Административное дело № 2а-2298/2020
УИД: 47RS0005-01-2020-001816-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2020 года город Выборг
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 03 августа 2020 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2020 г.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при секретаре Андреевой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению адвоката Толкачев Геннадий Владимирович к заместителю начальника инспекции федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области Долыняку Валерию Викторовичу, Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области об обязании предоставить сведения по адвокатскому запросу,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с уточненным административным иском к заместителю начальника инспекции федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области Долыняку Валерию Викторовичу, Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области об обязании предоставить сведения по адвокатскому запросу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках оказания юридической помощи Большакову К.Р. и в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в целях оказания квалифицированной юридической помощи административный истец в адрес ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области 14.02.2020 направил адвокатский запрос № с просьбой предоставить следующую информацию:
1. Какой нотариус заверял формы Р12003?
2. Кто подавал заявления на внесения сведений в ЕГРЮЛ?
13.03.2020 заместитель начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Долыняк В.В. письмом № отказал в предоставлении вышеуказанных сведений.
В отказе Долыняк В.В. указал, что согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ запрашиваемая информация носит ограниченный доступ, и копию заявления они предоставить не могут.
Административный истец считает, что данный отказ незаконный и препятствует истцу оказывать квалифицированную юридическую помощь. Без данных сведений он не может обжаловать незаконные сведения нотариуса, удостоверивший форму № Р12003.
Сведения о нотариусе, заверявшим подпись на форме № Р12003 в ЕГРЮЛ не вносятся и сведения о нотариусе имеются в налоговом органе только в регистрационном деле.
Запрошенные сведения можно получить только в налоговом органе.
Таким образом, сведения о нотариусе, удостоверивший подпись в форме Р12003, а также ФИО подателя, не относятся к сведениям, содержащимися в ЕГРЮЛ и не являются ограниченными сведениями и могут быть предоставлены по запросу адвоката.
Кроме того, решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.12.2019 признан незаконный отказ заместителя начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимова Л.А. о предоставлении сведений па аналогичному запросу.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным отказ заместителя начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Долыняка Валерия Викторовича № от 13.03.2020; обязать ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в течение 10 дней предоставить сведения на адвокатский запрос: а) Какой нотариус заверял формы Р12003? Б) Кто подавал заявления на внесения сведений в ЕГРЮЛ?
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагал, что административный ответчик не имел юридических оснований для отказа в предоставлении сведений, поскольку в своем запросе административный истец не просил предоставления копий документов, а ответ мог быть предоставлен в форме обычного письма.
Представитель административного ответчика Инспекция федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Найденко Е.Ю., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что инспекция совершила все действия в соответствии с требованиями законодательства, оснований для предоставления указанной информации не имелось, поскольку это не предусмотрено законодательством. Полагала действия административного ответчика законными и обоснованными.
Административный ответчик Долыняк В.В. направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица потребительский кооператив "Всеволожский", Большаков К.Р., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителя не направили, об отложении судебного разбирательства не просили, отзыва не представили.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в составе имеющейся явки.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст. 59, 60, 61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, для реализации данных положений в Российской Федерации создан и функционирует институт адвокатуры.
При этом, законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон), других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 1 и 2 Закона адвокат является лицом, на которое государство возложило обязанность оказывать квалифицированную юридическую помощь.
Статьей 6 указанного закона адвокату предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
Как указывается в статье 6.1 данного закона адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее – адвокатский запрос) (ч. 1).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (ч. 2).
В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если: субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом (ч. 4).
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно-правовая форма; указание на то, что хозяйственное общество имеет статус международной компании (в применимых случаях); адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей); сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций);сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; сведения о филиалах и представительствах юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
Федеральным законом от 27.07.2006 «О персональных данных» № 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее – государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее – муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
В силу статьи 7 вышеуказанного Закона о персональных данных операторы (оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными - пункт 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ) и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, адвокат Толкачев Г.В. 14.02.2020 направил адвокатский запрос № с просьбой предоставить следующую информацию:
1. Какой нотариус заверял формы Р12003?
2. Кто подавал заявления на внесения сведений в ЕГРЮЛ?
13.03.2020 заместитель начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Долыняк В.В. письмом № отказал в предоставлении вышеуказанных сведений.
В отказе Долыняк В.В. указал, что согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ запрашиваемая информация носит ограниченный доступ, и копию заявления они предоставить не могут.
Административный истец считает, что данный отказ незаконный и препятствует истцу оказывать квалифицированную юридическую помощь. Без данных сведений он не может обжаловать незаконные сведения нотариуса, удостоверивший форму № Р12003.
Сведения о нотариусе, заверявшим подпись на форме № Р12003 в ЕГРЮЛ не вносятся и сведения о нотариусе имеются в налоговом органе только в регистрационном деле.
Запрошенные сведения можно получить только в налоговом органе.
Таким образом, сведения о нотариусе, удостоверивший подпись в форме Р12003, а также ФИО подателя, не относятся к сведениям, содержащимися в ЕГРЮЛ и не являются ограниченными сведениями и могут быть предоставлены по запросу адвоката.
Кроме того, решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.12.2019 признан незаконный отказ заместителя начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимова Л.А. о предоставлении сведений на аналогичному запросу.
Из буквального содержания адвокатского запроса следует, что предметом запроса было предоставление информации о фамилии нотариуса, удостоверившего форму Р12003, о фамилии лица, подавшего в ИФНС форму Р12003.
В ЕГРЮЛ не вносятся сведения о нотариусе, заверявшим подпись на форме № Р12003, а также фамилия лица, подавшего в ИФНС форму Р12003, которые также не являются сведениями, подпадающими под требования федерального закона от 27.07.2006 «О персональных данных» № 152-ФЗ и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Таким образом, сведения о нотариусе, удостоверивший подпись в форме <данные изъяты>, а также ФИО подателя заявления, не относятся к сведениям, содержащимися в ЕГРЮЛ и не являются ограниченными сведениями и могут быть предоставлены по запросу адвоката.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ 13.03.2020 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (№):
░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░12003?
░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░?
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░