Решение от 14.03.2022 по делу № 2-22/2022 (2-1265/2021;) от 18.11.2021

Дело № 2 –22/2022

УИД: 03RS0068-01-2021-002267-78

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года                     село Бакалы

Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Исхаковой Е.А.

при секретаре Шафигуллиной В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Администрации МР Бакалинский район РБ, ФИО1 о прекращении права аренды ФИО1, признании недействительными результаты межевания и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) обратился суд с иском к Администрации МР Бакалинский район РБ, Каримов Р.Р. о прекращении права аренды ФИО1 по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зем, номер государственной регистрации права , признании недействительными результаты межевания и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , указав, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, относящийся к категории "земли лесного фонда" разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадью 561009095 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, Туймазинское лесничество, Бакалинское., Гусевское, Килеевское, Куручевское, Мустафинское, Юрминское участковые лесничества; Правообладатель – Российская Федерация, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация МР Бакалинский район РБ, незаконно распорядившись землями лесного фонда, передала в аренду земельный участок с кадастровым номером по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ зем ФИО2, который, в свою очередь по договору переуступки прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, передал свои права и обязанности третьему лицу ФИО1 в пределах срока договора аренды.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, площадью 2404514 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, сведения о государственной регистрации права: – 6 от ДД.ММ.ГГГГ (аренда).

Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, в специализированном графическом редакторе АРГО, предназначенном для создания чертежей земельных участков для оформления документации, межевых дел, технических планов и описании земельных участков (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от ДД.ММ.ГГГГ) установлено что оспариваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, а именно в выделах 7-15, 21-32, 40-45, 53-60, 67-81, 101 квартала 49, выдел 32 квартала 44, выдела 1,2,4-24, квартала 45 Мустафинского участкового лесничества Туймазинского лесничества Республики Башкортостан. Площадь пересечения составляет 1692403,53 кв.м.

Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером , на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и как земельный участок с кадастровым номером земли сельскохозяйственного назначения. На который зарегистрировано право аренды.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент просит суд прекратить права аренды ФИО1 по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зем, номер государственной регистрации права , признать недействительными результаты межевания и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , указать, что данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений Управлением Росреестра по Республике Башкортостан.

Определением Чекмагушевского межрайонного суда РБ от 07 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

    Представитель истца Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу по доверенности, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик Каримов Р.Р. в судебное заседание не явился, неоднократно извещался времени и месте рассмотрения дела по месту жительства в материалах дела имеется почтовые конверты с отметкой «истек срок хранения».

Представитель третьего лица министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились представили суду письменный отзыв на исковое заявление где требования признали обоснованными и законными. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В соответствии с частью 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно ст.233 ГПК РФ, суд с учетом мнения истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, относящийся к категории "земли лесного фонда" разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадью 611200000 кв.м., по адресу: РБ, Бакалинский район, Туймазинское лесничество, Бакалинское., Гусевское, Килеевское, Куручевское, Мустафинское, Юрминское участковые лесничества; Правообладатель – Российская Федерация, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок с кадастровым , адрес: Республика Башкортостан, МР Бакалинский район, Туймазинское лесничество, Мустафинское участковое лесничество квартал ,49, назначение лесного участка – заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; и др. а также выращивание посадочного материала лесных растений, осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых. Целевое назначение лесов – защитные леса.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, площадью 2404514 кв.м. расположенный по адресу: РБ, <адрес>, сведения о государственной регистрации права: – 6 от ДД.ММ.ГГГГ (аренда).

Из графического совмещения границ земельного участка с кадастровым номером 02:07:070102:42 с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, в специализированном графическом редакторе АРГО, предназначенном для создания чертежей земельных участков для оформления документации, межевых дел, технических планов и описании земельных участков (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от ДД.ММ.ГГГГ) установлено что оспариваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, а именно в выделах 7-15, 21-32, 40-45, 53-60, 67-81, 101 квартала 49, выдел 32 квартала 44, выдела 1,2,4-24, квартала 45 Мустафинского участкового лесничества Туймазинского лесничества Республики Башкортостан. Площадь пересечения составляет 1692403,53 кв.м.

Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером , на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и как земельный участок с кадастровым номером земли сельскохозяйственного назначения. На который зарегистрировано право аренды.

Комитет по управлению собственностью МЗиО РБ по Бакалинскому району, передал в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ зем ФИО2, который, в свою очередь по договору переуступки прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, передал свои права и обязанности третьему лицу ФИО1 в пределах срока договора аренды. Договор прошел регистрацию в органах Росреестра.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ следует, что ДД.ММ.ГГГГ прекращена деятельность Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес> РБ путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником указано Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке установленном законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством (пункт 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.

В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ч. 3).

Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса (ч. 4).

Таким образом, определение границ лесного участка осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Из анализа статей 1, 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, разделения по разным категориям всех земель, следует, что земельный участок должен располагаться на землях только одной категории.

Из данных положений Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что земли разных категорий должны быть отграничены друг от друга. Границы земельного участка не должны пересекать границы земель разных категорий.

Согласно ч. 6 ст. 47 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В силу ч. 1 ст. 4.2 Федеральный закон от 04.12.2006 « 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Статьей 92 Лесного кодекса РФ предусмотрено что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Кадастровый учет в том числе лесных участков, позволяет установить их точное местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

В соответствии с нормами Лесного кодекса РФ местоположение границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.

При этом государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний) которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде координат характерных точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

По смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет земельных участков – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение его существования.

Как следует из п. 2 ст. 8 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 14 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ изложенной в постановлениях от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П, лесной фонд, ввиду его жизненно важной для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и её субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Правовое регулирование отношений связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство и основывается на принципе приоритета публичных интересов.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 305 ГК РФ Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Право определения оснований заявленных требований и способа защиты своего права в суде принадлежит истцу. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение в пределах заявленных требований.

Из толкования вышеизложенных норм, суд приходит к выводу, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Законом о государственной регистрации недвижимости, но и в случае, если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.

Поскольку в материалах данного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение администрацией МР Бакалинский район РБ процедуры изъятия земельного участка из земель лесного фонда и их перевода в иную категорию земель, а спорный земельный участок с кадастровым номером 02:07:070102:42 образован из земель лесного фонда при отсутствии полномочий на распоряжение принадлежащими Российской Федерации землями лесного фонда, и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, суд признает требования Департамента о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, добросовестным поведение лиц, совершивших сделки со спорным земельным участком, начиная с действий как Комитета по передачи в аренду земельного участка кадастровый , так и ФИО2, по передачи прав и обязанностей на земельный участок, не имея на это законных оснований по распоряжению им назвать нельзя.

Ввиду отсутствия правовых оснований на использование ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 02:07:070102:42 и установления факта образования указанного земельного участка из земель лесного фонда, при наличии зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 02:07:000000:1, относящегося к землям лесного фонда и нарушения порядка приобретения спорного участка в аренду требование Департамента о прекращении права аренды земельного участка ФИО1 также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ 2404514 +/- 13568 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1.

░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

    

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-22/2022 (2-1265/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Ответчики
Каримов Расул Равилевич
Администрация МР Бакалинский район РБ
Другие
Министерство лесного хозяйства РБ
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ
Управление Росреестра по РБ
Суд
Чекмагушевский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Исхакова Е.А.
Дело на сайте суда
chekmagushevsky.bkr.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2021Подготовка дела (собеседование)
18.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2022Предварительное судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022Дело оформлено
29.04.2022Дело передано в архив
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее