Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.Ц. к МУ Комитет по строительству Администрации <адрес> о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, В.Ц. просит признать отказ Комитета по строительству Администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство общежития для сезонного проживания рабочих незаконным и возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выдать такое разрешение.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Комитет по строительству Администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство общежития для сезонного проживания рабочих на указанном земельном участке, в выдаче которого истцу было отказано по мотивам расположения земельного участка в общественно-деловой зоне, в которой строительство общежитий не предусмотрено. Истец полагает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка, поскольку каких-либо ограничений относительно строительства в общественно-деловой зоне заявленного объекта Правилами землепользования и застройки городского округа «<адрес>» не предусмотрено.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Козлов М.А. в судебном заседании исковое заявление поддержал, против удовлетворения которого возражала представитель Комитета по строительству <адрес> Сукнёва Т.А., ссылаясь на соответствие принятого решения требованиям закона.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам,
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом(статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, истец вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием.
Также, в соответствии со ст.56 Земельного кодексаРФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Из материалов дела следует, что В.Ц. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; адрес ориентира - <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, кадастровым паспортом.
ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Комитет по строительству Администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство общежития для сезонного проживания рабочих на вышеуказанном участке.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. заявителю отказано в выдаче такого разрешения ввиду расположения земельного участка в общественно-деловой зоне, в которой строительство общежитий не предусмотрено.
Полагая данный отказ незаконным, В.Ц. обратился в суд.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.40 Земельного кодексаРФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст.8Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдачаразрешенийнастроительство,разрешенийна ввод объектов в эксплуатацию при осуществлениистроительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства, расположенных на территориях поселений.
В силу п. 3 ст.30 Градостроительного кодексаРФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешениена строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренногочастью 1.1настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии счастями 4-6настоящей статьи орган местного самоуправления с необходимыми документами.
Частью 13 ст. 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к одним из которых относится несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
При этом в силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зонывидомразрешенного использования.
В соответствии с утвержденным градостроительным планом, земельный участок истца расположен в общественно-деловой зоне (зона ОД).
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «<адрес>», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ., к одному из основных видов разрешенного строительства общественно-деловой зоны относится гостиничное обслуживание.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. №, под гостиничным обслуживанием понимается размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Принимая во внимание, что общежитие в силу своего определения и предназначения является зданием для временного проживания в нем граждан, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выдаче разрешения строительства по данным основаниям у ответчика не имелось.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца цели извлечения предпринимательской выгоды от использования общежития, что исключает возможности строительства заявленного объекта недвижимости в общественно-деловой зоне, подлежат отклонению. В данном случае, по мнению суда, существенным для определения возможного размещения объекта недвижимости в той или иной территориальной зоне <адрес> с учетом вида разрешенного использования является не цели, а вид его использования, назначение и технические характеристики данного объекта.
Согласно представленной в материалы дела проектной документации на общежитие, проект его строительства разработан в соответствии с градостроительным планом земельного участка, градостроительным регламентом, по факту его строительства дано положительное заключение экологической экспертизы.
Отсутствие такого вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в общественно-деловой зоне, как для размещения общежитий, само по себе не исключает его строительство на таком земельном участке, поскольку не препятствует размещению в общественно-деловой зоне объектов недвижимости с аналогичным видом использования, например, гостиниц.
При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с Правилами застройки <адрес> на земельном участке истца, расположенного в общественно-деловой зоне, имеется возможность размещения зданий для гостиничного обслуживания, к которым в том числе, относятся и общежития, Комитет неправомерно отказал в выдаче разрешения на строительство такого объекта.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене как незаконное, то есть принятое с нарушением требований законодательства и нарушающее права истца.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Принимая во внимание, что выдача разрешения на строительство относится к исключительной компетенции МУ Комитет по строительству Администрации <адрес>, в качестве восстановления нарушенных прав истца суд полагает возможным возложить на Комитет обязанность в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление В.Ц. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. При этом правовых оснований для возложение на ответчика обязанности выдать разрешение на строительства суд не усматривает, поскольку данный вопрос в силу закона находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление В.Ц. к МУ Комитет по строительству Администрации <адрес> о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство удовлетворить частично.
Признать незаконным решение МУ Комитет по строительству Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче В.Ц. разрешения строительство объекта капитального строительства «Общежитие для сезонного проживания рабочих» и подлежащим отмене.
Обязать МУ Комитет по строительству Администрации <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление В.Ц. от ДД.ММ.ГГГГг. о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - «Общежитие для сезонного проживания рабочих» по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова