021 года истец обратилась в территориальный орган ПФР по г.Севастополю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и назначении ежемесячной денежной выплаты инвалиду 2 группы.

По представленной истцом трудовой книжке и диплому пенсионным органом принято решение о назначении заявителю страховой пенсии по старости с учетом п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ с 01.01.2021 года в размере 15 517,54 руб., общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2022 года составил 31 год 1 месяц 17 дней.

После получения ответчиком пенсионного дела истца из органов Пенсионного фонда Украины, учитывая, что истцу по прежнему месту жительства выплата пенсии была прекращена, пенсионным органом принято решение об установлении Онищенко Е.С. страховой пенсии по старости с 01.02.2021 года (не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации).

По представленным документам общий трудовой стаж истца с учетом кратного исчисления стажа за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по состоянию на 01.01.2002 года составил 32 года 8 месяцев 17 дней, на 01.01.1991 года – 32 года 8 месяцев 17 дней.

Ответчиком произведена оценка пенсионных прав истца путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по наиболее выгодному варианту – по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ исходя из вышеуказанного стажа, стажевого коэффициента – 67%, осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.03.1986 года по 29.02.1988 года– 225,99 руб., расчетный размер пенсии с учетом надбавок составил 660 руб., ожидаемый период выплаты – 228, валоризация величины расчетного пенсионного капитала осуществлена с учетом стажа 32 года, приобретенного до 01.01.1991 года, ИПК за период до 01.01.2015 года составил 26,121. Также истцу, как лицу, достигшему возраста 80 лет в соответствии ч.1 ст.17 Закона №400-ФЗ установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100% суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Закона №400-ФЗ с учетом индексации.

После получение пенсионного дела истца из органов Пенсионного фонда Украины и документов, подтверждающих периоды работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионным органом произведен беззаявительный перерасчет пенсии с 01.01.2022 года по наиболее выгодному варианту – по п.3 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, исходя из стажа 31 год 2 месяца 22 дня, стажевого коэффициента – 66%, фактического отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 01.11.1983 года по 31.03.1988 года к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период – 0,836 (при максимальном отношении – 1,2), ожидаемый период выплаты – 228.

Оспаривая расчет ответчика, Онищенко Е.С. ссылается на неправомерную оценку ОСФР по г.Севастополю ранее заработанных прав истца по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации, а также на неверное определение ответчиком отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате.

Статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при определении размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий, в том числе по старости, с даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. с 1 января 2002 г., законодатель в статье 30 данного Федерального закона установил для застрахованных лиц преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии. Для лиц, пенсия которым была назначена до указанной даты, перерасчет размеров трудовых пенсий, установленных по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", может осуществляться по правилам, предусмотренным пунктами 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в пункте 2 данной статьи закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г., что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.

На основании пункта 9 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях).

Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года в силу ст. 30 Закона № 173-ФЗ производится путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (РПК), из которого определяется размер страховой части пенсии. Для определения расчетного размера пенсии учитывается стаж и заработок до 01.01.2002 года, максимальное отношение заработных плат учитывается не свыше 1,2.

Согласно статье 14 Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается пенсия, и согласно статье 29.1 указанного Закона состоит из: части расчетного пенсионного капитала, исчисленного по нормам ст. 30 в зависимости от продолжительности трудового стажа и среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы, либо за любые 60 месяцев работы подряд из всей трудовой деятельности по 01.01.2002 года, включительно. Предельное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране за соответствующий период, которое может быть учтено при определении размера пенсии, составляет 1,2. Коэффициент по стажу для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; суммы валоризации, в результате которой расчетный пенсионный капитал, исчисленный по нормам статьи 30, повышается на 10% за стаж до 2002 года и плюс дополнительно по 1% за каждый полный год трудового стажа до 01.01.2002 года; суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 года.

Стажевой коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. Если застрахованное лицо по состоянию на 01.01.2002 года имеет неполный трудовой стаж (менее 20 лет), то величина расчетного пенсионного капитала при неполном трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 400-ФЗ следует, что размер страховой пенсии по старости представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года определяется в соответствии с части 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 года по нормам Закона № 173-ФЗ), к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года, равного 64 рублям 10 копейкам.

Величина ИПК за периоды, имевшие место с 01.01.2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии с нормами ст. 30 Закона № 173-ФЗ при исчислении расчетного размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Порядок исчисления среднемесячного заработка, установленный ранее действующим законодательством, может применяться лишь в части, не противоречащей Закону № 173-ФЗ.

В соответствии с п. 10 «Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года №99-р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» (далее — Рекомендации №99-р), исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР и осуществлявшим до 01.01.2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно положениям п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации определяется путем деления среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года(ЗР) на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период (ЗП).

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.

Согласно материалам выплатного дела, заработная плата истца за периоды работы общая сумма заработной платы за периоды работы с 22.11.1983 по 19.12.1985, с 19.02.1986 по 28.02.1986, с 10.03.1986 по 30.07.1987, с 30.09.1987 по 09.03.1988 (всего 51 месяц) составляет 10234,05 руб. (за исключением сумм заработной платы за июль 1987 года и за март 1988 года, поскольку в справках о заработной плате, имеющихся в материалах пенсионного дела, не указаны сведения о невключении в состав заработка единовременных выплат, на которые не начисляются страховые взносы (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта) и т. д.)).

Как установлено судом первой инстанции, среднемесячный заработок истца за фактически проработанные месяцы (ЗР) составил: 10234,05 руб. (сумма заработной платы истца за вышеуказанные периоды) / 60 месяцев = 170,57 руб.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (ЗП) составила: 10410,50 руб. (сумма заработной платы в РФ за периоды с ноября 1983 года по декабрь 1985 года, с февраля 1986 года по июль 1987 года, с сентября 1987 года по март 1988 года) / 51 месяц = 204,13 руб.

Таким образом, отношение заработков (ЗР/ЗП) определено как 170,57 руб / 204,13 руб. = 0,836.

Судебная коллегия, проверив представленный в решении расчет, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что размер пенсии истца произведен правильно исходя из величины заработной платы, продолжительности трудового стажа и в полном соответствии с положениями пенсионного законодательства. Доказательств обратного апеллянтом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что доводы апеллянта о том, что расчет размера пенсии был произведен неверно – в заниженном размере, не нашли своего объективного подтверждения, в ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований о нарушении ее пенсионных прав при установлении (назначении) ОСФР по <адрес> страховой пенсии по старости по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушение пенсионных прав истца, в том числе в определении размера назначенной страховой пенсии, выводы суда первой инстанции о том, что не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика недоначисленной страховой пенсии по старости за разные периоды времени в заявленном истцом размере, являются верными. Материалами пенсионного дела подтверждается, что страховая пенсия по старости была назначена истцу в соответствии с положениями действующего законодательства, пенсионным органом неоднократно производился перерасчет страховой пенсии истца, и с учетом произведенных ответчиком перерасчетов, недополученная часть пенсии была выплачена истцу в полном объеме.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности нарушений прав истца в части неверного расчета страховой пенсии по старости и, как следствие, отсутствия оснований для перерасчета получаемой истцом пенсии.

    Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

    Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.

Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Онищенко Е. С. без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                          Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                         Н.М. Истягина

                                                                                     В.В. Просолов

33-2653/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Онищенко Елена Сергеевна
Ответчики
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по г. Севастополю
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Прокуратура города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.08.2024Передача дела судье
02.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
02.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее