УИД26RS0002-01-2023-006362-60
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 18 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей: Мирошниченко Д.С., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Аллагулиевой С.М. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 30 октября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Смирнова Е.А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,
установила:
Смирнов Е.А. обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что Смирнов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Кетовского района Курганской области от 02 октября 2012 года № 2376 «О назначении несовершеннолетнему Смирнову Е.А. опекуна (попечителя), исполняющего свои обязанности безвозмездно», истец Смирнов Е.А. передан под опеку Дорошенко Т.В., в связи с тем, что родители несовершеннолетнего Смирнова Т.С. и Смирнов А.С. воспитанием ребенка не занимаются. Решением Кетовского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ родители истца – Смирнова Т.С. и Смирнов А.С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Смирнова Е.А. Приказом управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга от 01 апреля 2016 года № 516-о «О назначении Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно (по договору о приемной семье); Смирнова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения», Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. назначены опекунами над истцом. Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края «О постановке приемной семьи Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. на учет отдела опеки, попечительства по 2 делам несовершеннолетних администрации города Пятигорска и заключении договора о передаче несовершеннолетнего Смирнова Е.А., 14 ноября 2003 года рождения, на воспитание в приемную семью», поставлена приемная семья Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. на учет отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации города Пятигорска. Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, истец Смирнов Е.А. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 11 октября 2022 года. В настоящее время истец проходит военную службу по призыву в войсковой части 7427 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации города Пятигорск. Согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 14 сентября 2022 года за истцом Смирновым Е.А. отсутствую зарегистрированные права на объекты недвижимости. Однако до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен.
Просил обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ему специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям городов КМВ, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 30 октября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Смирнову Е.А. специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям городов КМВ, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Аллагулиева С.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Считает, что принятое решение является незаконным и необоснованным, в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права.
Письменные возражения на доводы жалобы не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Смирнов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении I-БС № от ДД.ММ.ГГГГ, матерью Смирнова Е.А. является Смирнова Т.С., отцом - Смирнов А.С.
Постановлением администрации Кетовского района Курганской области от 02 октября 2012 года № 2376 «О назначении несовершеннолетнему Смирнову Е.А. опекуна (попечителя), исполняющего свои обязанности безвозмездно», истец Смирнов Е.А. передан под опеку Дорошенко Т.В., в связи с тем, что родители несовершеннолетнего Смирнова Т.С. и Смирнов А.С. воспитанием ребенка не занимаются.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, родители истца – Смирнова Т.С. и Смирнов А.С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Смирнова Е.А., который оставлен на воспитании его опекуна - Дорошенко Т.В.
Приказом управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга от 01 апреля 2016 года № 516-о «О назначении Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно (по договору о приемной семье); Смирнова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения», Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. назначены опекунами над истцом.
Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края № 3842 от 05 октября 2018 года «О постановке приемной семьи Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. на учет отдела опеки, попечительства по делам несовершеннолетних администрации города Пятигорска и заключении договора о передаче несовершеннолетнего Смирнова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на воспитание в приемную семью», поставлена приемная семья Дорошенко Т.В. и Дорошенко Т.В. на учет отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации города Пятигорска.
Согласно ответа Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 27 от 29 ноября 2021 года № 07/6304 Смирнов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения в список не включен, с заявлением о включении в список не обращался.
Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края № 789 от 16 марта 2022 года на отдел опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации города Пятигорска возложена обязанность принять необходимые меры по включению Смирнова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, так как Смирнов Е.А. имеет право на обеспечение жилым помещением. Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на заместителя главы администрации города Пятигорска – начальника муниципального учреждения «Управление образования администрации города Пятигорска» Васютину Н.А.
14 июня 2022 года № 390 в ответ на запрос начальника отдела по опеке и попечительства Управления народного образования Администрации Кетовского района глава Кетовского сельсовета сообщил, что у Смирнова А.С., Смирновой Т.С., Смирнова Е.А. отсутствует договор социального найма на жилое помещение на территории Кетовского сельсовета; членами семьи нанимателей по договорам соцнайма жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда на территории Кетовского сельсовета не являются.
Ответом начальника отдела опеки и попечительства администрации Кетовского района Курганской области № 1002 от 29 июня 2022 года сообщена информация согласно которой Смирнов Е.А. в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Кетовского района Курганской области не обращался. Кроме того, Смирнов А.С., Смирнова Т.С., Смирнов Е.А., не являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя жилья на территории Кетовского района.
Приказом министерства образования Ставропольского края от 11 октября 2022 года № 1786-пр Смирнов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, согласно представленному ответу министерства образования Ставропольского края от 14 октября 2022 года № 573-пд.
Из искового заявления следует, что в настоящее время истец проходит военную службу по призыву в войсковой части 7427 Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации город Пятигорск.
Согласно уведомлению из ЕГРН от 14 сентября 2022 года следует, что сведений о принадлежащем имуществе на праве собственности за истцом Смирновым Е.А. не имеется.
До настоящего времени жилым помещением Смирнов Е.А. не обеспечен.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 92, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанности предоставить Смирнову Е.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда, поскольку вышеуказанными нормами действующего законодательства прямо предусмотрено право лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона 159-ФЗ, на обеспечение их жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом, как правомерно отметил суд, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список, то есть не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения, в связи с чем, жилое помещение должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции и полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов России.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта России, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта России, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что внеочередное предоставление Смирнову Е.А. жилого помещения не повлечет нарушение имущественных прав иных детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ранее истца включенных в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений, поскольку все лица в данном списке имеют равные права на получение жилья с момента возникновения у них такого права, независимо от даты регистрации в нем.
Таким образом, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ. Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом первой инстанции не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 30 октября 2023 года – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2024 года.