Решение по делу № 2-367/2021 от 21.07.2021

УИД 45RS0004-01-2021-000647-05 Дело № 2-367/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Далматовский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Рахимовой А.В.,

при секретаре Косинцевой Н.Г.,

с участием заместителя прокурора Далматовского района Ситдикова Е.М.,

представителя ответчика Администрации Далматовского района Курганской области, третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Мальцевой О.И., действующей на основании доверенностей от 23 марта 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Далматово

20 сентября 2021 года

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах лица из числа детей-сирот Анашкина Руслана Алексеевича к Администрации Далматовского района о предоставлении жилья,

установил:

прокурор Далматовского района, действующий в интересах лица из числа детей-сирот Анашкина Р.А., обратился в суд с иском к Администрации Далматовского района о предоставлении жилья. В исковом заявлении указал, что в Адрес Обезличенную прокуратуру поступило обращение Анашкина Р.А. о нарушении его жилищных прав. В ходе проведенной проверки установлено, что Анашкин Р.А., **.**.**** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО4 умерла 16.11.2005, отец – ФИО5 решением Шадринского районного суда Курганской области от 16.03.2007 лишен родительских прав, в связи с чем он имеет право на предоставление жилья, но до настоящего времени его не получил. Постановлением Администрации г. Далматово от 13.12.2005 № 471р Анашкину Р.А. назначен опекун ФИО8 Постановлением Администрации Далматовского района № 278 от 19.04.2017 дано разрешение на смену фамилии «ФИО13» на «ФИО12». На основании постановления Администрации Далматовского района № 518 от 11.07.2017 Анашкин Р.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Согласно информации Росреестра Анашкин Р.А. жилого помещения на праве собственности не имеет, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Анашкин Р.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Адрес Обезличен, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его дедушке ФИО9 С 01.09.2019 года обучается в Далматовском филиале Данные Изъяты». Жилое помещение Анашкин Р.А. желает получить на территории г. Далматово. Решением Далматовской городской Думы от 29.12.2005 № 96 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде муниципального образования г. Далматово в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Соответственно Анашкин Р.А. нуждается в жилом помещении, общая площадь которого будет соответствовать указанному решению. Истец числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, жилое помещение должно быть ему предоставлено с момента включения в список, т.е. 11.07.2017. Просят обязать Администрацию Далматовского района Курганской области предоставить Анашкину Р.А благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г.Далматово, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

В судебном заседании заместитель прокурора заявленные требования поддержал в полном объёме, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Истец Анашкин Р.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Администрации Далматовского района Курганской области, третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Мальцева О.И. в судебном заседании пояснила, что удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав других детей-сирот.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывает, что к полномочиям Департамента относится приобретение за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Жилые помещения приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и на основании списков детей-сирот, предоставленных Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области Департаментом образования и науки Курганской области, благоустроенные жилые помещения, которые после передачи в собственность соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления должны будут предоставить детям-сиротам. Удовлетворение иска приведет к нарушению законных прав иных детей-сирот, включенных в список детей-сирот раньше, чем истец.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления социальной защиты Курганской области, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, дополнительно указывают, что право истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящего в списке, на обеспечение жилым помещением не оспаривают, по состоянию на 01.07.2021 истец числится в списке под номером 35. Удовлетворение иска приведет к нарушению законных прав иных детей-сирот, включенных в список детей-сирот раньше, чем Анашкин Р.А.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно постановлению Администрации Далматовского района Курганской области № 278 от 19.04.2017 ФИО3, **.**.**** года рождения, на основании заявления попечителя ФИО8, изменена фамилия на «ФИО12» (л.д. 14).

Судом установлено, что матерью Анашкина (ФИО13) Р.А. является ФИО4, отцом – ФИО5 (л.д. 13,15).

Согласно свидетельству о смерти ФИО4, **.**.**** года рождения, умерла **.**.**** (л.д. 16).

Распоряжением Администрации города Далматово от 13.12.2005 № 471р ФИО8 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО3 (л.д. 19).

Решением Шадринского районного суда Курганской области от 16.03.2007 ФИО5 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка – ФИО3 Несовершеннолетний передан на воспитание опекуну – ФИО8

Постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от 11.07.2017 № 518, на основании заявления, Анашкин Р.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 21).

Анашкин Р.А. жилого помещения на праве собственности не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является (л.д. 25, 30).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 22.07.2021 установлено, что отцу истца – ФИО5 на праве собственности принадлежит 1/6 доля в жилом помещении общей площадью 109,4 кв.м., расположенного по адресу: Адрес Обезличен, т.е. 18,2 кв.м. на долю.

Согласно паспорту Анашкин Р.А зарегистрирован по адресу: Адрес Обезличен, которое принадлежит на праве собственности ФИО9 (л.д. 12, 26, 27-29).

В материалы дела представлена копия аттестата Анашкина Р.А., согласно которому он в 2019 году окончил Данные Изъяты». В настоящее время Анашкин Р.А. обучается в Далматовском филиале Данные Изъяты», место в общежитии не предоставлялось (л.д. 22-23, 24).

Анашкин Р.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До настоящего времени истец собственным жильем не обеспечен. Нуждаемость Анашкина Р.А. в жилом помещении лицами, участвующими в деле, по существу не оспаривалась.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Подпунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).

Пунктом 3 названного Порядка установлено, что жилые помещения приобретаются исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим управление в сфере имущественных и земельных отношений и в сфере управления государственным имуществом Курганской области, в домах, имеющих срок эксплуатации не более 50 лет, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2017 года по состоянию на дату приобретения, и передаются в муниципальную собственность муниципальных районов и городских округов Курганской области, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в порядке, установленном действующим законодательством.

Решения о предоставлении жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, включенным в список, принимают органы местного самоуправления (далее - соответственно решение, лица, включенные в список).

Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.

Истец достиг совершеннолетия и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Право Анашкина Р.А. лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с данным иском.

Истец соответствует всем условиям для обеспечения жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о предоставлении истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика, третьих лиц о том, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав других лиц, которые были приняты на учет в более ранние сроки, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно достижение совершеннолетия, включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 23.01.2019 № 56-АПГ18-15.

Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

В силу ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Далматовской городской Думы от 29.12.2005 № 96 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде муниципального образования города Далматово в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, а также установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в Администрацию города Далматово в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Пунктом 3 ст.8 указанного Закона Курганской области установлено, что материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.

С учетом приведенных выше норм, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию Далматовского района Курганской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма общей площадью не менее 15 кв.м.

Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Далматовского района Курганской области предоставить Анашкину Руслану Алексеевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи на него апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья А.В. Рахимова

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2021 года.

2-367/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Анашкин Руслан Алексеевич
Прокурор Далматовского района в интересах Анашкина Руслана Алексеевича
Ответчики
Администрация Далматовского района
Другие
Финансовое Управление Курганской области
УДОКМС администрации Далматовского района
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Управление социальной защиты населения Курганской области
Управление имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области
Суд
Далматовский районный суд Курганской области
Судья
Рахимова А.В.
Дело на странице суда
dalmatovsky.krg.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее