Судья Агишева М.В. Дело № 33-6890/2020
2-945/2020
64RS0048-01-2020-001834-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Негласона А.А., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шемаровой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Чепля Г.Ф. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии, возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом повышения,
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 июля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Сугробовой К.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Саратовского гарнизона обратился в суд в интересах Чепля Г.Ф. с иском (уточненным) к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области») о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии, возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом повышения.
В обоснование заявленных требований указано, что Чепля Г.Ф. с 01 декабря 1990 года по настоящее время является получателем пенсии от Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца – мужа Чепля А.А. в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участника Великой Отечественной войны. С 28 сентября 1943 года по 08 марта 1944 года Чепля А.А. принимал участие в Великой Отечественной войне на 1 Белорусском фронте в составе <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, с 08 марта 1944 года по 09 июня 1944 года находился на излечении по ранению в эвакогоспитале №. Согласно свидетельства о смерти Чепля А.А. умер <дата>. Пенсия Чепля Г.Ф. назначена в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в размере 40 % соответствующих сумм денежного довольствия Чепля А.А. В обращении Чепля Г.Ф. указала, что пенсия по случаю потери кормильца выплачивается ей не в полном размере, без учета увеличения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона. 19 июня 2020 года Чепля Г.Ф. обратилась в военный комиссариат с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, однако в этом ей было отказано.
Полагая права Чепля Г.Ф. нарушенными, военный прокурор Саратовского гарнизона в ее интересах обратился в суд, который с учетом уточнения исковых требований просил признать за Чепля Г.Ф. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 19 июня 2019 года; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 за период с 19 июня 2019 года по 18 июня 2020 года и выплатить Чепля Г.Ф. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за указанный период в размере 10 763 руб. 88 коп.; обязать ответчика в дальнейшем выплачивать Чепля Г.Ф. указанную пенсию по случаю потери кормильца.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 июля 2020 года исковые требования военного прокурора Саратовского гарнизона, действующего в интересах Чепля Г.Ф., удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представителем ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Автор жалобы ссылается на то, что предусмотренное п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 повышение пенсии носит личностный характер, применяется только к самим участникам Великой Отечественной войны – получателям пенсий в соответствии с настоящим Законом, и его распространение на членов семьи погибшего военнослужащего действующим законодательством РФ не предусмотрено. Выводы суда не соответствуют нормам действующего законодательства, что влечет существенное нарушение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Саратовского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным; нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Чепля Г.Ф. является вдовой Чепля А.А., участника Великой Отечественной войны, умершего <дата>, с которым она состояла в браке с <дата>.
С 01 декабря 1990 года и по настоящее время Чепля Г.Ф. получает пенсию по случаю потери кормильца без повышения к пенсии, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Чепля Г.Ф. обратилась с заявлениями в ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области», а также в военную прокуратуру Саратовского гарнизона, в которых просила восстановить нарушенные права, поскольку ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, не выплачивается пенсия по потере кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Военным комиссариатом Саратовской области Чепля Г.Ф. в удовлетворении указанного заявления отказано в связи с тем, что данное повышение к пенсии носит личностный характер и устанавливается к пенсии по случаю потери кормильца тем членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (пенсионера), которые сами являлись участниками Великой Отечественной войны.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, исходил из того, что повышение пенсии, установленное названной нормой, производится не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к выводу о том, что на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 Чепля Г.Ф. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Таким образом, п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей участников Великой Отечественной войны.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 Чепля Г.Ф. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истца права на повышение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в связи с тем, что она сама не относится к числу участников Великой Отечественной войны, противоречит вышеизложенным положениям Закона, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
При определении периода для взыскания задолженности по выплате Чепля Г.Ф. пенсии по случаю потери кормильца судом первой инстанции приняты во внимание приведенные положения п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Таким образом, выводы суда о том, что перерасчет размера пенсии должен был произведен Чепля Г.Ф. за 12 месяцев и, как следствие, за указанный период с ответчика в пользу Чепля Г.Ф. подлежит взысканию образовавшаяся недоплата, являются правомерными.
Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в апелляционной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу решение суда отмене в апелляционном порядке не подлежит.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи