Решение по делу № 2-5207/2017 от 15.09.2017

решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2018 года дело № 2-5207/2017 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 18 декабря 2017 года

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Николаевой Е.В.,

при секретаре Мамедовой Р.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия.

В обоснование требований указал, что в порядке надзора проверено соблюдение ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр. ККК 224. В ходе контроля за соблюдением абонентом ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.02.2003, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербург", 26.05.2017 отобраны пробы сточных вод ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» в системе коммунальной канализации. Согласно уведомлению от 28.06.2017 №106-19-113/17-01 установлен сброс ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведение по качеству сточных вод по веществам - выпуск 3 (Шафировский пр. ККК 224): алюминий, медь, ртуть, цинк.

На основании изложенного прокурор обратился в суд и просил обязать ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» в 120-дневный срок с момента вступления решения в законную силу провести мероприятия направленные на повышение качества сточных вод на выпуске В3 (Шафировский пр. ККК 224) до достижения установленных нормативов водоотведения, утверждённых распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148.

Представитель истца в заседание явился, требования и доводы иска поддержал.

Представитель ответчика в заседание явился, с иском не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в заседание суда не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направил, в связи с чем суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, возражения ответчика, выслушав представителей сторон, суд признаёт заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Статья 3 указанного Закона предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В силу пункта 2 статьи 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

На основании пункта 1 статьи 43.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N 167 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644 и Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 года N 11.

Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 года N 201.

Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

В соответствии с п. 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.

В соответствии с п. 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, обязанность по обеспечению эксплуатации систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, соблюдению режима водопотребления и сброса сточных вод возложена на абонента, на которого также возложена ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

При этом в силу положений п. 93 указанных Правил абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Как усматривается из материалов дела, 20.02.2003 между ГУП "Водоканал СПб" и ответчиком заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, ответчику установлены допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга.

Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

В ходе контроля за соблюдением абонентом ГУП «ТЭК» нормативов водоотведения по составу сточных вод и соблюдением требований договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.02.2003, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербург", 26.05.2017 отобраны пробы сточных вод ГУП «ТЭК» в системе коммунальной канализации. Согласно уведомлению от 28.06.2017 №106-19-113/17-01 установлен сброс ГУП «ТЭК» сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведение по качеству сточных вод по веществам - выпуск 3 (Шафировский пр. ККК 224): алюминий, медь, ртуть, цинк.

Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что ответчик произвело сброс сточных вод со значительным превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

В силу п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

Исходя из положений п. п. 61, 63, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167, Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01 июня 2000 года N 11, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующим законодательством ответственность за качество и состав сточных вод возлагается на абонента, а в данном случае на ответчика, который обязан соблюдать условия и режим водоотведения, приема (сброса) сточных вод, а также нормативов водоотведения по качеству сточных вод.

Кроме того, суд учитывает, что все хозяйствующие субъекты Российской Федерации, в том числе и ответчик, обязаны предусматривать мероприятия и принимать меры для обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, тогда как ответчик произвел сброс сточных вод со значительным превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, однако достаточных мер по очистке, предусмотренных природоохранным законодательством, не принимает, что является безусловным нарушением требований ФЗ "Об охране окружающей среды".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду, вследствие сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга на ответчика должна быть возложена обязанность о принятию мер по установлению причины превышения нормативов водоотведения, по проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод.

Утверждения ответчика о том, что на момент подачи иска им проведены мероприятия по повышению качества сточных вод судом отклоняются, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств, устранения нарушений законодательства в области окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что предложенный прокурором срок исполнения решения суда является не реальным, в связи с чем суд признаёт необходимым определить его с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах 220 дней с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Санкт – Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГУП «ТЭК» об обязании совершить определенные действия, - удовлетворить.

Обязать ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» в 220-дневный срок с момента вступления решения в законную силу провести мероприятия направленные на повышение качества сточных вод на выпуске В3 (Шафировский пр. ККК 224) до достижения установленных нормативов водоотведения, утверждённых распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148.

Взыскать с ФГУП «Почта России»ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» в доход бюджета Санкт – Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья –

2-5207/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Природоохранный прокурор СПб
Ответчики
ГУП "ТЭК Санкт-Петербург"
Другие
ГУП "Водоканал Санкт-Петербург"
Суд
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Николаева Елена Владимировна
Дело на странице суда
oktibrsky.spb.sudrf.ru
15.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2017Передача материалов судье
15.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2017Предварительное судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
09.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее