Решение по делу № 2а-1104/2020 от 21.01.2020

Дело № 2а-1104/2020

74RS0031-01-2020-000847-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2020 года

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Ижокиной О.А.

при секретаре              Гавриловой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области к Токареву А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Токареву А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указано, что ответчиком не исполнена обязанность по уплате налогов, в связи с чем последнему выставлено требование об уплате земельного налога за <дата обезличена> год в размере 27 738 руб., за <дата обезличена> год в размере 22 686 руб., которое последним не исполнено.

Просит взыскать с Токарева А.А. земельный налог за <дата обезличена> год в размере 27 738 руб., за 2016 год в размере 22 686 руб. (л.д. 5-6).

Представитель административного истца – Гоголева М.В., действующая на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> (л.д. 109), диплом о высшем юридическом образовании от <дата обезличена> (л.д. 110), в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что налоговым уведомлением <номер обезличен> от <дата обезличена> произведен перерасчет по земельному налогу в связи с тем, что решением Магнитогорского городского собрания депутатов Челябинской области от <дата обезличена> <номер обезличен> установлены налоговые ставки по земельному налогу в размере 1,5% на земельные участки с разрешенным использованием «нежилое здание и прилегающая территория», которые относятся к прочим земельным участкам. Ответчику доначислен земельный налог, исходя из процентной ставки 1,5% вместо 0,3%. Просила удовлетворить заявленные требования.

Административный ответчик Токарев А.А. и его представитель – Токарева О.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от <дата обезличена> (л.д. 44-45), диплом о высшем юридическом образовании от <дата обезличена> (л.д. 46), в судебном заседании предъявленные административные исковые требования не признали. Пояснили, что Токаревым А.А. в полном объеме исполнена обязанность по уплате земельного налога за <дата обезличена>,<дата обезличена> годы согласно налоговому уведомлению от <дата обезличена>. <дата обезличена> Токареву А.А. направлено налоговое уведомление <номер обезличен> о перерасчете земельного налога за 2015, 2016 годы, в котором указано о перерасчете налога и необходимости его уплаты в срок до <дата обезличена>. Считают действия налогового органа неправомочными, поскольку действующее налоговое законодательство не предусматривает перерасчета ранее исчисленного и уплаченного земельного налога по каким-либо причинам, а ошибки, допущенные налоговым органом при расчете налоговых платежей, должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Кроме того, требование об уплате налога заявлено в суд с пропуском срока исковой давности, установленного законом для обращения с заявленными требованиями (л.д. 79). Также пояснили, что Токарев А.А. является <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно. При расчете налоговых сборов в отношении него следует применять льготы. Полагают, что в удовлетворении требований следует отказать в полном объеме.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в судебном заседании, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно положениям п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу ст.52 Налогового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании п.п.1,2,8 ст.69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу положений ст. 15 Налогового кодекса РФ, земельный налог относится к местным налогам.

Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ, земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Как следует из материалов дела, Токарев А.А. являлся плательщиком земельного налога в <дата обезличена>, <дата обезличена> годах в связи с нахождением в его собственности земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1 873,23 кв. м, расположенного по адресу <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, наименование объекта – земли населенных пунктов, разрешенное использование – «нежилое здание и прилегающая территория» (л.д. 11,102-108).

Право собственности на указанный объект недвижимости и его назначение стороной административного ответчика в судебном заседании не оспорены.

<дата обезличена> налоговым органом на имя налогоплательщика Токарева А.А. направлено налоговое уведомление <номер обезличен> о расчете земельного налога за налоговые периоды – <данные изъяты>, <данные изъяты> годы в общей сумме 12 606 руб.: 6 934 руб. за <дата обезличена> год, 5 672 руб. за <дата обезличена> год (л.д. 52).

Обязанность по уплате налога в указанной сумме налогоплательщиком исполнена (л.д. 60,61).

На основании решения Магнитогорского городского собрания депутатов Челябинской области б утверждении Положения о земельном налоге на территории <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> на территории <адрес обезличен> установлены ставки земельного налога.

Так, в соответствии с положением установлена процентная ставка в отношении «прочие земельные участки» в размере 1,5%.

Налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении:

1) земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в пределах городской черты и используемых для сельскохозяйственного производства;

2) земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

3) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

4) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На основании указанного решения налоговым органом Токареву А.А. произведен перерасчет земельного налога и направлено налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> о необходимости доплаты в срок до <дата обезличена> земельного налога за 2015 и 2016 годы в общем размере 50 424 руб. по объекту налогообложения с кадастровым номером <номер обезличен> (л.д. 28).

Из указанного налогового уведомления следует, что налог исчислен, исходя из налоговой ставки 1,5%, уменьшен на сумму оплаты, произведенной налогоплательщиком, согласно уведомлению от <дата обезличена>, и составил: 27 738 руб. за <дата обезличена> год и 22 686 руб. за <дата обезличена> год.

Административному ответчику направлено требование <номер обезличен> по состоянию на <дата обезличена> об уплате недоимки по земельному налогу (л.д. 17,17-27), которое в установленный срок – до <дата обезличена>, не исполнено.

Суд находит, что требования МИФНС России № 16 о взыскании недоимки по земельному налогу являются обоснованными.

Что касается доводов стороны административного ответчика в части того, что налоговый орган не имел права производить перерасчет налога, суд исходит из следующего.

С 01 января 2019 года вступили в действия положения Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым статья 52 названного Кодекса дополнена пунктом 2.1, запрещающим перерасчет налога, если он влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанного налога.

Вместе с тем, приведенные положения п.2.1 ст.52 Налогового кодекса РФ не распространяются на рассматриваемые спорные правоотношения, поскольку, исходя из содержания абзаца первого указанного пункта, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления, с календарным годом направления которого законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов не более чем за три налоговых периода.

Налоговое уведомление <номер обезличен> от <дата обезличена> вынесено налоговым органом до вступления в законную силу Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Факт его получения не оспаривается и подтвержден заявлением Токарева А.А. о несогласии с перерасчетом налога (л.д. 29).

Помимо указанного, данный Федеральный закон, которым ст.52 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 2.1, улучшающим положение налогоплательщиков, не предусматривает его обратную силу, что также исключает возможность его применения в рамках настоящего административного спора в силу п.4 ст.5 Налогового кодекса РФ.

Доводы представителя ответчика о необходимости перерасчета земельного налога в силу требований ст. 391 Налогового кодекса РФ в связи с наличием у Токарева А.А. инвалидности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на момент направления уведомления налоговому органу не было известно о наличии у Токарева А.А. <данные изъяты>

В силу положений п.6 ст.407 Налогового кодекса РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы утверждена Приказом ФНС России от <дата обезличена> N ММВ-7-21/897@ "Об утверждении формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о предоставлении налоговой льготы в электронной форме".

Вместе с тем, как следует из материалов дела и подтверждается стороной административного ответчика, с заявлением в утвержденной форме о предоставлении налоговой льготы Токарев А.А. не обращался.

Размер образовавшейся задолженности, факт не исполнения требования подтверждается информацией о задолженности. Расчет задолженности проверен судом, произведен законно и обоснованно.

Доказательств, подтверждающих уплату суммы задолженности, административным ответчиком в соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ суду не представлено.

В соответствии с ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

На основании ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз.2,3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок исполнения требования <номер обезличен> от <дата обезличена> установлен до <дата обезличена>, в связи с чем в суд налоговый орган мог обратиться не позднее <дата обезличена>.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Токарева А.А. указанной недоимки налоговый орган обратился в июле <дата обезличена> года, т.е. в установленный законом срок. Мировым судьей судебного участка № 2 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области <дата обезличена> выдан судебный приказ о взыскании с Токарева А.А. в пользу МИФНС № 16 задолженности по обязательным платежам и санкциям по состоянию на <дата обезличена> в размере 50 424 руб. Определением от <дата обезличена> судебный приказ отменен (л.д. 9).

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд <дата обезличена> (л.д. 5-6), т.е. в установленный законом срок.

Таким образом, доводы представителя ответчика о пропуске срока обращения с требованиями об уплате налога являются несостоятельными.

Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, административный иск удовлетворен.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно положениям п.6 ст.52 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Таким образом, с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 713 руб.

Руководствуясь ст. ст. 114, 175, 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области удовлетворить.

Взыскать с Токарева А.А., <дата обезличена> года рождения, проживающего по адресу <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области недоимку по обязательным платежам и санкциям в размере 50 424 руб., в том числе:

- недоимку по земельному налогу за <дата обезличена> год в размере 22 738 руб.,

- недоимку по земельному налогу за <дата обезличена> год в размере 22 686 руб.

Взыскать с Токарева А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 713 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 07 июля 2020 года.

2а-1104/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС № 16
Ответчики
Токарев Анатолий Александрович
Другие
Токарева Оксана Анатольевна
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорск
Судья
Ижокина Оксана Александровна
Дело на странице суда
magord.chel.sudrf.ru
26.02.2020[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.02.2020[Адм.] Передача материалов судье
26.02.2020[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2020[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.02.2020[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.02.2020[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.03.2020[Адм.] Судебное заседание
17.03.2020[Адм.] Судебное заседание
19.05.2020[Адм.] Производство по делу возобновлено
19.05.2020[Адм.] Судебное заседание
02.06.2020[Адм.] Судебное заседание
18.06.2020[Адм.] Судебное заседание
23.06.2020[Адм.] Судебное заседание
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее