Решение по делу № 2-156/2015 (2-5168/2014;) от 02.09.2014

Дело № 2-156/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2015 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи     Хабаровой Л.В..,

при секретаре     Кудряшове А.Д..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района города Челябинска в интересах Алферова Е.Б. а к администрации города Челябинска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района г.Челябинска в интересах Алферова Е.Б. обратился в суд с иском к администрации г.Челябинска об обязании предоставить Алферову Е.Б. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующее санитарным и техническим требования в черте г. Челябинска.

В обоснование иска указано, что Алферов Е.Б. является <данные изъяты>. Алферов Е.Б. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больнице №1» по поводу хронического заболевания, которое входит в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, исключающих совместное проживание граждан в одной квартире, что дает ему право на предоставление жилья во внеочередном порядке. Также Алферов Е.Б. подпадает под действие постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Алферов Е.Б. зарегистрирован и проживает в <адрес>. По состоянию на 2014 год Алферов Е.Б. состоит в сводном списке граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На 2014 год очередь Алферова Е.Б. в свободном списке граждан значится за №1. До настоящего времени Алферову Е.Б.. жилое помещение в порядке, установленном жилищным законодательством, не предоставлено, что существенно нарушает его законные права. Ссылаясь на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор просил завяленные требования удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора Калиниского района г.Челябинска. на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям.

Истец Алферов Е.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.

Представитель ответчика администрации г.Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. (л.д.72)

Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что решением исполнительного комитета Калининского совета народных депутатов от 14.08.1980 № 192-1 Алферов Е.Б. поставлен на очередь распределению жилой площади по списку № 2 с составом семьи в 1 человек. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения могут быть предоставлены вне очереди после принятия соответствующего федерального закона, указа Президента РФ или закона субъекта РФ. Анализ законодательства РФ свидетельствует о том, что федеральным законодателем полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, которые встали на учет нуждающихся в улучшении условий до 01.03.2005 года переданы органам государственной власти субъекта РФ. Таким образом, оснований для возложения на Администрацию г.Челябинска обязанности по предоставлению Алферову Е.Б. жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, так как органы местного самоуправления необходимыми полномочиями и финансовыми средствами не наделены.(л.д.28-29)

Представитель третьего лица администрации Калининского района г.Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.

Представитель третьего лица Министерств социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил (л.д. 70).

Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что выделение жилых помещений для предоставления по договорам социального найма гражданам, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов г. Челябинска, осуществляется администрацией г. Челябинска. Таким образом, предоставление, в том числе и внеочередное, жилых помещений гражданам, состоящим на учете, относится к полномочиям администрации г. Челябинска (л.д. 46-47).

Представитель третьего лица Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.(л.д.69)

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд находит иск прокурора Калининского г. Челябинска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом при рассмотрении дела установлено и следует из материалов гражданского дела, что Алферов Е.Б. находится на диспансерном учете по поводу хронического заболевания F20, которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года №378 о невозможном проживании граждан в одной квартире, а также постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 о праве на дополнительную жилую площадь (л.д. 7).

Алферов Е.Б. имеет вторую группу инвалидности по общему заболеванию F20 бессрочно, которая установлена ему повторно 23,02,1994г., что подтверждается справкой серии ВТЭ-190 №002373(л.д. 6).

Согласно ответу администрации Калининского района г.Челябинска от 24.07.2014 года Алферов Е.Б. на основании решения исполкома Калининского районного Совета народных депутатов от 14.08.1980 года № 192-1 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок предоставления жилых помещений лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, до настоящего времени не определен и не утвержден, в связи с чем, решение о предоставлении жилого помещения Алферову Е.Б.. не принято. Исходя из даты постановки на учет по состоянию на 2014 год. Номер его очереди в сводном списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, сформированном в соответствии с действующим законодательством, № 1 (л.д.12- 14).

Материалами дела подтверждается обоснованность постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Алферова Е.Б. (л.д. 6).

Исследовав все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из содержания ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых

помещениях, осуществляемое органом местного самоуправления (ч.3 ст.52 ЖК РФ), является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).

Общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен в ст.57 ЖК РФ, положения которой, в частности, предусматривают очередность предоставления помещений исходя из времени принятия граждан на учет (часть 1), а также предоставление гражданам жилых помещений по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).

Вместе с тем для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, в качестве дополнительных гарантий прав на жилище законодатель предусмотрел возможность внеочередного получения жилых помещений по договорам социального найма (ч.2 ст.57 ЖК РФ).

К такой категории отнесены граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005г. № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Челябинск» установлена норма предоставления – 18 кв. м общей площади на 1 человека.

Таким образом, учитывая, что Алферов Е.Б.. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, состоит на нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставляемым по договорам социального найма, у него безусловно возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке в черте данного населенного пункта.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( с послед. изм. и доп.) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из ч.2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Челябинской области от 28.01.2010г. №528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (с послед. изм. и доп.) предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и вставшим на учет до 1 января 2005 года меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность (ст.ст. 1, 2).

Однако в силу части 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.

По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 года.

Частями 3, 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз.10 ч.1 ст. 2, п.6 ч.1 ст.14, п.6 ч.1 ст.16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п.1 ч.1 и п.3 ч.2 ст.50).

Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст. ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по состоянию на 01 марта 2005 года, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления. При этом признание таких граждан малоимущими не обязательно, поскольку такое понятие появилось в жилищном законодательстве после 01 марта 2005 года.

В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса, перечне.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая изложенное, суд полагает, что минимальный размер площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Алферову Е.Б.., должен составлять не менее 18 кв. м.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Челябинска обязанности предоставить Алферову Е.Б.. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах г.Челябинска, соответствующее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 кв. м. за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию города Челябинска предоставить Алферову Е.Б. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м, соответствующее санитарным и техническим требованиям в черте города Челябинска.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Хабарова Л.В.

2-156/2015 (2-5168/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алферов Е.Б.
Прокурор Калининского районаг. Челябинска в интересах Алферова Евгения Борисовича
Ответчики
администрация г. Челябинска
Другие
Правительство Челябинской области
Министерство социальных отношений Челябинской области
Администрация Калининского района
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
02.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2014Передача материалов судье
05.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.12.2014Предварительное судебное заседание
14.01.2015Предварительное судебное заседание
05.02.2015Судебное заседание
05.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее