УИД 66RS0044-01-2020-005350-16
Дело № 2-3152/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2020 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.,
при секретаре Курбановой В.П.,
с участием истца помощника прокурора г. Первоуральска Свердловской области Чаловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2148/2020 по иску Прокурора г.Первоуральска Свердловской области в интересах Костомаха Рафисы Салимовны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Станция скорой медицинской помощи г.Первоуральска» о взыскании выплаты стимулирующего характера и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г.Первоуральска Свердловской области в интересах Костомаха Р.С. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Станция скорой медицинской помощи г.Первоуральска» о взыскании выплаты стимулирующего характера в размере 25000 руб. за мая 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».
В обоснование требований истцом указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Петрова А.П. в интересах работников ССМП г. Первоуральска на действия руководства, в части выплат, стимулирующего характера за работу в особых условиях, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции по Постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484.
Проведенной проверкой установлено, что Костомаха Р.С. осуществляет свою трудовую деятельность в ССМП г. Первоуральска с 31.03.2015 в должности фельдшера скорой медицинской помощи, на основании трудового договора № от 30.03.2015 и приказа о приеме на работу №-к от 30.03.2015.
В соответствии с картой вызова скорой медицинской помощи от 25.05.2020 в ССМП г. Первоуральска поступил вызов ФИО6 с подозрением симптомов ОРВИ. На вызов направлена бригада скорой медицинской помощи, в которую входила фельдшер СМП Костомаха Р.С. (водитель СМП Бажуков С.В.) В ходе оказания медицинской помощи у пациента работниками бригады СМП диагностированы симптомы ОРВИ и принято решение о госпитализации пациента в лечебное учреждение.
Согласно выписке из Федерального регистра лиц, больных COVID-19 от 25.05.2020 установлено, что у пациента ФИО8 в день вызова скорой медицинской помощи подтвержден диагноз SARS-CoV-2 (COVID-19). Доступ в Федеральный регистр представлен ССМП г. Первоуральска 08.06.2020
Таким образом, с 08.06.2020 у ответчика имелась информация, что фельдшер ССМП Костомаха Р.С. осуществляла выезд к пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, но выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства № не произведены до настоящего времени, что нарушает ее право, гарантированное Конституцией РФ, на вознаграждение за труд.В связи с чем, прокурором города 03.07.2020 в адрес главного врача ССМП г. Первоуральска внесено представление об устранении нарушений закона, в удовлетворении которого отказано, выплаты не произведены.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Первоуральска Чалова О.А., Костомаха Р.С. исковые требования с учетом уточнения поддержали и просили удовлетворить, просили помимо выплат в размере 25000 руб., взыскать также компенсацию морального вреда за нарушение трудового законодательства.
Представители ответчика ГБУЗ СО «Станция скорой медицинской помощи города Первоуральск» Азарова О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав на то, что выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 производятся работникам, входящим в состав специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В ГБУЗ СО «ССМП г. Первоуральск» 28.05.2020 года было проведено собрание представителей трудового коллектива, на котором присутствовал председатель Первичной профсоюзной организации Учреждения, а также представители всех смен и должностей от работников Учреждения. Информация о положенных выплатах по Постановлениям Правительства РФ и Указу Губернатора СО была доведена до работников, что подтверждается протоколом собрания трудового коллектива ГБУЗ СО «ССМП г. Первоуральск» от 28.05.2020. Все вопросы, которые были рассмотрены на собрании, отражены в данном протоколе.
Костомаха Р.С. в состав специализированных выездных бригад СМП не входит. Работники подстанции пос. Новоуткинск ознакомлены с приказом о создании специализированных выездных бригад СМП., добровольного письменного согласия на включение их в состав специализированных выездных бригад СМП не выразили.
25.05.2020 года на вызов к ФИО8 выезжала бригада в составе фельдшера Костомахи Р.С. и водителя Бажукова С.В.., что подтверждается картой вызова СМП сут. №, годовой № от 25.05.2020. Пациент госпитализирован в ГБ <адрес>.
На вызов выезжала не специализированная выездная бригада СМП, поскольку согласно выписке из АДИС эпиданамнсз спокойный, повод к вызову: температура, кашель. Установленный диагноз – пневмония, острая дыхательная недостаточность.
Не установлено, когда именно пациенту ФИО8 был установлен диагноз COVID-19, имелся ли он на момент госпитализации пациента работниками ГБУЗ СО «ССМП г. Первоуральск», поскольку пациент был госпитализирован в специализированное учреждение - перепрофилированную медицинскую организацию, для оказания помощи больным COV1D-19, функционирующую в режиме инфекционного стационара, или был выявлен и установлен через некоторое время после нахождения пациента в данном учреждении. Таким образом считаем, что не установлен факт наличия новой коронавирусной инфекции COV1D-19 у пациента ФИО8 на дату ее госпитализации.
Выплата указанных денежных средств указанному работнику будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.. Согласно отзыву полагает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку на момент первичного вызова к пациенту, указанному в иске, диагноз новой коронавирусной инфекции не был установлен, соответственно Костомаха Р.С. право на получение стимулирующей выплаты не имеет. Кроме того, она не включена в состав специализированной выездной бригады, участвовала в оказании медицинской помощи гражданам, у которых на момент вызова скорой помощи диагноз новой коронавирусной инфекции не был установлен.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа №-к от 30.03.2015 между ГБУЗ СО «ССМП г. Первоуральск» и Костомаха Р.С. заключен бессрочный трудовой договор № от 30.03.2015 Костомаха Р.С. принята в Учреждение на подстанцию скорой медицинской помощи пос. Новоуткинск в должности фельдшера скорой медицинской помощи.
Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации – далее ТК РФ).
В соответствии со ст. 21 ТК РФ Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в числе прочего государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 130 Трудового кодекса РФ).
Статьей 5 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В целях реализации поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COV1D-2019) в регионах Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 5.04.2020 № Пр-665 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 12.04.2020 №484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавнрусная инфекция COV1D-19» (далее - Постановление от 12.04.2020 № 484)
В соответствии с п. 11 Постановления от 12.04.2020 № 484 предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавнрусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц.
Согласно абз. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пп. 5.2.17 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 порядки оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядки оказания медицинской помощи.
В целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 №198н (далее - Приказ от 19.03.2020 №198н) утвержден временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Согласно п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу от 19.03.2020 №198н руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи), для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COV1D-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 №198н (далее - Приказ от 19.03.2020 №198н) утвержден Временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В соответствии с Приложением № 2 к Приказу, определено руководителям медицинских учреждений создать специализированные бригады скорой медицинской помощи для реализации мероприятий по борьбе с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
С целью осуществления выплат стимулирующего характера по Постановлению от 12.04.2020 № 484 в ГБУЗ СО «ССМП г. Первоуральск» главным врачом 27.05.2020 утверждено «Положение по выплатам стимулирующего характера, за выполнение особо важных работ медицинским и иными работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Станция скорой медицинской помощи город Первоуральск», непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (л.д.40-42), которое согласовано с Министерством здравоохранения Свердловской области.
Также представлено Положение, утвержденное главным врачом 04.06.2020, согласованное с Министерством здравоохранения по Свердловской области (л.д.43-45), аналогичное по своему содержанию и нормативному регулированию Положению, утвержденному 27.05.2020.
Положения от 27.05.2020 и от 04.06.2020 включают в себя перечень структурных подразделений и должностей медицинских и иных работников станции скорой медицинской помощи г. Первоуральска, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В п. 4 Таблицы 1 Положения предусмотрена должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи в составе структурного подразделения «скорая помощь», без указания на включение его в состав специализированной бригады. В Таблице 2 определен размер стимулирующей выплаты водителям - 25000 руб. Также определено, что стимулирующая выплата выплачивается работникам в полном размере за сам риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией.
Во исполнение Приказа от 19.03.2020 №198н главным врачом ГБУЗ СО «ССМП г. Первоуральск» Сорокиным А.В. принят приказ № 162 от 06.05.2020 которым определена специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи на базе общепрофильной выездной бригады скорой медицинской помощи №3, направляемая на вызовы к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонией, новой коронавирусной инфекции COVID-19, аналогичные приказы принимались и впоследствии, в том числе действовали на 25.05.2020.
Несмотря на то, что Костомаха Р.С. не входила в состав указанной специализированной бригады скорой медицинской помощи и сторонами данный факт не оспаривался, соответственно суд приходит к выводу, что достоверно установлено фактическое привлечение работодателем Костомаха Р.С. к выполнению особо важных работ, дающих право на получение стимулирующей выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484. Именно в связи с указанным признаны несостоятельными ссылки ответчика на разъяснения Министерства здравоохранения, выраженные в письма от 21.05.2020 №16-3/И/1-6965, от 17.05.2020 № 16- 3/И/1-3061, поскольку Костомаха Р.С. фактически была привлечена к выполнению особо важных работ, от выполнения которых она не могла отказаться (не могла отказаться от осуществления выезда к пациенту в составе бригады по указанию работодателя), действия работодателя по невозможности рационального распределения вызовов с учетом эпидемиологической ситуации и нового нормативного регулирования не могут быть поставлены в вину работнику, осуществляющему данные работы, а значит, подвергающемуся риску заражения вирусной инфекцией наравне с работниками, включёнными приказом в состав специализированной бригады, но не осуществлявшими вызов ко всем пациентам в спорный период в виду высокой загруженности медицинских учреждений и станций скорой медицинской помощи.
Доводы ответчика в части отсутствия оснований для осуществления спорной выплаты ввиду формального невключения истца в состав специализированной бригады, суд отклоняет, поскольку они сделаны без учета фактических обстоятельств дела, особенностей оказания медицинской помощи ФИО8
Вопреки доводам ответчика, из нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что специализированные бригады скорой помощи созданы для осуществления выезда не только к больным новой коронавирусной инфекцией либо к пациентами с осложненным эпидемиологическим статусом. Иное противоречит буквальному толкованию Временного порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 №198н (далее - Приказ от 19.03.2020 №198н).
Так, согласно п. 1.1, п.1.2 Приложения № 2 к Приказу от 19.03.2020 №198н руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь предписано обеспечить готовность медицинских организаций, оказывающих скорую помощь, к оперативному оказанию медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ, отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций.
Согласно п. 1.3, п. 1.4 Приложения № 2 к Приказу от 19.03.2020 №198н (в редакции на 25.05.2020 на момент выезда бригады скорой помощи с участием Костомаха Р.С. руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь предписано установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи), отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Организовать работу медицинских организаций, оказывающих скорую помощь с приоритетом оказания ее пациентам с симптомами ОРВИ, в том числе лицам из групп риска (лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины).
Действующая редакция данной нормы также определяет необходимость организации общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи), для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COV1D-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Аналогичные правила установлены в приказах главного врача ССМП о создании специализированных бригад (пункт 1 приказов), определяющих выезд данных бригад на вызовы к пациентам не только с новой коронавирусной инфекцией, но и с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии.
Материалами дела установлено, что Костомаха Р.Ф. в составе бригады скорой медицинской помощи 25.05.2020 выезжала для оказания медицинской помощи ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пациентка была внесена в федеральный регистр больных коронавирусной инфекцией.
В частности, из карт вызова скорой помощи к ФИО6 (л.д.13-16) следует, что пациентке предварительно был поставлен <данные изъяты>, определен острый характер течения заболевания, установлена дыхательная недостаточность с наличием сопутствующих заболеваний, возраст пациентов составил старше 65 лет; анамнез ФИО6 содержит данные о сохранении у нее повышенной температуры свыше 38 градусов, кашель с трудноотделимой мокротой, одышка с затрудненным водоходом, слабость, пациентка госпитализированы бригадой скорой помощи в инфекционную больницу ГБУЗ СО «Ревдинская городская больница».
Кроме того, опровергаются доводы ответчика, о том, в какой период установлен ФИО6 диагноза <данные изъяты>, и возникновения заболевания, истребованы и приобщены к материалам дела в качестве доказательств для установления юридически значимых обстоятельств по делу протокол КТ-исследования ФИО6 от 25.05.2020, мазок на COVID-19 от 25.05..2020 был взят непосредственно при госпитализации в ГБУЗ СО «Ревдинская городская больница» и показал положительный результат, что подтверждается также информацией Управления Роспотребнадзора о поступлении именно 25.05.2020 экстренного сообщения о предварительном диагнозе «пневмония неустановленной этиологии» в отношении ФИО6
Данные факты подтвердила заместитель начальника Территориального отдела в городе Первоуральске, Шалинском, Нижнесергинском районах и города Ревд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ФИО13, допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, пояснила, что медицинская организация заподозрив диагноз COVID-19, обязана внести больного в регистр лиц, больных COVID-19, туда же вносятся данные о лабораторных исследованиях, проведенных с больным и обследование КТ-диагностики, при обнаружении положительного лабораторного подтверждении. В регистр вносится изменения на каждом этапе оказываемой медицинской помощи. Данный вирус относится ко второй группе патогенности, в связи с чем является весьма заразным.
Таким образом, документально подтверждено, что бригада скорой медицинской помощи, в состав которой входила фельдшер Костомаха Р.С. непосредственно работала (оказала скорую медицинскую помощь) гражданину, у которого выявлена новая коронавнрусная инфекция SARS-CoV-2 (COVID-19), о чем ответчику стало известно 08.06.2020 г.
Факт работы фельдшера скорой медицинской помощи Костомаха Р.С. в указанную дату с пациентом с диагнозом «коронавирусная инфекция» SARS-CoV-2 (COVID-19) нашел свое документарное подтверждение, указанные доказательства (карты вызовов, выписки из федерального реестра) согласуются между собой и в целом с исследованными по делу доказательствами, несмотря на то, что оспариваются представителем ответчика.
Работникам скорой медицинской помощи (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал и водители автомобилей скорой медицинской помощи) за работу с пациентами с диагнозом «короиавирусиая инфекция» SARS-CoV-2 (COVID-19) предусмотрены дополнительные выплаты стимулирующего характера.
Указанные стимулирующие выплаты производятся непосредственно работодателем в дни выплаты заработной платы, с получением соответствующих денежных средств в порядке установленном Постановлением от 12.04.2020 № 484 и соответствующим соглашением с Министерством здравоохранения Свердловской области.
Вместе с тем, как установлено судом выплата в соответствии с Постановлением от 12.04.2020 № 484 за май 2020 года Костомаха Р.С. не произведена до настоящего времени.
Исполняя свои трудовые обязанности добросовестно, истец не могла не выехать на вызовы к пациентам с симптомами ОРВИ, подвергая свою жизнь и здоровье опасности в связи с потенциальной возможностью заражения коронавирусной инфекцией.
Кроме того, относительно данного факта дал пояснения Государственный инспектор труда Кислицын Н.В., допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, указал что Постановление Правительства само по себе не содержит указания, что должна быть специализированная или какая-либо иная бригада. В нем содержится указание, что выплаты осуществляются непосредственной медицинским работникам, то есть врачам, среднему медицинскому персоналу, а также водителям, выезжавшим на вызов.
При изучении временного порядка организации работы медицинских организаций, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденном приказом Минздрава №198-н установлено, что оно не содержит положений, связанных с оплатой за осуществление такой деятельности, поэтому когда Государственная инспекция труда изучает вопрос: «положены ли такие выплаты?», то исходим из общих правил, установленных трудовым законодательством, в частности ст. 37 Конституции РФ, которая гарантирует, что работники должны получать заработную плату без какой-либо дискриминации и не ниже МРОТ. Данные положения согласуются с принципами трудового законодательства, которые закреплены в ст. 2 и 3 ТК РФ, исходим из правил, если работник выполнил тот же самый объем работы, в тех же условиях, что и специализированная бригада, то работник не может быть подвергнут дискриминации по оплате труда Следовательно, должен получить те же выплаты, что и работники, специализированной бригады, выполнившие ту же саму работу и в тех же условиях. Учитывая изложенное, работодатель несет ответственность за принимаемые им управленческие решения.
Факт работы в специализированной выездной бригаде скорой медицинской помощи или общепрофильной бригаде не может быть решающим, и ставить работника, выполняющего одинаковую работу, с равноценными рисками, в не равные условия по оплате труда, не законно. При этом в соответствии с п. 1.3 Приложения 2 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций должны сформировать перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Субъект РФ вправе повышать уровень выплат стимулирующего характера за счет средств своего бюджета (п. 12 Правил).
В целях контроля за расходами, конкретный перечень медицинских работников, которым осуществляются стимулирующие выплаты, может быть уточнен и зафиксирован в соглашении между органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья и медицинской организацией.
В Письме Минздрава России от 17.05.2020 N 16-3/И/1-3061 в отношении этой надбавки были даны следующие разъяснения: выплаты, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 484, полагаются работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (выплаты осуществляются в установленные в организации сроки для выплаты заработной платы).
В медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медпомощь в стационарных условиях, руководитель утверждает временное штатное расписание данной организации и при необходимости (в том числе при перепрофилировании) перераспределяет функциональные обязанности медработников. Таким образом, должности всех медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медпомощи пациентам с COVID-19, подлежат включению в перечень должностей медицинских работников, имеющих право на выплаты стимулирующего характера.
Указанные выплаты осуществляются в полном размере, если работник трудился в соответствии с установленным графиком независимо от количества смен и (или) часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией
Разрешая данный спор, суд, на основании вышеприведенных норм права, оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Костомаха Р.С. стимулирующей выплаты в соответствии с Постановлением Правительства № в размере 25 000 руб. за май 2020 г.
В ходе рассмотрения гражданского дела истцом Костомаха Р.С. требования были увеличены, заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование данного требования истец пояснила, что до настоящего времени выплата за работу с больным COVID-19, которая имела место в мае 2020 года, не произведена, чем нарушается ее право на получение заработной платы в полном объеме и своевременно.
В силу ст. 237 ТК РФ, п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. При этом, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах определяемым судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В связи с невыплатой заработной платы в полном объёме истцу был причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях.
Компенсация морального вреда определяется, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, степень вины ответчика, не представившего доказательств наличия обстоятельств, своевременной и в полном объеме стимулирующей выплаты, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд определил к взысканию в счет компенсации морального вреда Костомаха Р.С. 1 000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 98, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, подп. 1, 3, 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом удовлетворения имущественных требований истца, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 250 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона (ст. 393 Трудового кодекса РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░»:
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 26000 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 12.04.2020 N 484 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2020 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ COVID-19» ░ ░░░░░░░ 25000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░;
░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1250 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░